Проводы казаков и встреча их со службы. Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы
Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».
По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».
В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».
Фото Болдырева И.В., 1876 г.
Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.
Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».
Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.
Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.
На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью.В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.
Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
Проводы донских казаков на службу.
Фото Болдырева И.В., 1876 г.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.
Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.
Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.
Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.
Материал предоставила Полякова А.Н.,
зав. культурно-образовательным отделом
Старочеркасского музея-заповедника
Светлана Асташкина
Сценарий праздника «История обряда «Проводы казака на службу»
После исполнения 20 лет, казак начинал готовиться к службе . Провожали казака всей станицей . Обычно приходили родственники, друзья, товарищи и близкие. Было большое застолье. Потом всей станицей провожали за околицу .
Именно с этим обрядом мы познакомили гостей и родителей воспитанники старшей группы «Клубнички» . Наша группа получила статус «Казачья группа » .
Мы украсили зал в стиле казачьей горницы , в которой и происходили все события. Хозяйка-казачка и отец- казак встречали гостей . Дети читали стихи, пели песни о величавом Тихом Доне, о раздольном Донском крае и о славном казаке Гришатке , которому пришло время отправляться на службу .
Мероприятие прошло весело с играми, танцами с использованием настоящих казачьих традиций .
Цель : развивать представление детей об образе казачьей жизни через освоение казачьих традиций
Задачи :
Действующие лица :
Взрослые : хозяйка-Мать, хозяин-Отец, Дед Щукарь
Дети : вестовой, сын-казачок , гости-дети
Репертуар
Фонограмма песни «Трава моя муравушка»
Песня «Вечер, вечер, матушка»
Перепляс «Как донские казаки »
Танец «Из-под горочки туманик…»
Танец-песня «Барыня»
Песня «Ах, на горе калина»
Песня «Как за Доном, за рекой»
Песня «Как у нас было на Дону»
Песня «Ой, при лужке, при лужке»
Песня «О донском крае»
Игры :
На конях скачки – «Скачки на мишень»
«Прокати казачку на коне »
Игры с коромыслом
«Рыбалка»
Атрибуты : кружка, вязаные коврики, поднос с рушником и караваем, сумка деду Щукарю через плечо и рыба, Конь (голова и два человека в ткани, оружие, мешочек с землёй, сухари, 2 коня на палочке, корзина с мячами, 4 ведра, 2 коромысла, невод)
Ход праздника:
1 часть. 1 картина «На круг к атаману»
Зал оформлен в стиле казачьей горницы . Хозяин и хозяйка (в казачьих костюмах ) встречают гостей. Под фонограмму народной песни «Трава моя травушка» входят 5 детей.
Хозяйка : Пожалуйте, гостички, пожалуйте, дорогие!
Хозяин : Гость на порог – хозяину радость!
1 гость ребенок : Друзья имеются, так и сердце греется! (Юля)
2 гость ребенок : Доброго здоровья вам, хозяева! (Алина)
Входят дети(5, приплясывая под музыку (топотушки)
3 гость ребенок : Здорова дневали, Петр Иванович и Пелагея Марковна!
Хозяйка : Присаживайтесь станичники
4 гость ребенок : Ну и казак у вас (обращается к детям) Люб?
Хозяюшка нахваливает сына.
Дети : Люб!
5 гость ребенок : Ну, Точно дед – Иван Прокопович!
Хозяйка : Милости просим, дорогие гостички, сделайте честь нашему куреню
Хозяин : Покорнейше просим, проходите
Дети : Благодарствуем (хором! Мы спешим к вам на проводы .
Хозяйка : У нас для каждого найдется и местечко и словечко
6 гость ребенок : Без друзей жить – самому постылым быть (Богдан)
7 гость ребенок : Не плетень городи, а с соседом дружбу води (Алина Бобрышева)
Входят дети (5, приплясывая под музыку «Вечер, вечер, матушка»
Девочки : Здравствуйте Пелагея Марковна (кланяются)
Мальчики : Здравствуйте Петр Иванович (кланяются)
8 гость ребенок : Весть мы услыхали, что казачка Гришаню в поход провожают
9 гость ребенок : Пришли мы погуторить, песни спевать, свою удаль показать .
10 гость ребенок : А гостей у вас полно!
Хозяйка : Где теснее, там веселее!
