Как появился буддизм — история зарождения первой мировой религии. История возникновения буддизма в древней индии «Философия Древней Индии

Другая религиозная система Индии, которая сформировалась в 5 тыс. до н.э. – это буддизм. Буддизм – одна из трех мировых религий, возникает как следствие неких реально существовавших событий. У этой религиозной системы есть основатель, его зовут Сиддхартха Гаутама. Согласно учению буддизма стать Буддой (просветвленным) может каждый, пройти путь подобный тому, что прошёл Гаутама, может любой человек. В этом заключается одна из особенностей буддизма как религии, в которой, по сути, нет бога как изначально заданной единицы, как трансцендентной силы, которая стоит над людьми, живущими на земле, силы недосягаемого и непостигаемого божества. Гаутама превращается в Будду, достигает вечности, бессмертия. Но весь путь, который этому предшествует, реален, понятен, достижим и другими людьми.

Согласно учению буддизма человек проходит этапы духовного развития, в буддизме их называют восьмеричным путем. В буддийской художественной системе восьмеричный путь представляется в виде восьми дисков нанизанных на стержень, как ступени восхождения от низшего к высшему. Все эти этапы благородной и праведной жизни постигает буддист в ходе своей жизни и шаг за шагом приближается к просветлению, к нирване.

В буддизме сформировались две основные школы. Первая школа называется Хинаяна, это школа, согласно которой состояния нирваны достигает только представитель брахманов, только жрец. Вторая школа – это Махаяна, школа, согласно которой любой человек, если задастся целью, может достигнуть нирваны. Хинаяна переводится как малая колесница или малый путь, т.е. путь для избранных, для брахманов, для жрецов, а Махаяна – большой путь, большая колесница. Эта школа не делает практически никаких различий для представителей разных каст и дает возможность любому человеку пройти путь духовного совершенствования, овладеть основными приемами буддийского учения и достигнуть просветления, стать праведным человеком в ходе духовного развития.

Буддизм оказал очень сильное влияние на культуру в целом. Буддизм – это религия, которая ставит человека в условия духовного роста. От него самого зависит, в соответствии с какими ценностями будет его жизненный путь, какие приоритеты в своих действиях он станет выделять. Очень большое воздействие буддизм оказал и на скульптуру и живопись, где существовал определенный канон изображения Будды, определяющий, в какой позе следует изображать Будду, каковы должны быть движения пальцев, расположение тела, какой должна быть одежда. Были возведены в строгий закон: тип прически и выражение лица. Наиболее последовательная канонизация и образа Будды, и буддийских построек, и скульптурных сооружений приходится на правление Ашоки, одного из выдающихся представителей династии Маурьев, при котором буддизм был объявлен официальной религией. Ашока издал ряд указов, согласно которым все должны были познакомиться с этим учением. Буддизм не отрицал индуизм, и жители Древней Индии, которые традиционно исповедовали индуизм, могли спокойно оказаться сторонниками новой религии. Эти два учения не противоречат друг другу. В буддизме, также как в индуизме, встречаем те понятия, которые составляют суть миропонимания человека Древней Индии. Это понятия о реинкарнации, о двойной сущности человека, о сансаре. При Ашоке начинается строительство культовых сооружений буддизма. Стали создаваться буддийские сооружения, своего рода архитектурные и скульптурные знаки этой религиозной системы: ступы, стамбхи, чайтьи. Ступы – мемориальные сооружения, напоминающие ритуальные холмы, полусферы, выложенные камнем. Чаще всего их сооружали на платформах в виде барабана, а на верху этой полусферы размещали реликварий – небольшие прямоугольные сооружения, в которых хранились буддийские реликвии, совершались обряды и жертвоприношения. Стамбхи представляли собой буддийские столбы, завершающиеся капителями. Первоначально их создавали повсеместно на пути паломников, тех людей, которые шли к ступам. Человек, который совершал многодневный путь к сакральной ступе, встретив на своем пути стамбху, мог совершить ритуальные действия. На стамбху были нанесены тексты, гимны, буддийские заповеди. Чайтьи – это буддийские храмы, которые обычно не строили, а выдалбливали в пещерах, в горах. Они были спрятаны от человеческого взора. Внутри храмов были осуществлены великолепные декоративные работы, до блеска отполированы мраморные полы и колонны, украшены фресками стены, созданы великолепные скульптуры. О существовании этих храмов знали немногие, поэтому здесь совершались самые важные обряды и ритуалы буддизма. Рядом с чайтьями сооружались вихары – небольшие кельи для буддийских монахов-отшельников. И вихары, и чайтьи были знаком памяти о годах уединения Будды. Иногда встречаются комплексы, в которых содержалась не одна чайтья, а несколько сооружений. Одним из крупнейших из подобных памятников архитектуры является комплекс Аджанта.

Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!

Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

Зарождение буддизма

Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает. Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар. Тогда – в середине I тысячелетия до н. э. – на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала. Именно здесь начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.

История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

  • Гаутама;
  • Сиддхартха – в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
  • Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
  • Будда – значит «Просветленный высшим знанием».

Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить». Наш язык вообще очень похож на санскрит. Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.

Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник – 2500 лет буддизму.

Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

Причины появления буддийской традиции

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

К XI-XII вв. буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины. Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?

К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами. Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе. Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в. н. э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.

В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.


Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку. Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

А потом он увидел саману – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.


Сиддхартха достиг , когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

Как появился буддизм среди нас

С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану. Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.


Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии. Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.

А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

Заключение

До встречи в следующем посте!

В древнеиндийской философии выделяются два направления или две группы школ:

1) Ортодоксальные школы , опирающиеся на авторитет Вед : веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;

2) неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, локаята, чарвака.

Подробнее об одной из школ, оказывающих влияние на мировоззрение людей и по сей день: Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии в VI - V вв. до н.э. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший в последствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного. Появление буддизма в древней Индии можно, сравнить с духовной революцией, имевшей ярко выраженный гуманистический характер: в стране, где “... человеческая личность поглощена внешней средой. ... Понятие о человечности, то есть о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек из низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали; и вся судьба человека исключительно зависела и заранее, предопределялась случайным фактом рождения в той или иной касте.

И вот в этой - то стране рабства и разделения несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и различия суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, самого себя” .

В буддизме отчетливо проявились характерные черты восточной философии: иррационализм и этическая направленность. Будда считал, что бессмысленно отвечать на вопросы неопределенные и бесполезные с этической точки зрения, так как для их разрешения и ответов нет достаточных возможностей; это такие вопросы как:

Вечен ли мир? Или он не вечен?

Конечен ли мир? Или он бесконечен?

Отличается ли душа от тела?

Тождественна ли душа с телом? и т.п.

Будда сказал: “Лишь подобные младенцам стараются узнать: вечен ли мир или нет, ограничен ли он или бесконечен; он же - если они не брамины, озабоченны благосостоянием алтарей - говорят о природе Драхмы, которого не видали никогда. Единственное, что имеет значение, это борьба со страданием, поиск пути ведущего к освобождению от страдания, пребывание в пути с восьмью разветвлениями. Остальное умозрение, игра ума, умственная забава” .

Четыре Благородные Истины составляют суть просветления:

1. “Вот, монахи, благородная истина о страдании : рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, не достижение желаний – страдание и, словом вся пятеричная привязанность к земному – суть страдания.

II. Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания, это Тришна (желание, жажда), ... жажда бытия, жажда тленности.

III. Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания : полное освобождение от этой Тришны (желаний), конечная победа над страстями, их уничтожение, отвержение, оставление.

IV. И вот, о монахи, благородная истина о пути ведущем к прекращению всякой скорби : это поистине священный восьмеричный путь”:

Правильное понимание (самма – дитихи) – это не значит искать постоянно в мире преходящем, красоту в уродстве, счастье в том, что приносит страдание.

Правильная решимость (самма – сангана) – решимость преобразовать свою жизнь и выполнять три правила:

отказ от привязанности к материальным “ценностям”,

отказ от дурных намерений,

отказ от вражды к людям и всему живому, не причинение им зла.

Правильная речь (самма – вага) – воздержание ото лжи, клеветы, жестоких слов, оскорбления, сплетен, пустой болтовни, фривольных разговоров.

Правильное поведение (самма – команта) – отказ от уничтожения живого (от человека до комара), от воровства; пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести.

Правильный образ жизни (самма – аджива) – нельзя поддерживать свою жизнь, принося страдания другим – нельзя торговать оружием, людьми, спиртными напитками, ядом; быть охотником, птицеловом, рыбаком, грабителем, тюремщиком палачом.

Правильное усилие (сама – ваяла) – отрешиться от соблазнов, стараться смотреть на жизнь спокойно, хладнокровно – так рождается мудрость.

Правильное направление мысли или внимание, или бдительность (сама – кати) убеждение, что тело, чувства, ум – непостоянны, временные драгоценности.

Правильное сосредоточение (самма – самадхи) – медитация – переживание целостности бытия, полная самоуглубленность.

А теперь сравните Ваши правила, с правилами буддистов и еще раз вернитесь к таблице сравнения восточного и западного типов философствования. Если есть желание, можете дополнить ее таблицей сравнения Ваших правил (скорее человека западной цивилизации) и правил буддизма.

