1 социальное гносеологические корни идеализма. Социально-гносеологические корни идеализма и его разновидности

Философия Предметом философии материализм идеализм монистическое учение дуализм материалисты Идеалисты (объективный идеализм ) также не отрицают возможность познания мира, однако отказываются считать источником познания объективный мир: Платон - источник познания лежит в "потустороннем мире", поэтому человек желающий знать истину, должен отрешиться от окружающего мира, и вспомнить то, что его бессмертная душа рпнее наблюдала в мире идей; Гегель - рассматривает познание как самопознание абсолютной идеи, которая творит мир и в лице человека познает самое себя. Другие идеалисты (субъективный идеализм агностицизм . Разновидности: * эклектический (Кант) - окружающий мир - это комплекс ощущений субъекта, поэтому познанию доступны не сущность вещей, а их явления. скептицизм иррационализм

Философская сущность агностицизма

Философия (любовь к мудрости) - это учение об окружающем мире в целом и о месте человека в нем.Ф возникла в 1-м тыс. до н.э. в странах др. Востока (Индия, Китай, Египет), а затем уже в Др. Греции и Риме. Предметом философии является мир в целом, его взаимосвязи и взаимодействия (природа+общество+мышление). В основе этого лежит вопрос соотношения сознания и материи; материального и духовного. Этот вопрос имеет две стороны: 1) онтологистическая (учение о бытие). В зависимости от его решения (что первично) выделяют направления материализм - в основе многообразия мира лежит материальное начало; идеализм - …лежит духовное начало (объективный - первичным является сознание, независящее от человека; субъективный - первичным является сознание субъекта, отдельного человека); монистическое учение - в основе всего лежит одно начало; дуализм - в основе многообразия лежат два начала; 2) гносеологическая (познаваем ли мир?): материалисты считают, что мир существует объективно, независимо от сознания, а человек является частью природы, и отражает ее в своем сознании. Поэтому признают возможность познания мира и его закономерностей. Идеалисты (объективный идеализм Платон, Гегель ) также не отрицают возможность познания мира, однако отказываются считать источником познания объективный мир. У них выступают мир идей или абсолютный дух. Другие идеалисты (субъективный идеализм ) отрицают возмжность получения достоверных знаний. Такое направление получило название агностицизм - отрицание способности человеческого разума познать мир, получить достоверные знания о его законах развития на основе логического мышления. Разновидности: *субъективно-идеалистический или классический (Юм) - в основе познания лежат только наши ощущения, которые не дают полного знания о мире; *эклектический (Кант) - мир познаем только с помощью ощущений, но сущность предмета не познаваема "вещь в себе"; разрыв между явлением и сущностью; *агностицизм махизма (Мах, Авенариус) - окружающий мир - это комплекс ощущений субъекта, поэтому познанию доступны не сущность вещей, а их явления; *агностицизм как стыдливая форма материализма (Гельмгольц) - теория иероглифов, т.е. ощущения заменяются символами, которые не являются субъективными образами объективных свойст вещей; *агностицизм позиции конвенциализма (Поанкори) - процесс познания - это соглашение. скептицизм - полный (сомнение в познаваемости мира), частичный (сомневаются, но продолжают познавательную деятельность); иррационализм - недоверие научному познанию; большее доверие интуиции, вере, различным уровням философии.

Причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Г. к. и. кроются в самой структуре познания,...

Причины, объясняющие возникновение и существование идеалистической философии. Г. к. и. кроются в самой структуре познания, в субъективности его формы, в противоречии между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, в специфике формирования и развития философского знания. Субъективизм - осн. гносеологический источник идеализма. Субъективность как способность к абстрагирующему мышлению - необходимое условие всякой интеллектуальной деятельности. Субъективизм же проявляет себя в игнорировании необходимости отражения внешнего мира, в отрицании независимой от познания реальности, а следовательно, и объективности познания (Релятивизм). Он-то и питает своими соками идеализм, к-рый по словам Ленина, растет на живом дереве плодоносного, истинного, могучего человеческого познания, превратно интерпретируя факты объективной реальности. Идеализм нередко выявляет эти факты, но вместе с тем искажает, мистифицирует их. Эти Г. к. и. закрепляются в силу определенных социальных факторов, берущих начало в конечном счете в общественном разделении труда, отделении умственного труда от физического, в становлении и развитии социально-классовой структуры об-ва. Идеалистическая философия выражает специфические мировоззренческие, идеологические установки определенных групп и прослоек об-ва, как правило, господствующих классов эксплуататорского об-ва, осмысливает и воплощает их особый социальный опыт. Ленин указывал на идеологическую функцию идеализма, его связь с религиозной идеологией. В то же время он решительно выступал против вульгарного социологизирования, упрощенного и некомпетентного понимания развития и функционирования философского знания, указывал на необходимость органического сочетания принципиального партийного подхода со строгим профессионализмом, предполагающим содержательный и тонкий анализ реальных проблем, к-рые отражаются в той или иной идеалистической концепции и являются характеристиками самого общественного сознания. (См. идеализм, фидеизм.)

Основной вопрос философии:

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения : направление сознания «вовне» – формирование картины мира, универсума, и, с др. стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление познать его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. (т.е. осн. узлы – мир и человек)

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.

Эта большая многоплановая проблема «мир–человек» , по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы.

Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, др. словами, об отношении идеального к материальному.

Идеальное – наши мысли, переживания, чувства.

Материальное – все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать 2 его стороны :

1.Что является первичным – идеальное или материальное?

Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его.

2.Может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества?

Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности:

- монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);

- дуалистический - отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала - материю и сознание; полагает, что материальныя и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм.