Хозяин : Будьте как дома
Хозяйка : Удобно ли вам гости дорогие?
Сын : Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Дед Щукарь : (входит) Гостям известно дело, место хватило! Да не тесновато ли хозяевам?
Сын : В тесноте да не в обиде! Собрались казаки на единый «круг» !
Старые да молодые, веселые да удалые.
Будем песни петь, наш родной край прославлять и меня в поход провожать !
1 часть. 2 картина «Гулянье казаков »
Хозяева : Сегодня собрались казаки со всей станицы показать свою удаль .
Дед Щукарь : Вы пришли показать казачий пляс . А подарок есть у вас?
1 гость ребенок : Мы тебе Гришаня кружку смастерили. Ты в походе не скучай, Дон родимый вспоминай, с нами песню запевай
Исполняется перепляс «Как донские казаки » (Поклон, садятся на места)
Ребенок : Наступил и наш черед, песню заиграем.
Спляшем лихо и споем, и дары оставим!
Казачок танцует с группой «Из-под горочки туманик…» (в конце танца дети выносят цветные коврики)
Ребенок : При походе по степи пригодятся се ковры.
Хозяйка : Ох, спасибочки, веселые вы казачата да боевые !
Дед Щукарь : (взяв коврик, рассматривая его) : Да это дело хорошее, нужное при походе.
Гости : Люб ковер?
Хозяева : Люб!
Эти дети присаживаются, выходят другие дети.
Они держат хлеб на подносе с рушником
1 ребенок : А мы казачка провожаем пышным караваем !
2 ребенок : Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
Казачок : Вы долго трудились?
3 ребенок : Пот на спине, так и хлеб на столе
4 ребенок : Работящие дети и отцу – хлеб
5 ребенок : Мы сейчас себя покажем,
Каблучками постучим
Лихо «Барыню» отпляшем,
Вас с собою пригласим
Под фонограмму исполняется танец-песня «Барыня»
Хозяйка : (хвалит детей) Ой да казачатки . Лихо «Барыню» отплясали. Даже Деда Щукаря развеселили, а то он как сухарь
Дед Щукарь : Это, я как сухарь? Да я вам это, я еще вам покажу! (шарит в сумке)
Хозяйка : Что там у тебя?
Дед Щукарь : Рыбу поймал казачонку
Хозяйка : Ну, неси ее сюда
Дед Щукарь : Да не идет она
Хозяйка : Так сам иди
Дед Щукарь : Да она меня не пускает
Хозяйка : Ну, давай помогу тебе (вытаскивает рыбицу)
Дед Щукарь : (дарит рыбу) : Вот тебе, Гришаня, от деда Щукаря рыбка для порядка
Хозяин : Ну и дедушка Щукарь…Ничего нам не сказал , что рыбу дивную поймал. Пора и другим казакам приветы слать , Свое выступление начинать!
1 ребенок : Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половице лопнуть?
2 ребенок : Из-за Дона песню выведу,
3 ребенок : Ох, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас
Исполнение песни «Ах, на горе калина»
Дед Щукарь : И танцуете вы ладно и песни играете, а вот скажите, без кого казак жить не может ? Кто друг верный казака ?
Дети отвечают. Говорят пословицы о коне.
Казаку конь – себе дорог
Казак с конем и ночью и днем
Мы поклон принесли, и коня привели (ребенок заводит «коня» ,
Ты коня корми досыта и блюди его копыта
тогда твой конь ретивый будет друг незаменимый, Хорошо скачи на нем, хоть куда с таким конем.
Дети дарят «коня» . Мать и казак благодарят гостей
Сын : Воронок притомился. Пусть водицы студеной попьет, сена поест перед дорогой, сил наберется (Уводит коня)
Хозяйка : Спасибо, станичники, что все пришли моего Гришутку проводить .
А по обычаю проводим сынка моего в дальнюю дорогу с песней.
Дети поют песню «Как за Доном, за рекой» , казачок и мать запевают .
Мать и отец («вместе» ): Сынок, дорогой наш, благословляем тебя! (Надевают оружие, дают мешочек с землей, сухари и т. д.)
Сын : Спасибо, матушка, спасибо, батюшка. Спасибо, станичники, за то, что пришли проводить меня . Я буду помнить ваши наказы.
Щукарь : И я, Гришатка, тебя провожу
Мать : Будем ждать встречи, Гришатка.
