Практическая работа с презентация древнерусская архитектура. Презентация по мхк на тему "древнерусская архитектура"


Города России Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя. Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя.














Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.



12 Русская культура Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства. Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства.


Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии.

Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.


София Киевская

Первые храмы многоглавые. У Киевской Софии 13 глав.


Строение древнерусского храма

купол

барабан

закомары

апсида

портал


Владимирская школа

Новгородская школа


Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю.

Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо.

У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида.

Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Владимирская школа

Дмитровский собор во Владимире

Новгородская школа

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде


Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119

Этому храму характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства


Новгородский храмы 14 века

Новая форма храма – трёхлопастное завершение.

Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками.

Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь.

Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания.

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374


Владимирская школа

Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх.

Владимирские храмы богато украшены.

Золотые ворота во Владимире

Пятиглавый Успенский собор во Владимире


Храм Покрова на Нерли

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.


Московская школа 14-15 веков

С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился.

Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью


Архангельский собор Кремля

Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины.

Этот храм является усыпальницей московских царей.


Благовещенский собор

Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.


Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.


Коломенское

В 16 веке возникает шатровый стиль.

Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма.

Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность.

Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света



Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами.

Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.


Церкви 17 века

Закомары


Церкви 17 века

Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653

Одноглавая церковь


Светское зодчество

В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз.

В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец.

Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.


Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях

Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами.

Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.


Новодевичий монастырь

Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея.

Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль.

Преображенская надвратная церковь



Какой собор является одним из самых древних, многоглавых?

Храм Покрова на Нерли

София Киевская

Храм Спаса на Нередице

Храм Василия Блаженного



В каком веке был построен Успенский собор Кремля?

16

14

12

15



Какой архитектор создал храм Василия Блаженного?

Бон Фрязин

Алевиз Новый

Аристотель Фиорованти

Барма



Какой собор был построен по приказу Андрея Боголюбского?

Успенский собор

во Владимире

София Киевская

Дмитровский собор

во Владимире

Храм Покрова на Нерли



Почему первые храмы назывались крестово-купольными? Потому что …

Над их куполом крест

В их основании крест,

а над ним - купол

Украшались крестами

и куполами

Cлайд 1

Cлайд 2

Русское зодчество, как и вся культура, развивалось под воздействием Византии. И это понятно, так как христианство Русь приняла от Византии. Форма русских и византийских храмов – крестово-купольная, то есть в основе храма – крест, над ним своды и купол.

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Владимирская школа Новгородская школа Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал.

Cлайд 6

Храмы Новгородской школы более приземистые, как бы вросшие в землю. Владимирские храмы, наоборот, стремятся в небо. У новгородских храмов ниже купол, барабан и апсида. Новгородские храмы не декорированы, а Владимирские украшены аркатурно-колончатым поясом, у них резные закомары, портал. Владимирская школа Дмитровский собор во Владимире Новгородская школа Церковь Спаса на Нередице в Новгороде

Cлайд 7

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119 Этому храму характерны расчленение формы, освобождённость внутреннего пространства

Cлайд 8

Новая форма храма – трёхлопастное завершение. Фасады декорируются множеством окон с их обрамлением – бровками. Стрельчатые окна также создают ощущение стремления ввысь. Это стремление подчёркивает и треугольное завершение трёх пластов стены здания. Новгородский храмы 14 века Церковь Спаса Преображения в Новгороде. 1374 Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде. 1361

Cлайд 9

Владимирская школа Эта школа развивается в 12 веке, когда Владимиро-Суздальское княжество становится одним из ведущих. Храмы строятся из белого камня. Им характерны удлинённые пропорции, стремление вверх. Владимирские храмы богато украшены. Пятиглавый Успенский собор во Владимире Золотые ворота во Владимире

Cлайд 10

Храм Покрова на Нерли Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.

