Кто бился с владыкой загробного мира аидом. Бог Аид: подробное описание, подземное царство, способности, семья

Легенды Древней Эллады повествуют о мрачном подземном царстве Аида – родного брата верховного бога Олимпа Зевса и по совместительству исполняющего обязанности бога Царства Мертвых.

Древнегреческие сказания рассказывают о том, что после смерти все люди попадают в царство Аида и влекут там жалкое бестелесное существование без радостей, страстей и удовольствий.

В царстве Аида вечно пасмурная погода и никогда не прорывается ни малейшего лучика согревающего и животворящего Солнца. Подземный ландшафт царства Аида покрывает скудная растительность и перерезают леденящие мутные воды рек Стикс и Лета, в человеческой цивилизации ставших символами Забвения и Смерти.

Когда бог поземного царства мертвых Аид почувствовал себя немного одиноко, он решил жениться. Предварительно получив согласие верховного бога Зевса, Аид тайно похитил юную Персефону, дочь богини плодородия Деметры.

Предполагая, что божественные родственники прекрасной Персефоны не оставят данного преступного деяния без последствий, Аид предусмотрительно опоил Персефону колдовским зельем из сока граната. После чего Персефона уже не могла нормально существовать в Верхнем Мире.

С той поры Персефона часть года проводит на поверхности, с родственниками, а большую часть – в поземном мире сна, смерти и теней бесплотных в царстве Аида.

Будучи Богиней Растительности и Смерти, во время пребывания Персефоны на поверхности всё в мире расцветает и приносит плоды. А когда Персефона спускается в мрачный Аид, на земле наступает осень, зима и всякие биологические процессы растительного мира приостанавливаются.

Знаменитая звезда шоу-бизнеса времен Древней Греции, автор и исполнитель Орфей влюбился в лесную нимфу Эвридику. Молодые люди жили в счастье и согласии, пока однажды, гуляя по лесам и долам, на юную Эвридику не обратил внимание некий местный пастух и пасечник. Пастух решил, что поскольку девушка гуляет сама по себе, то она ничья и ее можно забрать себе в жены или наложницы.

Похоже, похищение молодых девушек было в Древней Греции обычным делом. Погнавшись за девушкой, пастух довел Эвридику до полного отчаяния и она попыталась скрыться в реке. К несчастью, пресмыкавшаяся поблизости злая гадюка укусила девушку, которая без квалифицированной медицинской помощи скончалась на месте.

Когда Боги Олимпа были информированы о чудовищном преступлении пастуха, в наказание на его пасеку напустили мор и все пчелы погибли.

Орфей вскоре узнал, что его возлюбленная погибла и находится в царстве Аида. Юноша отправился в поземное царство просить Аида о милосердии. И действительно, Аид и Персефона дали согласие отпустить Эвридику в мир Живых.

На прощание Аид строго-настрого приказал Орфею ни при каких обстоятельствах не оборачиваться назад, пока он не выведет Эвридику на поверхность.

К несчастью, уже у самого выхода из царства Аида, Орфей не выдержал. Не слыша шагов Эвридики позади себя, юноша решил, что она отстала и оглянулся. В тот же миг девушка буквально начала таять на глазах и вскоре превратилась в бесплотный дух и улетела обратно в царство Аида.

Такая вот грустная история.

Много веков спустя, во времена расцвета спиритизма в Европе, на одном из сеансов вызывали дух Орфея и древнегреческий герой описал царства Аида как весьма грустное и тоскливое место, где ничего интересного не происходит и только вокруг вечно скитаются бесплотные и бессильные тени мертвых и еще какие-то демонические сущности, тоже очень похожие на бесплотные и бесчувственные тени.

Странным образом описание древнегреческого царства Аида перекликается с описанием Мира теней в легендах американских индейцев. Старые шаманы рассказывают о путешествиях в потусторонний или параллельный мир, где обитают теневые сущности или демоны в европейском понимании.