Человек, освободившийся от страданий – Архат (святой), а состояние освобождение – Нирвана. Достичь Нирваны – значит “умереть”, “исчезнуть”, “идти дальше”, “перейти в другое состояние”, “продолжить свое существование”, “соединиться”, “слиться”, “вернуться”.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира и признания бытия своеобразного, психологического процесса, в который оказывается вовлеченный и мир. Творческим началом, конечной причины бытия оказывается психологическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад.

Прочтите небольшой фрагмент текста: Диалог Будды с его учеником и ответьте на вопросы:

1. Как Вы поняли, что такое реинкарнация души?

2. Какая разница в решении проблем смерти и бессмертия в Восточной и Западной культурах (в частности, в Буддизме и Христианстве)?

3. Когда Вы впервые задумались о проблеме смерти и бессмертия? Как в течение Вашей жизни Вы ее для себя решали? Если Вы склонны ответить на 3 вопрос, можете начать особый раздел в своей тетради, который можно назвать: Философия моей жизни илиМоя духовная биография , или как-нибудь еще. Ваше творчество.

Диалог Будды с его учеником о душе и реинкарнации

Ученик : Веришь ли ты, Учитель, что душа возрождается и эволюционирует в течение жизни и что согласно закону кармы она пожинает то, что посеяла? Я тебя спрашиваю об этом потому, что, как мне сказали, согласно твоему учению душа не существует, и что твои последователи стремятся к полному уничтожению “я”, как высшей радости нирваны. Если же “я” осталось только комбинацией элементов, то при смерти “я” должен разложится и исчезнуть. Если “я” есть только комбинация идей, мыслей, чувств и желаний, то, что же будет со мной, когда разложится мое тело? Где же есть эта бесконечная радость, о которой говорят твои последователи - просто пустое слово без всякого смысла - иллюзия. Когда размышляю над своим учением, я вижу только “ничто”, уничтожение, не существование, как конечную цель человека. Мне кажется, что ты проповедуешь высокое учение, но я не вполне понял его. Итак, разреши мне еще вопрос: Если не существует души, то как может существовать бессмертие? Если прекратить активность души, тогда прекратятся и наши мысли.

Будда: Наша способность мыслить исчезнет, но наши мысли продолжают существовать. Исчезнет размышление, но останется знание. Если человек желает ночью написать письмо, он зажигает свет, пишет письмо, а когда оно написано, тушит свет. И хоть свет потушен, но осталось написанное письмо. Так и размышление прекращается, но остается опыт, знание, и таким образом, продукт наших добрых действий не утрачивается.

Ученик: Скажи мне, Учитель, что будет с моей личностью, когда она разложится на составные части. Если мои мысли исчезнут и моя душа станет уже не моей, что же это за личность, дай мне объяснение.

Будда: Представим человек, который чувствует также, как думает, как и ты, действует, как и ты. Будет ли он тоже само, что и ты?

Ученик: Нет. В моей личности есть нечто, что ее полностью отличает от других личностей. Может быть, другой человек, который чувствует, думает, действует и даже называется, как я, но он не будет я.

Будда: Правильно, этот человек не будет тобой. Твоя личность природа не заключается в материи, из которой создано твое тело, а в форме или конфигурации твоего тела, в твоих чувствах и твоих мыслях. Твоя личность есть комбинация элементов. Ты существуешь повсюду, где находится эта комбинация. Таким образом, ты признаешь в известном смысле ты признаешь в известном смысле тождественность с собой той твоей личности, существование которой продолжается в зависимости от твоей кармы (то есть предыдущих поступков). Как же следует назвать это продолжение существования, смертью ли или уничтожением, или жизнью, или продолжением жизни?

Ученик: Должно назвать жизнью или продолжением ее, ибо это продолжение моего существования. Но что меня беспокоит, это продолжение моей личности, т.к. всякий другой человек, будет ли он тождествен со мной или нет, есть личность совершенно другая.

Будда: Насколько сильна у тебя привязанность к личности. Но это и есть твоя ошибка, которая тебе причиняет беспокойство. Кто привязан к личности, должен пройти многие рождения и смерти. Ты будешь умирать постоянно, ибо природа личности есть непрерывная смерть.

Ученик: Как это?

Будда: Где находится твоя личность? Личность, которую ты так почитаешь, меняется беспрерывно. Много лет тому назад ты был ребенком, потом юношей, а теперь ты мужчина.

Ученик: Я вижу мою ошибку, но все же для меня еще не все ясно. Мне кажется несправедливым то, что другие пожнут то, что я сейчас имею.

Будда: Неужели ты не понимаешь. Что эти другие личности есть ты сам. Ты, и никто другой, пожнешь то, что сеешь. Ни в высотах неба, ни в недрах земли ты не скроешься от результатов твоих действий.