Cлайд 11

Московская школа 14-15 веков С выдвижением вперёд Московского княжества в 14-15 веках начинает развиваться московская школа зодчества. Сначала были построены храмы Кремля. Но ни один храм до нашего времени не сохранился. Ансамбль Московского Кремля создаётся под руководством итальянских зодчих. Так Успенский собор был создан в 1475-1479 годах архитектором Аристотелем Фиорованти. Хотя за основу этого храма был выбран Успенский собор Владимира, но новые качества ярко видны. Это цельность, геометризм формы, членение, обособленность фасадных композиций, большая грузность, приземлённость. Он поражает своей мощью и монументальностью

Cлайд 12

Архангельский собор Кремля Более изысканный Архангельский собор, построенный Алевизом Новым в 1505-1508 годах. Интересна в этом храме сетка нарядных ордерных форм. Проходящая по фасаду в два яруса. В закомары вставлены декоративные раковины. Этот храм является усыпальницей московских царей.

Cлайд 13

Благовещенский собор Построен псковичами в 1484-1489 годах. Это домовая церковь московских государей.

Cлайд 14

Колокольня Ивана Великого Построена в 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным. До этого колокольни представляли собой двухъярусные или трёхъярусные звонницы. Или же купола находились под барабаном храма.

Cлайд 15

Коломенское В 16 веке возникает шатровый стиль. Шатёр – высокое пирамидальное восьмигранное окончание храма. Переход к шатру отражал стремление зодчих подчеркнуть возвышенность. Шедевром шатрового искусства стала церковь Вознесения в Коломенском. Деревянный дворец в Коломенском, восьмое чудо света

Cлайд 16

Cлайд 17

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) Это самый сложный шатровый храм. Построенный Бармой и Постником в 1550-1560-е годы по заказу Ивана Грозного. Это не одно здание. А целый ансамбль из девяти построек. Цетральный столп завершается шатром, а остальные, более низкие, куполами. Этот храм. Кроме сложности своей формы. Поражает своей декоративностью. Ни одна поверхность не оставлена без членений или без особенностей окраски. Каждая глава отличается от другой как цветом, так и резным орнаментом.

Cлайд 18

Церкви 17 века В 17 веке развивается дальше крестово-купольный храм. Он становится пятиглавым с явно выраженными ярусными закомарами. Закомары

Cлайд 19

Церкви 17 века Пятиглавая церковь Троицы в Никитниках 1626-1653 Одноглавая церковь

Cлайд 20

Светское зодчество В 17 веке расширяется гражданское строительство. Пример такого здания – Английский двор. Предполагают, что его строил Алевиз. В Кремле Бажен Огурцов, Антип Константинов, Тефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели живописно-праздничный Теремной дворец. Он имеет ярусное строение: на подклете с гульбищем располагаются царские горницы, а над ними златоверхий теремок со смотрительной башенкой.

Cлайд 21

Нарышкинский стиль Храм Покрова в Филях Этот стиль сложился в 17 веке. В основе храма – четвёрик, на нём – восьмёрик, потом ещё один, поменьше, потом ещё один, ещё меньше, и наконец купол луковичной формы. Особо декорировались переходы между ярусами. Создавались эти храмы из красного кирпича, декор был белокаменным.

Cлайд 22

Новодевичий монастырь Значительную роль в системе обороны древней столицы отводилась монастырям. Именно у стен Новодевичьего монастыря потерпели поражение войска Казы-Гирея. Деревянные стены Новодевичьего монастыря были заменены каменными одновременно с постройкой Белого города. Образцом для них послужил Кремль. Преображенская надвратная церковь

Архитектура.

Софийский Собор Киева 1037г.

Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества. Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка - это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

Софийский собор в Киеве

Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

.
Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе- на в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича.

Новгородская София.

Собо́р Свято́й Софи́и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора, Который был заложен вместо сгоревшего деревянного храма. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в Плане апсид и барабановв, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебурские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Це́рковь Спа́са на Нере́дице - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

Успе́нский собо́р во Влади́мире - до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро - Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг.

Дми́триевский собо́р города Владимира - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Д митрия Солунского построен в 1194-1197 гг.

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова 1165г, церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.

Золотые ворота
выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.

Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.


Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода. Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры


В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.


Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.


Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.


С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.


Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.


Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.


Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.


По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.


Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.