  • В этот мир теней шаманы проникают через посредство практикуемых осознанных сновидений.
  • Когда шаман длительное время практикует осознанные сновидения и накапливает большое количество личной энергии, на него обращают внимание теневые сущности из параллельного мира.
  • Эти теневые сущности каким-то непостижимым образом тоже могут путешествовать во снах и могут в состоянии сна встречаться и даже вступать в контакт со спящими людьми.

Обнаружив в мире сновидений путешествующего шамана, обитатели мира теней приглашают его посетить потусторонний мир и посмотреть, как там хорошо:

  • В мире теней нет смерти, поскольку нет и жизни.
  • В мире теней нет преступлений и убийств, нет жестокости и зла, поскоку нет страстей и ником ничего не нужно.
  • В мир теней нет лжи и обмана, поскольку каждый может совершенно спокойно читать мысли всех остальных.
  • В мире теней нет нужды произносить слова, коммуникации проходят на телепатическом уровне.

Американские шаманы, побывавшие в мире теней, описывают его буквально в деталях схожим с древнегреческим царством Аида. Только мир теней – это не место, куда уходят души умерших, а просто параллельный мир, отличный от нашего.

Некоторые люди сознательно и по доброй воле остаются навсегда жить в мире теней из-за морального несогласия с жестокостями и преступной сущностью нашего мира.

Чтобы остаться жить в мире теней и стать бессмертным, живому человеку нужно во сне громко и вслух выразить свое намерение так поступить.

После этого «контракт с дьяволом считается окончательным» и возврата в мир живых больше нет. При попытке сбежать всё демоническое воинство бросается в погоню. Все в точности так, как это описано в древнегреческих легендах.

Заключение

Откуда взялись сведения о царстве Аида?

Из рассказов древнегреческих жрецов. Однако жрецы всех времен имели обычай изъясняться иносказательно, притчами. Поэтому рассказы жрецов о царстве Аида могли быть неверно интерпретированы обычными людьми. Отсюда и сложилось ошибочное представление о царстве Аида как о загробном мире, куда уходят души умерших людей.

Столетиями археологи и историки описывали египетские пирамиды как гробницы фараонов, а вот современная наука опровергает эту гипотезу и утверждает, что нет совершенно никаких доказательств, что пирамиды могли быть использованы в качестве захоронений. И никаких мумий в пирамидах никогда никто не находил.

Так что и легенды о царстве Аида как о волне могут оказаться ошибочной интерпретацией метафорических объяснений, которые давали древние жрецы.

