Значение птах пта в древнеегипетском словаре-справочнике. Значение птах пта в древнеегипетском словаре-справочнике Что рассеивал своим посохом бог птах

ПТАХ (ПТА)

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысячелетий назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта - это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь-скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах - духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума - божественного Слова - является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Птах — бог, покровитель города Мемфиса. В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе Пта создает все сущее силою мысли и словом: «Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов. создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног. согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей». Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума. Птах, бог-творец и бог-ремесленник, был божеством довольно привлекательного облика. Во всяком случае, он изображался исключительно в человеческом обличье. Он был связан с землей, местом погребения умерших и источником плодородия, и потому часто являлся ипостасью Осириса. Но это качество не добавляло Птаху красоты, а наделяло его сходством с мумией, и, кроме того, он не имел короны. Культ Птаха возник в Мемфисе, его образ был одним из самых знаковых и узнаваемых в древнеегипетском пантеоне. Птах входил в узкий круг богов-творцов.


Благодаря необычайно развитому интеллекту он создавал предметы одной только силой мысли. Птах всегда изображается в антропоморфном облике и почти всегда стоящим. Он — один из немногих богов, не носящих короны. Ее заменяет головной убор, напоминающий шлем и придающий силуэту Птаха странные очертания. Подобно Сокару и Осирису, Птах облачен в облегающий погребальный саван, открывающий только голову и кисти рук. Все три бога, связанные с землей (а также ее недрами), в какой-то момент были сближены друг с другом настолько, что они образовали единое божество, именуемое Птах-Сокар-Осирис. Также существовала связь между Птахом и Татененом, «поднимающаяся земля», поскольку они оба были божествами земли. Именно в случае этого отождествления Птах-Татенен не изображался в виде мумии. Птах считался красивым богом, однако археологи находят не слишком лестные для него портреты, датирующиеся Поздним периодом, где Птах предстает перед нами в образе карлика, попирающего ногами опасных животных. Подобные изображения имеют греческие корни. Это так называемые Птах-Патеки, своего рода амулеты, использовавшиеся египтянами для защиты детей от укусов скорпионов и змей.


Птах, бог из Мемфиса, чествовался в этом городе с особым размахом. Когда здесь поселился фараон, Птах стал его защитником. А когда культ Птаха распространился по всему Египту, бог воплощения замысла стал богом ремесленников. Птах был поистине универсальным богом; его почитали все, от великих мира сего до простых крестьян, что упрочило его статус демиурга. История Птаха началась в Мемфисе и, по всей очевидности, в Додинастическую эпоху. Тогда он был скромным богом умерших, и ничто не предвещало его грядущей славы! Ничто, кроме идеального расположения Мемфиса на Ниле в самом начале Дельты. Этот богатый и плодородный край фараоны без колебаний избрали в качестве своей резиденции.

Птах (Пта; Птех) — один из высших богов-создателей всего мира, покровитель мастеров и ремесленников, бог творения. Рассказывается, что он создал Солнце, Луну и звезды. Согласно представлениям египтян Птах создал мира «сердцем» и «словом», что указывает на проявление его в качестве божественного глагола.

Птах как демиург в одном случае приписывается своему творению и Вселенной, а в другом выражается запредельным ему и человеку.

В отличие от других центров, где творцами выступали , или , в Мемфисе — создателем всего сущего был Птах.
Священный бык Апис был связан с Птахом и представлял собой его внутреннюю сущность или «Ка». Жена Птаха — неистовая солнечная богиня-львица , покровительница войны. Нефертум бог растительности является сыном Птаха и Сехмет.

Изображался Птах в образе стоящего человека, облаченного в погребальный саван, открывающим только руки и голову, в правой его руке находится жезл власти «Уас»; иногда в левой руке присутствует крест жизни «Анкх», а также столп «Джед» — символ плодородия. Он мог иметь синий, небесный или зеленый цвет кожи.
Его имя использовали в своем составе многие фараоны и аристократы, одним из самых известных является египетский мудрец Птаххотеп.
Почитание бога-творца было широко распространено во всем Египте между людьми различных сословий.
Главным центром его культа является Мемфис, однако были и другие области за пределами страны долины Нила, в которых ему оказывалось должное почтение, это Синайский полуостров, Палестина, Нубия.

Титулы: «Тот, кто за южной стеной» (то есть, тот, который был в безвременье, вечности); «Творящий словом» и «Творец душ» (эти эпитеты он употребляет к себе сам в древних текстах); «Господин Мемфиса»; «Ухо, которое слышит (от него нельзя ничего утаить).