Дед Щукарь : Григорий с похода сильным, ловким, смелым вернется, а вы каши мало ели? Чай, у вас и силенок нету. Песни пел с вами, плясал, а силушку вашу не видал
Ребенок : Пойдем, дед Щукарь, мы покажем, какие мы быстрые, поворотные, ловкие, разудалые ребята! Одним словом…
Все дети : Казаки !
Исполнение песни «Как у нас было на Дону»
Проводятся игры .
Хозяйка : Сердце-то не зря взыграло, поиграть пора настала
Щукарь : У меня Щукаря два товарища : Первый – конь гнедой, Второй – белый конь. Казаки , коней седлайте! Чётко в цели попадайте!
На конях скачки – «Скачки на мишень»
(Команда папы катает девочек) (6 человек)
Мать : Развеселые живут на Дону казаки- ребята . Эх, танцуют от души наши казачата !
Исполняется песня «Ой, при лужке, при лужке»
Щукарь : Ай, да ребятушки,
Ай, да казачатушки , порадовали старого
Ох, хотел бы я посмотреть, проворны ли девицы- казачки ?
А теперь попросим мы молодушек сюда
Дадим в руки коромысла да два ведра
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет
Наносим, девицы, водицы. Пора бы и ухе свариться
Игры с коромыслом. (Музыкальное сопровождение )
Пора казаков посылать Бреднем рыбы натягать
Проводится игра «Рыбалка» . (Дед ловит по кругу пап и мальчиков)
(Пока идет игра вывести одну девочку)
Щукарь : Вижу я, улов не плох, казак – ловкий рыболов
Девочка : (вбегает) Станичники! Станичники (Катя)
Щукарь : Чего тебе, кума?
Девочка : Я вам добрую новость принесла. Григорий с похода возвращается, встречайте.
Казачок : Здравствуй, милая станица. Вновь судьба свела с тобой. Здесь мне выпало родиться и вернулся я домой. Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь, Пусть мне сто дорог назначат, Я опять сюда вернусь.
Звучит фонограмма (плюс) песня о Донском крае
Вечер, вечер матушка, текст песни
1 Вечер, вечер матушка
Вечер государушка,
Иванушка приходил,
Подарочки приносил
2 Иванушка приходил,
Подарочки приносил,
Подарочек дорогой,
С руки перстень золотой
3 Та отрада, ты отрада,
Ты отрадушка моя,
Мы пойдем с тобой, отрада
Во зеленый сад гулять
4 Во зеленый сад гулять
Сладки ягоды сбирать,
Яблоки садовые,
Сладкие, медовые
5 Два яблочка сорвала
Тебя, милый поняла,
Два сахарных раскусила,
Тебя, милый, полюбила.
ПРОВОДЫ КАЗАКА НА СЛУЖБУ "
рассказ-быль из казачьей старины
Вячеслава Григорьевича Родионова
Путь дороженька пролегала здесь, Как по той по дороженьке Да шёл в службу молодец. Провожали его отец-мать родные , Жена милая, все приятели. Тихий Дон шумел , Он поклон ссылал Своим детушкам в дал ь ню сторону ...
Шествие направляется вдоль улицы за станицу. У станичных ворот, откуда должны выходить казаки на шлях, собирается народ, одетый по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами за былые кампании. Старики при той же форме, но либо в башмаках из грубой кожи, на толстой подошве, либо в чувяках - низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях с обтягивающими кофтами с буфами. Толпы народа собрались провожать служивых. Все соединяются и идут вместе. Пройдя около версты, делают привал. Появляется вино и начинается угощение. Песни не умолкают. Служивые казаки пьют мало и глядят как-то сосредоточенно с сознанием важности минуты и своего долга.Через час-два настает последнее прощание. Служивые снимают со стремян колпачки и наливают в них грамм по десять вина. Пьют стремянную. Слышен плач их жен, детей и матерей. Вот жена подала мужу ребенка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, жалится и молит коника принести назад ее милого друга. Провожающие завели печальную прощальную песню.
Ты прости, прощай, Тихий Дон, сын Иванович...