Когда я открыл своим спутникам, куда лежит теперь наш путь, в ужас пришли они, но, повинуясь моему приказанию, взошли они на корабль и отплыли мы на далекий север. Послала нам волшебница Кирка попутный ветер. Быстро гнал он наш корабль. Наконец, достигли мы вод седого Океана и пристали к берегу печальной страны киммерийцев, где никогда не светит людям бог Гелиос. Вечно покрыта эта страна холодным туманом, вечно окутывает ее густой пеленой ночной сумрак. Там вытащили мы на берег наш корабль, взяли данную нам Киркой овцу и черного барана для жертвы подземным богам и пошли к тому месту, где у высокого утеса в Ахеронт впадают Коцит и Пирифлегетонт. Придя туда, вырыл я мечом глубокую яму, совершил над ней три возлияния медом, вином и водою, пересыпав все ячменной мукой, и заколол над ямой жертвы. Кровь жертв лилась в яму. Великой толпой слетались к яме души умерших и подняли спор о том, кому первому напиться жертвенной крови. Здесь были души невест, юношей, старцев и мужей, сраженных в битвах. Ужас объял меня и моих спутников. Сожгли мы жертвы и воззвали к мрачному богу Аиду и жене его богине Персефоне. Обнажил я меч и сел рядом с ямой, чтобы не допускать к ней души умерших. Первой приблизилась душа юного Эльпенора. Раньше нас домчалась душа его до врат царства душ умерших. Молил меня Эльпенор предать его тело погребению, чтобы душа его могла найти успокоение в царстве Аида. Обещал я исполнить его просьбу. Прилетела к яме и душа моей матери Антиклеи. Она была жива, когда я покидал Итаку. Как ни больно мне было, но и ее не подпустил я к яме, так как первым должен был напиться крови прорицатель Тиресий. Наконец, явилась душа Тиресия. Напившись крови, обратилась ко мне бесплотная душа и поведала мне, что гневается на меня бог Посейдон, колебатель земли, за то, что ослепил я его сына, циклопа Полифема. Но и против воли Посейдона достигну я родины, так предсказал мне Тиресий, если только мои спутники не тронут быков Гелиоса на острове Тринакрии. Но если убьют быков мои спутники, то их всех постигнет гибель, один я спасусь и после великих бедствий вернусь домой. Там отомщу я женихам, но после, взяв весло, я должен буду странствовать до тех пор, пока не встречу народа, не знающего мореплавания, не видавшего никогда кораблей; узнаю я этот народ по тому, что встреченный мною спросит меня, зачем несу я на плече лопату. В этой стране я должен принести жертву Посейдону и только после этого вернуться домой. Дома же должен я принести богатую жертву всем богам; только тогда буду я мирно жить в Итаке до самой моей смерти. Вот что предсказал мне вещий Тиресий и удалился. Много видел я душ. Душа матери моей рассказала мне, напившись крови, что делалось в родной Итаке до ее смерти, и успокоила меня, сказав, что живы и отец мой Лаэрт, и Пенелопа, и юный Телемах. Хотел я обнять мою нежнолюбимую мать, три раза простирал я к ней руки, но трижды ускользала легкая тень ее. Видал я в царстве Аида тени многих героев, но всех перечислить я не в силах, на это не хватило бы и всей ночи. Поздно теперь, пора прервать мне рассказ, пора идти всем на покой.

Так сказал Одиссей. Но все собравшиеся стали просить Одиссея продолжать рассказ, просили также его царица Арета и царь Алкиной. Готовы были все слушать Одиссея до самой зари. Стал продолжать Одиссей свой рассказ.

Видел я в царстве Аида и душу царя Агамемнона. Горько жаловался он на жену Клитемнестру и Эгисфа, убивших царя Микен в день его возвращения. Советовала мне душа Агамемнона не доверяться по возвращении на Итаку жене моей Пенелопе. Видел я и души Ахилла, Патрокла, Антилоха и Теламонида Аякса. Ахиллу рассказал я о великих подвигах сына его Неоптолема, и возрадовался он, хотя горько сетовал раньше на безрадостную жизнь в царстве умерших и желал лучше быть последним батраком на земле, чем быть царем в царстве душ умерших. Хотел я примириться с великим Аяксом - тяжко обидел я его, когда спорили мы за доспехи Ахилла, - но молча ушел Аякс, не сказав мне ни слова. Видел я и судью умерших, царя Миноса. Видел мучение Тантала и Сизифа. Наконец, приблизилась ко мне и душа величайшего из героев, Геракла, сам же он на Олимпе, в сонме бессмертных богов. Ждал я, чтобы приблизились души и других великих героев минувших времен, но души подняли такой ужасный крик, что в страхе бежал я к кораблю. Боялся я, что вышлет богиня Персефона ужасную горгону Медузу.

Быстро спустили мы корабль на воду седого Океана и покинули страну киммерийцев. Вскоре благополучно достигли мы и острова Эеи и, пристав к берегу, забылись покойным сном.

Глубоко под землей царствует злой и коварный бог Аид. Печальные владения его полны мрака и чудовищ. Сюда запрещен вход живым душам, а мертвые бесцельно скитаются по лугу, засаженному асфоделями, или же мучаются в вечных страданиях.

История появления и образ

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у Гомера можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны – в Тартаре.

Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в мифологии. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей – , и . Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира встал у руля Царства мертвых.

В античности Аида чтили как владыку подземных богатств – он даровал урожай из недр земли. Такое представление появилось не случайно. Имя страшного бога боялись произносить вслух, поэтому исследователи античного эпоса считают, что второе имя, укоренившееся в 5 веке, – Плутон – тот получил благодаря подбору людьми эпитетов. В итоге Аида наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, и характеристика образа немного смягчилась.