С точки зрения рассмотрения первичности/вторичности:

Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи.

Исходит от того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

Считают, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.

Разновидности:

1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в материей («Мозг выделяет мысль также как печень – желчь»).

2.Метафизический материализм – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Рассматривает явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицает внутренние противоречия, как источник их развития.

3.Диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат его внутренних противоречий. Центральная категория ДМ – материя; основные формы существования – пространство и время.

Диалектический материализм, созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом к сер.XIXв.

Идеализм – в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.

Идеализм делится на две формы : субъективный и объективный.

Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Объективный идеализм первоосновой существующего считает человеческое сознание – разум. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.

Материализм противоположен идеализму. Их борьба составляет содержание истинно-философского процесса.

Гносеологические и социальные корни Идеализма:

Гносеологический корень (гносеология = познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.

Гносеологические корни агностицизма

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс познания тайн бытия - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества, его великая гордость и, нередко, великая скорбь. Задумываться над тем, что такое познание человек стал уже в глубокой древности. Со временем сознательная постановка этой проблемы нашла свое воплощение в философии. Теория познания, или гносеология оформилась в качестве одного из фундаментальных разделов философского знания.

Как известно еще из первой части курса, основной вопрос философии имеет две стороны. Первая его сторона (онтологическая) состоит в том, что считать первичным и что вторичным - материю или сознание? Вторая сторона (гносеологическая) решает вопрос о том, является ли содержание нашего сознания верным отражением действительности или в нем имеет место такое содержание, которое не определяется внешним миром. Другими словами: познаваем ли мир, и если да, то насколько и каким образом?

Различные философские системы по-разному решают проблему познаваемости мира. В первом семестре, когда мы рассматривали историю становления и развития основных философских направлений, эта важнейшая философская проблема уже была предметом нашего пристального внимания. Напомним только, что объективный идеализм (например, Платон, Гегель и др.) положительно решает проблему познаваемости мира. Это вытекает из его основной философской посылки: первоначальное тождество, образующее основу мира, есть тождество мышления и бытия. Мышление при этом рассматривается не только как субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная первооснова всего мира. Мир в основе своей разумен и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Понятно, что разум может познать свою сущность. Материализм, начиная еще с Демокрита, также, как правило, признавал принципиальную познаваемость мира, отстаивая основной принцип гносеологического оптимизма : в мире всегда было, есть и будет огромное число непознанных явлений, но ни одно из них нельзя признать принципиально непознаваемым.

Существовали и существуют противоположные философские учения, считающие объективное познание мира принципиально невозможным. Они характеризуются как гносеологический пессимизм или агностицизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание»). Исторически агностицизм уходит корнями в скептицизм древних (Пиррон, IV--III вв. до н. э.), доводя его до логического завершения.

Теоретические основы агностицизма разработал английский философ XVIII века Д. Юм. Он рассуждал следующим образом: все, что я получаю из окружающего мира, - это чувственные ощущения и восприятия, а откуда они появились, я не знаю, и знать не могу. Возможно, что за ними и скрываются вещи, как уверяют материалисты, а, возможно, что и нет. Чтобы проверить, существует ли нечто за пределами наших ощущений, мы должны обратиться к опыту. Однако в данном случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить такую задачу, необходимо сравнить наши восприятия, мысли с предметом, но мы не можем этого сделать, так как предметы никогда не даны нам сами по себе - они могут быть представлены лишь в форме наших же ощущений. Поэтому человек в своей деятельности может ориентироваться только на веру и привычки, а не на знания.

Другая разновидность агностицизма представлена в учении И. Канта. Он полагал, что объективно существуют вещи, обладающие собственными сущностями («вещи-в-себе»). Однако истинная их природа принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно не знаем, а знаем только их явления («вещи-для-нас»), то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств и организуясь с помощью пространства и времени, которые рассматриваются как априорные (доопытные) форм человеческого созерцания.

В философии XX века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (познавательные) корни агностицизма состоят в том, что его представители абсолютизируют имеющие место в процессе познания ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания. Для агностиков процесс познания есть движение только относительных истин, в котором абсолютной истине нет места. философия гносеологический агностицизм

Современный материализм вопрос о познаваемости мира решает положительно. Он отстаивает мнение, что независимо от сознания существует материальный мир, который отражается нами в процессе познания. При этом неполное, неточное знание становится все более полным и точным. Принципиального различия между явлением и «вещью в себе» (Кант) нет. Различие есть лишь между тем, что познано, и тем, что пока еще не познано, причем она постоянно уменьшается, хотя и никогда не может окончательно исчезнуть в силу бесконечности самого мира и процесса его познания. В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания.

Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Роль философии для человека и общества велика, она изучает универсальные законы существования и познания, обладает мировоззренческой функцией, способствует развитию методов естественных и гуманитарных наук. Философия имеет гуманистическое и общекультурное значение в развитии, воспитании и формировании культуры человека.

Основной вопрос философии и его мировоззренческое и методологическое значение

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию , а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания

Гегель считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

материализм и идеализм, их гносеологические и социальные корни, роль в философствовании.

Материализм и идеализм - главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного. При этом сознание рассматривается как вторичное, производное от материи и присущее лишь ее особой форме свойство, к-рое неотделимо от существования живых человеческих индивидов.

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:- материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Материя существует и различается по своим внутренним законам;

Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:реально существует только идея;идея первична;вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Четко разграничив и противопоставив материализм и идеализм, марксистская философия отмечает абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах основного вопроса философии и раскрывает их диалектически противоречивую взаимосвязь, осуществляющуюся в практической деятельности людей по преобразованию и познанию мира.