Громко несется песня над безбрежной степью, уже проснувшейся, а вдали блестит широкий, привольный Дон, заросший мелким лесом и подернутыми дымкой берегами. Казаки уже на конях; кони рвутся, бьют копытами землю и грызут удила. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся... Дробно застучали копыта, блеснули на солнце пики, и все исчезло в дали. Только еще долго оседает пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе. Народ постепенно расходится, медленно идут старики и каждый из них по-своему толкует о походе, а иные вспоминают свою прежнюю боевую жизнь и дела.Медленно расходится народ по своим дворам. Солнце пронзает степь распаляющимися лучами. Занимается жаркий день.ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вот так-то, ребятки! Отправились служивые на воинскую службу, к которой готовились многие годы, с раннего детства, как и вы. Сначала в играх и забавах, потом в тренировках и состязаниях. Чтобы стать умелым и сноровистым, ловким и сильным, удалым казаком. Чтобы стать в ряды нашей армии, в ряды защитников спокойной жизни и мирного труда нашей любимой Родины - России. На то мы и казаки! Во славу Господа! Прадед ВячеславВажным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».
По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со своими ближайшими соседями, азовцами. Тут они придирались к каждому пустому случаю, чтобы учинить "размир". Например, азовцы, поймавши где-нибудь на промысле казаки, остригутъ ему усы и бороду; немедленно начиналась война. Бывали случаи, что в день заключения перемирия происходил и разрыв. Казаки нисколько не дорожили миром, потому что война доставляла им "зипуны", т. е. кормила их, … война обогащала их, прославляла по чужим землям. Частые войны и вечно тревожная жизнь порождали в казаках удаль. Удальцы никогда не переводились на Дону».
В XVI в. для того, чтобы организовать поход, достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями, на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей или в Сибирь пушных зверей пострелять!..».
Узнав о походе, казаки деловито обсуждали все до мелочей: когда и где собираться, каким путем двигаться и что с собой брать. В старину все делалось по обычаю, завещанному предками. Выйдя из дома, надо было проститься с соседями и попросить их позаботиться о покидаемых семьях, затем отправиться в церковь, куда вслед за ними члены семьи несли вооружение, а жены выводили на площадь коней. У храма казаков встречал батюшка, служил напутственный молебен, после чего окроплял святой водой воина, его оружие и коня.
Из церкви казаки во главе с батюшкой шли на кладбище. Там совершалась общая панихида по усопшим, и каждый казак, припавши к родной могиле, просил благословение родителей. Обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, вешали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
По описанию К.К. Абаза: «Когда, наконец, наступала пора садиться в седло, жена кланялась коню в ноги с приговором: "Несись, родной, с ним в бой, принеси его назад живьем-здоровым". Мать благословляла образом, отец, вручая сыну пику, говорил: "Вот тебе моя пика. Древко может сломаться, но копье привози домой, пригодится и твоему сыну". Если же казак был уже совсем взрослый и отец его уже умер, то пику ему подавал сын или племянник. В песнях донских так и пелось:
Жена коня подводит мужу,
Племянник пику подаёт.
Переходя Дон, станичники черпали священную для них воду, мочили ею голову, утирали лицо, глаза и потом, поклонившись земле и помолясь на Божий храм, направляли коней в придонские степи».
Для морских походов казаки готовили челны, которые обычно делали из липовых колод. Их распиливали пополам, затем выдалбливали середину, с боков прикрепляли ребра, а по обоим концам - выгнутые кокоры. Для большей устойчивости эти неуклюжие «посудины» обвязывались пучками камыша. Челны нагружали запасом пресной воды и казацкою снедью: сухарями, просом, толокном, сушеным мясом, соленой рыбой. Выряжались в поход налегке, одевались бедно, вооружались ручными пищалями, копьями, саблями. В больших походах возили с собою фальконеты - длинные малокалиберные орудия, стрелявшие со станков свинцовыми ядрами. "На ясном железе глаз играет", - так говорили бывалые казаки.
Затем все воинство собиралось у часовни помолиться Николаю Чудотворцу, оттуда - на площадь, где пили прощальный ковш вина или меда. На берегу еще выпивали по ковшику и, наконец, рассаживались в лодки, по 40-50 человек в каждой. Во время похода существовал «сухой закон», пить строго-настрого запрещалось.