В сказаниях у Аида есть шапка-шлем, делающая владельца невидимым, – подарок циклопов за освобождение. Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его , насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает в Царстве мертвых души. Еще одна способность бога – умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.

По внешности Аид поход на Зевса. Божество представляли в виде мужчины преклонных лет с роскошной бородой. Иногда его изображали с двузубыми вилами или со скипетром, наконечник которого венчают головы трех псов. Аид имеет возможность выходить из Царства мертвых и колесит по миру в повозке, запряженной черными лошадьми.

Аид и Царство мертвых

В зрелой греческой мифологии в Царство мертвых ведут несколько троп. Души и живые гости (а таких посетителей было немало) заходят как минимум через три двери: у Тенарского мыса (Лакония), у итальянского озера Аверн и в Пилосе (на западе Пелопонеса). Через реку Ахерон, отделяющую мир мертвых от преисподней, пришельцев перевозит хмурый Харон. Теней радушно встречает трехглавый пес – запускает гостей внутрь, но уже никого не выпускает.


Затем душам предстоит предстать перед , Эаком и Радамантом, которые наделены полномочиями судить поступки людей. Если тяжкие грехи не обнаружены, душа делает глоток из реки Леты, навсегда забывает прежнюю жизнь и отрешенно бродит по бескрайнему полю, где цветут асфодели. Великие грешники, совершившие тяжкие преступления, обречены терпеть мучения на берегах реки Стикс. Впрочем, мученикам дается возможность вымолить прощение у жертв и тоже поселиться на лугу с асфоделями: раз в год души всплывают на озере Ахерусия, где встречаются с теми, кого обидели.

Аид правит Царством теней вместе с супругой . Покровительницу плодородия бог однажды похитил у ее матери Деметры и насильно взял в жены. Родительницу подкосило горе из-за расставания с любимой дочерью, да так, что земля перестала приносить плоды.


В отчаянии богиня обратилась к Зевсу с требованием вернуть Персефону, и верховный бог приказал брату исполнить просьбу. Аид согласился, но пошел на хитрость – накормил жену гранатом, поэтому той суждено было вернуться в мрачное подземное царство. С тех пор Персефона две трети года обитает на земле, а в остальное время помогает мужу править Аидом.

Аид и другие герои мифов

Страшный бог упоминается в мифе об . Музыкант и поэт в надежде найти погибшую возлюбленную спустился в царство мертвых. Волшебной музыкой арфы мужчина сумел покорить сердце Аида, и властелин преисподней разрешил Эвридике вернуться на землю.

В сказаниях Аид взаимодействует с россыпью персонажей. В число главных обидчиков властелина Царства мертвых вошли и .


В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других – увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя Еврисфея ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Экранизации


Аид в мультфильме "Геркулес"

Кинематографисты с удовольствием работают с материалом, основанным на древнегреческих мифах, и Аид засветился в нескольких фильмах. С участием персонажа даже выпустили мультфильм и сериал – «Геркулес». Бог загробного мира планирует свергнуть брата Зевса и захватить власть в мире живых. Планам мешает племянник Геркулес, которого божество пытается всеми способами уничтожить. В русском дубляже антагониста озвучивает актер Николай Буров.

Одна из главных ролей владыке Царства мертвых отдана в фильме «Гнев титанов» (1981) и ремейке «Битва титанов» (2010). Первый приключенческий боевик снял Джонатан Либесман, а продолжение создал Луи Летерье. В образе Аида предстал .

В 2009 году зрители увидели киноадаптацию романа «Перси Джексон и Похититель молний». Злодей Аид охотится на молнии Зевса. Роль исполнил британец Стив Куган.

Авторы телесериала «Зов крови», выходящего на канадском телевидении с 2010 года, тоже поэкспериментировали с образом Аида, превратив его в отца главной героини по имени Бо – сверхъестественного существа, энергетического вампира, но девушки с доброй душой. В Аида перевоплотился .