Энергетический канал Птах

Что же дает канал бога-Птаха:

  1. Помогает в творчестве, сочинительстве, создании чего бы то ни было, в том числе произведений искусства, однако придерживается границы, когда можно в творчестве уйти в крайности.
  2. Птах отвечает за перевод энергии из духовного в материальное состоянии, представляя собой творящее начало.
  3. Раскрывает сердечный центр или Анахата-чакру и горловой Вишуддху-чакру, создавая в теле превосходное чувство восторга.
  4. Способствует вдохновению, исполнению желаний.
  5. Развивает состояние творческой гармонии.
  6. Способствует преображению и пребыванию в состоянии вдохновения, а также его реализации, то есть все чувства и душевные порывы облекаются в некий материальный объект и некоторое выражение себя во вне.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Опыты людей после инициации

«С самого начала почувствовала, что моя голова стала больше в размерах))) И внутри головы началась вибрация, как будто туда переместилось сердце. Затем на протяжении всего посвящения чувствовала давление на макушку головы, а внутри груди распирало от какого-то приятного чувства (до сих пор не могу его определить).
Были образы, что я стою на верху горы или скалы, а передо мной внизу виден как на ладони каменный город и вокруг него пустыня. За моей спиной еще кто-то был, но сколько я не поворачивалась, увидеть его не могла. Он мне говорил, что нужно смотреть внимательно и заметить изменения. Я всё спрашивала, а что я должна увидеть, а он мне — что надо терпеливо наблюдать. Я так стояла, всматривалась в город, пытаясь что-то увидеть, но ничего не было. Потом настала ночь. И я сказала, что теперь точно ничего не увижу. А он сказал, что ночью будет еще заметнее. Я продолжала стоять и смотреть, а потом неожиданно поняла, что изменения происходят во мне (вот тогда четко почувствовала это распирающее чувство в груди). Я была рада, что наконец-то получилось и хотела это рассказать ему, но вокруг никого не было. И тогда я уже вернулась в эту реальность».

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/ptach.php.

  • бог птах в древнем египте
  • птах бог древнего египта
  • миф о боге пта
  • бог птах бог чего

бог птах в древнем египте

Птах

Птах или Пта, - одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике - образ вечности), иным словом Птах - это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли - прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я - Господь». Центром почитания Птаха был город Мемфис. Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение Мемфисского храма Птаха - вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии, Палестине, на Синае.

Согласно «Памятнику мемфисской теологии» - богословскому произведению мемфисских жрецов, фиксирующему по видимости более древнее предание, Птах - демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского - символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа - не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он - создатель царства (царственности, как принципа организации жизни).

Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра или Амон Ра (Незримое Солнце). Зато от имени Птах производится множество личных, человеческих имен (напр. имя известного древнеегипетского мудреца Птахотепа). В одном имени почиталась иноприродность Бога миру людей, в другом - единоприродность. Таким парадоксальным образом выражалась мысль о том, что человек одновременно причастен и божественному бытию и земному, одновременно и тварь и сын Бога. Так, умерший, по мысли древних египтян претендует на соединение с Богом именно в силу своей единоприродности с Ним (Амон Ра - Бог, раскрывающий Себя в Своем творении, которое с Ним соединено (а люди произошли из слезы Его). В имени же Птах египтянин чтил именно Божественную запредельность, Его иноприродность Своему творению, и человек является самовластной «иконой», этого Самовластного Невыразимого Божества.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/ptach.php

птах бог древнего египта

Птах (Пта) - бог-творец и глава богов, являвшихся его воплощениями. Покровитель искусств и ремесел. Муж Маат, Баст или Сехмет. Центр культа - Мемфис. Верховный жрец Птаха носил титул "начальника ремесленников.
Пта, Птах - один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии - бог-творец. Птах создал мир «сердцем и языком»: он называл имена всех предметов, и те появлялись. Древнеегипетский город Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход

Copyright MyCorp

Источник: http://istorya.my1.ru/publ/2-1-0-38

миф о боге пта

Амон - бог солнца Древнего Египта. Атум Ра Хепри. Пта

Сотворение мира в сказаниях древних Египтян имеет несколько вариантов. Бог, сотворивший мир в них называется по разному.

Бог Атум Ра Хепри

Гелиопольское сказание утверждает, что творцом мира является Атум - бог Египта. Атума отождествляли с богом Ра, а также с Хепри. Поэтому можно часто встретить имена Атум Ра или Атум Ра Хепри. Атум Ра считался богом солнца, и согласно легенде дал жизнь другим богам.

Первобытный хаос Нун, представлялся древним египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму… Из Нуна и возник солнечный бог Египта Атум Ра Хепри, а лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал высокий холм, вершина которого поднялась над водой. Так появилась первая суша.

Из дыхания бога Атума Ра возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.

Бог Пта

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Творец мира бог Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".