На берегу запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду... Вдали от родины, на далекой чужбине казаки составляли военное братство: они помогали друг другу в нуждах, делили между собой радости и горе, последнюю копейку или сухарик, умирали друг за дружку. Старые казаки поучали молодых выручать товарища из беды, где бы таковая ни приключилась - на аванпостах ли, в схватке, в преследовании - все равно, "клади душу за своего". Они же ревниво следили и за добронравием молодых. По всем этим причинам казаков одной и той же станицы никогда не разбивали по разным сотням, и в сотне ставили их подряд, не по ранжиру. Каждый казак боялся чем-нибудь худым опозорить свою станицу, опорочить честное имя отцов, которое он почитал наравне со святою хоругвью. Бывали случаи, что оплошность односума товарищи искупали кровью. В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого.
Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».
После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг (обращался к жене), жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!".
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, при этом говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.
Станичники заранее знали, когда казаки возвращаются со службы. Дома тщательно готовились к встрече. Убирали курени, мыли их внутри и снаружи.
Когда казак въезжал на родное подворье, его встречала вся родня. Сняв фуражку и перекрестившись, казак входил в родной дом. Крестился перед святым углом, делал три земных поклона и целовал иконы, повторив это троекратно. Затем обнимал отца, отца и лишь потом жену.
Погуляв и отдохнув с недельку, казак принимался за мирные занятия хозяйственной жизни. Но всегда при этом, казак был готов по первому приказу атамана двинуться в поход.
Защита родной донской земли и России всегда были для казачества делом чести, пропитанным огромным чувством патриотизма. Сабли на Дону не ржавели, удаль и отвага не вымирали. От отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет: любить родную землю, истреблять её врагов.
Проводы казаков на военную службу
В XVI в. для того чтобы организовать поход достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «– Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море, аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями; на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей, или в Сибирь пушных зверей пострелять!..»(1).
Обращает на себя внимание символика Круга, который собирается на майдане, обозначение центральной зоны, бросанием шапки, а также ритуальное обнажение головы, показывающее важность сообщаемого. После того, как собирались охотники, казаки служили молебен в ближайшей церкви-капличке, и обсуждали условия похода.
К началу ХХ столетия, обряд претерпел ряд изменений. Сохранившийся у казаков-некрасовцев обряд жеребьевки «кому идти на службу» предполагал каждому казаку по очереди подходить к атаману и старикам с поклоном, класть у ног атамана шапку, к которой была прикреплена карточка с его именем. Старики смешивали палками шапки, после чего есаул отбирал нужное число. Потом зачитывались имена, составлялся список. А в завершении всего атаман вызывал казаков, включенных в списки, и отдавал им шапки(1).
Перед уходом казака на действительную службу в доме собирались родные и близкие, приезжали даже из отдаленных хуторов. Сроки проводов не регламентировались. «Гуляли по карману», т.е. размах застолья и его продолжительность определялись достатком хозяев. В целом проводы длились не более 2-3 дней. На некоторых хуторах в первый день прощания участвовали лишь родственники, а на второй день собирались соседи, знакомые. Уходящего на службу сажали в «святой угол», провожающие говорили ему напутственные слова, пели военные песни, стреляли. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых(1).
Распространено было брать в поход частицу родной земли. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных (на худой конец – просто в саду или возле дома). Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Важным моментом проводов было благословение. Этот обряд совершался перед тем, как казак должен был покинуть дом. В нем принимали участие лишь самые близкие родственники. Уходящий на службу становился на колени, отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жинёнки своей молодой». После этого казаку давали иконку, которая носилась на шее в вышитом мешочке.
Вообще среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли(1). Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. Затем прощались с отцом и матерью, а потом с женой. При выходе из дома кто-либо из родных – чаще всего жена, а если ее не было – отец, брали коня под уздцы. Казаку подавали оружие. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то», либо в воротах казак с коня стрелял вниз, а затем выезжал на улицу.