Сериальная жизнь бога продолжилась в работе Эдварда Китсиса и Адама Хоровица «Однажды в сказке». В этой фантазии герой выступает как антагонист. Костюм Аида примерил американец Грег Джерманн.

Греческие герои, в которых плескалась кровь богов, во многом превосходили простых людей и от этого начинали считать себя всесильными. Вера в собственное могущество и неуязвимость подчас не доводила до добра, но лихие парни – победители ужасных чудовищ просто не умели иначе. Так Тесей, вернувшийся домой после истории с Минотавром, стал царём Афин, объединил вокруг них Аттику, а затем отправился с посольством в страну амазонок. Царица амазонок Антиопа настолько приглянулась герою, что он, не долго думая, увез её на своём корабле и сделал женой. Явившееся на помощь царице войско было разбито, но Антиопа, сражавшаяся против собственных подданных, погибла. Тесей ещё раз вступил в не слишком удачный брак, вскоре овдовел и стал раздумывать о новой жене.

Вместе с другом – царём лапифов Пирифоем, таким же отчаянным воякой, они пришли к выводу, что единственные достойные их женщины должны быть отпрысками самого Зевса. Из дочерей громовержца на земле нашлась только красавица Елена, которой исполнилось двенадцать, что не помешало Тесею похитить девочку и спрятать в своих владениях. За невестой для Пирифоя друзья отправились к оракулу, который посоветовал не мелочиться, а сразу посвататься к Персефоне. Не уловив иронии, женихи решили спуститься в Аид. Запутанными окольными тропами Тесей и Пирифой пробрались в подземное царство и предстали перед очами впечатлённого таким нахальством правителя. Ничем не выдав негодования, Аид предложил им присесть и попробовать угощения. Но стоило горе- женихам коснуться каменного трона, как их тут же обвили змеиные кольца. Герой и его друг приросли к камню, не помня себя, ибо это был трон забвения. Эринии приходили бичевать их за дерзость, и Цербер кусал беспомощных пленников.

На счастье Тесея последнее испытание привело в Аид Геракла. Отчаявшись извести силача, царь Еврисфей велел тому спуститься под землю и добыть Цербера. Неизвестно, что вышло бы из этого похода, не явись проводником Геракла Гермес. Вместе с посланником Зевса герой проник в Аид, где его ожидало много печальных встреч с былыми друзьями. В конце концов он увидел молящих о спасении Тесея и Пирифоя и смог оторвать от трона забвения победителя Минотавра. Не обладавший божественной кровью Пирифой не пережил испытания. Зато у Геракла всё получилось – герой закутался в львиную шкуру и сколько бы не впивался в него Цербер, могучие руки скрутили стража и выволокли его из Аида. Неизвестно, кто пережил большее потрясение: Еврисфей или Цербер, не знавший дневного мира, да только Геракл притащил пса в царский дворец, положив конец своей службе. Потом Геракл отпустил Цербера и сам получил свободу, оказавшись одним из немногих, кому удалось в целости и сохранности вернуться из владений Аида.

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), греч. - сын Крона и Реи, бог царства мертвых.

Гадес был старшим из сыновей Крона и вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном составлял троицу высших богов греческого пантеона. После победы над Кроном (см. статью «Кронос») братья решили разделить наследие Крона с помощью жребия, причем Зевс все устроил так, что ему досталась власть над небом и землей, Посейдону - власть над морем, а Гадес стал всемогущим владыкой подземного царства мертвых.

Нельзя сказать, чтобы Гадесу выпал самый удачный жребий, но он вполне подходил его мрачному и неумолимому характеру. Его царство было поистине ужасным, оно скрывалось в глубинах земли, недоступное лучам солнечного света. Там раскинулась унылая равнина, поросшая бледными цветами дикого асфоделя, по которой протекало пять рек, образующих границы этого царства: леденящий Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река Пирифлегетон и темная Лета, вода которой давала забвение былой земной жизни. Немногим героям удалось спуститься в царство Гадеса и вернуться оттуда живыми, но и они мало что могли рассказать о том, как оно выглядит. Говорят, что на западе находился элизиум (елисейские [блаженные, райские] поля), где жили вечной жизнью души праведников, где-то в самых глубинах преисподней - тартар, в котором отбывали свои вечные наказания грешники, а в огражденной части этого царства был Эреб - здесь стоял дворец Гадеса и его супруги Персефоны, повелевавших подземным богам и душам умерших.