Как религиозное течение, буддизм зародился в северо-восточной части Индии. Его основатель - царевич Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, которого впоследствии стали именовать Буддой, т.е. «пробудившимся».

От рождения ему было предсказано стать великим правителем либо мистиком и аскетом. Отец Сиддхартхи полагал, что если оградить царевича от отрицательных сторон жизни, то он сделает выбор в пользу мирского, а не духовного.

До 29 лет Сиддхартха жил роскошной жизнью во дворце своего отца. Царевич не знал никаких забот, его окружали прислужники и прекрасные девушки. Но однажды молодой человек тайно покинул дворец и во время своей прогулки впервые мог наблюдать горе, болезнь и нищету. Все увиденное потрясло царевича.

Будда стал размышлять о суетности существования, он пришел к выводу, что земные радости слишком ничтожны и скоротечны. Сиддхартха навсегда покинул дворец и стал жить как отшельник. В течение многих лет он вел аскетичный образ жизни и , пока не достиг просветления.

Для справки: история возникновения буддизма не раскрывает в точности момент зарождения этой религии. В соответствии с традициями тхеравады (одной из старейших буддийских школ), Будда жил с 624 по 544 гг. до н.э. Исторической родиной религиозного течения стала долина Ганга, находящаяся в Индии.

Четыре благородные Истины буддизма

В этих Истинах заключается сущность буддизма. Они должны быть известны всякому, кто интересуется этой восточной религией:

  • Дуккха - страдание, неудовлетворенность
  • Причины, порождающие дуккха
  • Прекращение страдания
  • Путь, ведущий к прекращению дуккха

Чему же учат нас четыре благородные Истины буддизма? Прежде всего, они свидетельствуют о том, что жизнь, рождение и смерть - это страдание. Неудовлетворенность присуща каждому человеку, будь он нищим или царем. Везде и всюду люди сталкиваются со смертью, болезнями и прочими несчастьями.

В соответствии с традициями буддизма, причинами страдания являются человеческие желания. До тех пор, пока человека не оставит жажда удовольствий, он будет вынужден снова и снова перевоплощаться на земле (проходить круг Сансары). Невозможность получить желаемое, а также потеря желаемого либо пресыщение вызывают неудовлетворение.

Третья благородная Истина учит о том, что существует возможность раз и навсегда прекратить любые страдания и достичь состояния нирваны. О том, что такое нирвана, Будда изъяснялся весьма неохотно. Это непередаваемое состояние полноты бытия, освобождения от уз, привязанностей и желаний.

Четвертая Истина указывает адептам способ, которым можно достичь нирваны. Это Благородный Восьмеричный Путь, включающий в себя набор нравственных и этических инструкций. Одним из атрибутов «Пути» является «правильное сосредоточение», т.е. практика медитации.

Смерть и перерождение

В процессе своей жизни каждый человек совершает хорошие и плохие поступки. Этим он , позитивную либо негативную. До тех пор пока карма не будет исчерпана, человек не сможет достичь нирваны и обрести свободу.

Приверженцы буддизма верят, что закон кармы во многом определяет условия жизни человека. От прошлых поступков зависит, родится индивидуум богатым или бедным, здоровым или больным, будут ли родители его любить.

Примечательно то, что не только плохая, но и хорошая карма привязывает человека к земле. Следовательно, чтобы освободиться, индивидуум должен не только избавиться от накопившихся «долгов», но и получить награду за благие дела.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается, прежде всего, в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мировоззрения, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX веке. История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 гг. до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. С приходом арийцев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период, главным источником сведений о котором являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов.

На новом - эпическом этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм - более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице: Брахма - творец мира; Вишну - охранитель мира; Шива - разрушитель мира.

С разложением родоплеменных отношений в Индии происходит расслоение общества, которое закрепилось в кастах. В этой иерархии ведущее положение заняли брахманы-жрецы. Брахманизм как религия отразил в себе новую ситуацию.

В религии брахманизма совершение обрядов поручалось брахманам. Человек мог обращаться к Богу только через брахмана, ибо сами ритуалы были очень усложнены и не каждый мог этими ритуалами овладеть. Например, большое место в ритуальных жертвоприношениях отводилось гимнам, которые нужно было запомнить, причем в большом количестве.

В середине века брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования - от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80 % верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

В VI веке до н.э. в Индии появляется буддизм - одна из трех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный). Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник - желание; спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние - нирвана - и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В буддизме существует два направления. Первое - хинаяна (малая повозка) - предполагает полное вхождение в нирвану. Второе - махаяна (большая повозка) - означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться

жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.