Выход казака из «своего» мира в «чужой», сопровождался охранительной магией. По сообщению С. В. Черницына, у некрасовцев общинный характер проводов вытеснился семейным. После трапезы отец говорил: «Церковный начал положи, со всеми нашими прощайся». Читалась молитва, уходящий на службу целовал всех. После чего говорил матери: «Непитой воды положи». Для этого бралась заранее приготовленная вода из колодца, к которой никто не прикасался, и мать, читая молитву («Отче наш»), «посевала крест»: делая рукой крестообразное движение, рассыпала по поверхности воды соль. Освещенная подобным образом вода, выплескивалась за ворота так, чтобы мокрая полоса пересекла черту, разделяющую подворье и улицу. После этого следовало благословение и напутствие: «Господи! Свороти, чтобы вернулся назад сын!» . Обращает на себя внимание не только структура обряда (трапеза – благословение – выход из дома), но и семантика действий. Прохождение уходящего по мокрой полосе, по мнению С. Черницына, маркирует переход человека из «своего», защищенного пространства в «чужое», внешнее, незащищенное. «Непитая вода» должна нейтрализовать действие потусторонних сил, воплощением которых является пыль. Подобный обряд входит в одну смысловую группу с такими действиями, как выплескивание воды вслед уходящему, либо выпивание алкогольных напитков (пить на дорожку, на посошок, пить стремянную).
На наш взгляд, уход из мира Порядка в хаотичный мир символизируется еще и движением уходящего по воде, реке, которая является путь-дорожкой на тот свет. Соль и христианская символика должны оградить его в пути, цель же пути – привнесение порядка в мир хаоса.
После выезда за ворота проводы проходили по-разному. Если на хуторе или станице была церковь, казаки собирались там, служили молебен, а затем и провожающие и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли из станицы (впереди священнослужители). В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шел спешенный, в других – ехал, а коня вели жена или отец. При этом оружие – пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В хуторе Вислый Семикаракорского района жена вела коня по улице, а казак вприсядку проходил до самого конца улицы. Обычно провожающие доходили до какого-либо условного рубежа – конец хутора, выгон, переправа через реку и т.д., где прощались окончательно. При этом на краю хутора расставлялись столы и угощение; уходящие казаки демонстрировали удаль перед собравшимися, джигитовали. Мужчины пели военные песни. Иногда, проводы, а позже и встречи казаков осуществлялись на сборных местах(2).
По описаниям М. Чайковского (Садык-паши) у казаков-некрасовцев, уходящие на службу, вооруженные и на конях, проезжали перед атаманом и стариками и каждый спрашивал: «Нет ли милосердного человека, который взял бы попечение перед Богом о моей грешной душе?». Если он был хорошего поведения, то один из стариков отвечал: «Я (имя и прозвание) беру попечение о твоей душе перед Богом, буду молиться, чтобы Бог сохранил тебя для покаяния в грехах, а ты привези нам военную честь и доброе казацкое имя». Если человек был дурного поведения, то ему отвечали молчанием, и он отъезжал. Все были уверены в его гибели, так как среди стариков не нашлось поручителя(2).
Заключительный акт проводов так же порой сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. Так, в станице Митякинской, казаки собирались у переправы, после традиционного угощения переправлялись на другой берег. Один из казаков стрелял в воздух, бросал ружье, и все по этому сигналу пускались вскачь. Интересно, что по рассказам Ф. Крюкова, в день проводов казаки стреляли в землю из старого, дедовского оружия, а во время проводов случались и кулачные потасовки.
Уходя в степи, казаки отрекались от семьи по слову Иисуса Христа «нет никого, кто оставил бы братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов и братьев и сестер и отцов и матерей, и детей и земель, а в веке грядущем жизни вечной»(2).
Уход казака в поход сопровождался молебном. В походе или поиске казаки не брали с собой никаких хмельных напитков, всякий одевался в старую ветошь, чтобы неприятелю нечем было с них поживиться. Оружие также имело бедную наружность, «на ясном железе глаз играет» говорили донцы. Походы у казаков бывают морские, сухопутные, конные и пешие, дневные и ночные(2).
По старинному обычаю, казаки оказывают почёт станичникам своим при отправлении их на полевую службу и по приходе из оной. Всё общество станицы провожает и встречает воинов, так сказать, парадно: слушает вместе с ними молебен и представляет им хлеб-соль, с обычными приветами. Казаки, возвратившиеся со службы, особенно в значительном числе из одной станицы, справляют от себя знамя из цветной материи с изображением святого, жертвуют оное станице на память о своем возвращении. Таковые знамёна освящаются и хранятся в церквах каждой станицы.
На фото Проводы фото. Болдырева
На фото казаки хутора Вислый в центре Ермаков, погиб под Царицыным.
1. Черницын С.В. Ритуал проводов на военную службу у майносских некрасовцев XIX-нач. ХХ вв.// Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 год. Дикаревские чтения (10). Краснодар, 2004. С.220.