Души умерших на пути в царство Гадес проходят через темные пропасти, ведущие в глубины земли. Одна из них находилась у мыса Тенар на южном конце Пелопоннеса, другая - в аттическом Колоне, еще одна - под Этной на Сицилии; по Гомеру, вход в царство мертвых располагался на крайнем западе, куда не достигали лучи солнца. Входные ворота царства Гадеса сторожил трехголовый пес Кербер, охотно впускавший пришельцев, но не выпускавший никого. Дорога от ворот вела к водам Ахеронта, где их поджидал со своим челном ворчливый старик Харон. За перевоз через реку Харон взимал с мертвых плату, но ни за какие деньги не соглашался везти их в обратном направлении. Расставшись с Хароном, душа умершего приходит к трону Гадеса, у подножия которого восседают судьи умерших, Минос, Радаманф и Эак - сыновья Зевса. Лишь немногие попадали в элизиум, на блаженные поля. На души преступников налагались наказания в зависимости от степени их вины, а тот, кто не был ни добрым, ни злым (или был и тем, и другим), отправлялся на асфоделевый луг, обреченный блуждать по нему в виде тени, не зная ни радости, ни печали, не испытывая никаких желаний. Таких людей было большинство, причем в их число нередко попадали и величайшие герои. (Среди них оказался и ; о том, как ему там жилось, можно судить по его жалобе Одиссею: «Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату/У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,/Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью».)


Постер и кадры из фильма «Битва Титанов». В роли Гадеса - актер Лиам Нисон, который согласился сниматься, потому что его сыновья - большие любители греческой мифологии.



Богов подземного мира, подвластных Гадесу, было меньше, чем небесных или морских, но тем больший ужас внушали они людям. Первым среди них был бог Танатос в черном плаще и с черными ледяными крыльями, который срезал волосы умирающим и уносил их души. Были среди них мрачные Керы, которые губили воинов на поле боя и высасывали их кровь; была отвратительная Эмпуса, убивавшая путников на перекрестках дорог; страшная Ламия, которая крала и пожирала спящих детей; трехголовая и трехтелая Геката; бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могут устоять ни люди, ни боги; были там и неумолимые Эринии, богини проклятия и мести, послушные только Персефоне, супруге Гадеса.

Люди ненавидели царство Гадеса, ведь каждый, кто вступал в него, должен был оставить всякую надежду. Немногим героям удалось вернуться оттуда: Гераклу, Орфею, Тесею (но его вызволил Геракл). На пороге царства мертвых побывал хитроумный Одиссей. Как рассказывает Вергилий, спускался в подземное царство и Эней.

Картина «Данте и Виргилий в Аиде», Вильям Бугро.

Сам Гадес редко покидал свои владения. Надумав жениться, он отправился на поверхность земли, похитил Персефону и увез ее к себе. Иногда он посещал совет богов на Олимпе. Боги его недолюбливали, и он платил им тем же. В дела, происходившие между небом и землей, он обычно не вмешивался - так же как и в человеческие судьбы. Ведь он хорошо знал, что «каждый пришедший на свет в назначенный час постучится в ворота подземного царства».