Главные боги древнего Египта, созданные богом Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

Бог солнца Амон Ра

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

В мифе о боге Амоне Ра объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон Ра в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Амона Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Первобытный хаос - Нун, представлялся древним египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму… Из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал высокий холм, вершина которого поднялась над водой. Так появилась первая суша.

Из дыхания бога возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.

Данный вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит "Город столбов". Священный столб-обелиск был частью солнечного культа. Каждое утро солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, созданного солнечным богом Ра.

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".

Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

Поднявший небо и утвердивший землю,

Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст

Царь, да живет он, да здравствует,

Да будет благополучен, глава всех богов

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.

Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах - это является общим…

Бог Птах (Пта) – верховный бог-творец в мемфисском варианте древнеегипетской религии.

Птах носил титул «Тот, кто за южной стеной»; юг у египтян символизировал вечность, следовательно, Птах был как бы за пределами мироздания, он был вечен и не подчинялся законам сотворённого им мира.

Мемфисский вариант сотворения мира

В Древнем Египте единой теологической концепции не существовало. Существовали три главных религиозных центра, в которых культы и вероучение существенно отличались друг от друга.

  • Иуну, известный как Гелиополь, был центром поклонения солнечному богу Ра. Он сотворил всех остальных богов и весь мир в целом.
  • В Шедете, известном и как Гермополис, придерживались противоположной версии: было четыре пары древнейших богов (Хух и Хухет, Кук и Кукет, Нун и Нунет, Амон и Амонет), которые все вместе создали бога солнца Ра. Амон в этой группе богов (так называемой огдоаде) – это не тот Амон, который потом был отождествлён с Ра.
  • В Мемфисе же изначальным богом считался Птах. Он сотворил богов вышеназванной огдоады, которые являются проявлениями его собственной божественной сущности, и с их помощью творит весь мир.

Известно, что Птах сотворил мир «языком и сердцем», то есть Словом. Таким образом, культ Птаха – первая в истории человечества теология, основанная на принципе «логоса». По-видимому, он повлиял на религию и философию других народов, в том числе греческую и еврейскую.

Символика и изображение

Как и другие боги, Птах имел свое изображение. Он изображался в виде мужчины в длинном одеянии, закрывающем всё его тело, кроме головы и рук, в руках он держал посох «уас».


В священных текстах, посвящённых главным образом Амону-Ра, имя Птаха не упоминается. Есть лишь речение от его имени в «Текстах саркофагов», в котором он называет себя верховным господом, небесным царём и творящим Словом, три раза в этом речении он называет себя творцом душ. При этом имя Птаха входит в состав человеческих имён – фараонов, жрецов, вельмож, и таких имён достаточно много.

Самый известный обладатель такого имени – мудрец Птаххотеп. В одних таких именах указывается, что Птах сопричастен миру людей, в других – что Птах удалён от него. В этом противоречии вся суть образа Птаха: человек сотворён по его образу и подобию и всей душой стремится воссоединиться с ним, но одновременно он – всего лишь тварь, создание верховного божества.

Бог ремесленников и мастеров

Роль Птаха как создателя и «творца» всего сущего не является случайной. Мемфис в Древнем Египте был весьма развитым городом, славившимся своим ремеслом. Город был наполнен мастерами, которые на своих искусствах сделали себе богатство и имя. И Птах с самого начала был покровителем ремесленников.

Титул верховного жреца Птаха в буквальном переводе означает как раз «Верховный руководитель ремесленников». В свою очередь, культ солнечного божества Ра, по-видимому, возник в земледельческой среде, где от солнца зависело само выживание человека. Солнце даёт свет и тепло, необходимые людям, растениям и животным, но может вызвать жару и засуху и погубить всё сущее.

Таким образом, соперничество религиозных систем в Древнем Египте было обусловлено разнообразием социальных групп, каждая из которых возвеличивала источник собственного благополучия. Культ Птаха сделался столь популярным, что получил распространение далеко за пределами Египта. Ему поклонялись в Нубии, на Синайском полуострове, в Палестине.

Сехмет – супруга Птаха

У Птаха была жена – грозная Сехмет, изображавшаяся в виде человека с головой льва. Она являлась оком бога Ра, покровительствовала войне, была участницей кровавого уничтожения человечества.

Священный бык Апис

Тесно связан с Птахом был и Апис – священный бык, почитавшийся в Мемфисе. Собственно, вначале Апис являлся «ка» Птаха. «Ка» - это одно из названий внутренней сущности человека и божества, то есть аналог души (наряду с «ба»). Поэтому Апис играл роль своеобразного «святого духа», исходящего из Птаха. Но поскольку слово «ка» означало также и быка, впоследствии Апис стал почитаться в образе этого животного.