Гадес относится к древнейшим греческим богам; его имя появляется уже на табличках линейного письма «Б» (14-13 вв. до н. э.), найденных в Пилосе. Представления о нем почти не менялись в первые послегомеровские века. Греки почитали Гадеса и как дарителя богатств, происходивших из глубин земли (полезных ископаемых, плодов земледелия), - в этом качестве он назывался Плутон. Позже, возможно под влиянием элевсинского культа, образ Гадеса лишился некоторых своих мрачных черт. Хотя он по-прежнему был неумолим, люди начали сооружать ему святилища и храмы. Самый известный из них находился в Элиде (храм открывался лишь раз в году, и никто, кроме его жреца, не смел в него вступать), а также в Элевсине - перед пещерой, через которую он, по преданию, унес в свое царство Персефону. Воззвать к Гадесу было проще простого: достаточно было опуститься на колени и постучать по земле. Из жертвенных животных Гадесу больше всего были по вкусу черные овцы. Однако при этом нельзя было смотреть на приносимую жертву - полагалось отводить взгляд в сторону. Из деревьев греки посвятили Гадесу кипарис, а из цветов - нарцисс.

В изображении античных художников Гадес был похож на своего брата Зевса, но обычно отличался от него более мрачным видом и взъерошенными волосами. Наиболее известные статуи Гадеса, римские копии греческих оригиналов 4-3 вв. до н. э., различаются по именам собраний, в которых они находятся или находились: «Гадес Ватиканский», «Плутон Боргезский», «Плутон Уффицийский», «Плутон Пармский». Гадес изображен также на ряде рельефов, начиная с терракотового «Гадес и Персефона» (5 в. до н. э.) из г. Локры и кончая «Похищением Персефоны» на римских саркофагах (кон. 3 в. н. э.). Гадес со своим дворцом, женой и почти всеми своими подчиненными изображен на нескольких вазах.

Европейские художники не баловали самого Гадеса вниманием, но он часто оказывался в поле их зрения благодаря Персефоне - см. об этом в соответствующей статье.


Также, Антонио Гадес - легендарный испанский артист балета и байлаор.



Кадры из мультфильма «Геркулес» (1997 г.) с Аидом, одним из главных персонажей диснеевского мультсериала.




Также есть игра God of War: Ascension с Аидом, богом, который многопользовательском режиме дает геймерам определенные бонусы.


Новость: Археологи нашли прообраз подземного царства Аида

Древнегреческие пещеры размером почти с четыре футбольных поля и с собственным подземным озером могут быть прообразом мифов о греческой преисподней, утверждают археологи.


Пещера, под названием Alepotrypa, что означает «укромное местечко», была скрыта от людей на протяжении веков в бухте Дирос на юге Греции, пока человек, выгуливавший свою собаку, не нашел крошечный вход в пещеру в 1950 году. Сам вход в пещеру был завален около 5000 лет назад.

Эксперты уже несколько десятилетий занимаются раскопками в пещере и верят, что сотни людей жили в Alepotrypa. Это делает пещеру одной из самых старейших доисторических достопримечательностей в Европе.

Археологи обнаружили в настоящее время инструменты, керамику, изделия из обсидиана, серебра и меди, а также артефакты, которые относятся к неолиту, начавшемуся в Греции около 9000 лет назад. Важнейшим открытием стало то, что пещера использовалась древними обитателями тех мест в качестве кладбища, это натолкнуло ученых на мысль, что она «вдохновила» людей на создание легенды о подземном мире.

Первый археолог, занимавшийся раскопками в пещере, предположил, что неолитические жители считали, что эта пещера была царством Аида. «Несложно догадаться, почему исследователь выдвинул эту гипотезу. Пещера действительно напоминает описанную в древнегреческих мифах преисподнюю. Здесь есть водоем, который возможно стал прообразом реки Стикс. Эта пещера существовала в начале бронзового века в микенской Греции на заре той эпохи, когда слагались мифы о древних героях Греции», - сказал в интервью журналистам археолог Майкл Галатэй.

«Вы должны представить себе место, заполненное людьми с факелами, провожающими в последний путь мертвых. Захоронения и ритуалы, которые проводились в этой пещере действительно создают атмосферу подземного мира. Пещера была своего рода местом паломничества, здесь хоронили только уважаемых людей», - добавил он. Длина центрального зала пещеры более 1000 метров, так что археологам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они изучат все содержимое пещеры. «Мы не знаем, насколько глубоко уходит пещера. Вполне вероятно, что в глубине мы найдем неандертальцев», - добавил археолог.

По материалам РИА Новости