Реально в истории хадиджа была ли. Жёны Пророка Мухаммада ﷺ – матери правоверных

Дети Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, от Хадиджи, разыАллаху анха.

Хадиджа, разыАллаху анха, родила Пророку Зайнаб, Рукию, Умм Кульсум, Фатиму, Касыма и Абдуллаха, которого называли Таййиб-Тахир. В некоторых риваятах говорится, что Тахир и Таййиб – это два сына. Все они родились в Мекке до ниспослания Откровения. Все дочери уверовали в посланническую миссию Пророка , и все они совершили Хиджру. Зайнаб, разыАллаху анха, совершила хиджру в Медину, Рукия, разыАллаху анха, сначала совершила хиджру в Эфиопию вместе с супругом Усман-асхабом , а оттуда они приехали в Медину. Она заболела в день газавата при Бадре и умерла. Умм Кульсум, разыАллаху анха, совершила хиджру в Медину, когда умерла её сестра Рукия, разыАллаху анха. Усман-асхаб женился на Умм Кульсум, разыАллаху анха. Фатима, разыАллаху анха, соврешила хиджру в Медину, где Пророк выдал её замуж за Али-асхаба . Внуки Пророка и предводители молодых Рая – Хасан и Хусейн – родились у Али и Фатимы, разыАллаху анхума. Все сыновья Пророка от Хадиджи, разыАллаху анха, умерли в детстве ещё до ниспослания Откровения, во времена джахилийи. Когда Пророк уединялся в пещере Хира, Хадиджа, разыАллаху анха, носила ему еду и воспитывала детей. В «Фатхуль-а’лам» написано, что Хадиджа, разыАллаху анха, услышала разговоры курайшитов-мушриков о том, что Пророк женился на ней из-за её богатства. Услышав это, она подошла к ним, когда они собрались вокруг Каабы и воскликнула: «Я отдала все свое имущество Мухаммаду: если он пожелает, пусть оставит меня, если пожелает – пусть отпустит». В это время Хадиджа, разыАллаху анха, воспитывала 10 детей. Они все жили в доме площадью 25 кв.м., разделённом на три комнаты. Кроме детей от Пророка у Хадиджи был сын Халат, ещё она воспитывала племянника Зубайра ибн Авама, своего двоюродного брата Али-асхаба и Зайда ибн Хариса. И Аллах сделал для них этот дом просторным. Арабский поэт написал:

سم الخياط مع الاحباب واسعة وسع الفلاة مع الاعداء ضيقة

Когда любимые рядом,

И в тесноте - простор.

Когда вокруг враги,

И в широком поле - теснина.

Хадиджа, разыАллаху анха, не только занималась домом и детьми. Когда курайшиты-мушрики устроили мусульманам экономическую блокаду, она помогала мусульманам. Аллах дал Хадидже, разыАллаху анха, силы помогать Пророку и его сподвижникам. Это было время, когда из-за голода сахабы ели шкуры животных и траву. Блокада продолжалась 3 года (по некоторым риваятам – два), но ни один сподвижник не отошел от Ислама.

وذكر ابن اسحق في اول هذا الخبر قال وقد كان أبو جهل فيما يذكرون لقى حكيم ابن حزام ومعه غلام يحمل قمحا يريد به عمته خديجة وهى مع رسول الله صلى الله عليه وسلم في الشعب فتعلق به وقال اتذهب بالطعام إلى بنى هاشم فقال له أبو البخترى طعام كان لعمته عنده افتمنعه ان يأتيها بطعامها خل سبيل الرجل فأبى ابو جهل حتى نال احدهما من صاحبه فأخذ ابوالبخترى لحى بعير فضربه به فشجه ووطئه وطئا شديدا .

Ибн Исхак пишет, что, когда Абу Джахль встретился с Хизамом ибн Хакимом, рядом с ним был юноша, который нёс на себе мешок зерна для Хадиджи, разыАллаху анха, которая приходилась ему четвероюродной сестрой. Абу Джахль спросил у юноши: «Ты несёшь еду людям из рода бану Хашим?» Тогда один из мушриков, который был рядом, Абульбухтури, обратился к Абу Джахлю: «Абу Джахль, он несёт свою собственную еду четвероюродной сестре Хадидже, разве ты станешь ему мешать? Оставь его». Абу Джахль решил всё-таки помешать юноше, и между Абульбухтури и Абу Джахлем произошла стычка. Абульбухтури силой усмирил Абу Джахля.

О том, как люди в прошлом переносили трудности, дагестанский поэт написал:

Чем чище сердце раба,

Тем больше испытаний ему посылает Аллах,

Ведь в битве при Ухуде

Убай выбил зуб Пророку и пролилась его кровь,

Ведь воины Язида отрезали голову нашего саййида Хусейна

В битве при Кербеле и отправили её в Шам.

Разве Абу Ханифа, известный, как имам Аазам,

Не погиб в тюрьме халифа Мансура?

И разве не пробыл много лет в тюрьме

Пророк Юсуф, которого Аллах создал очень красивым?

Разве не распилили пророка Закарию на кусочки?

Разве не убивали авлия – приближенных к Аллаху?

Арабы говорят:

عند الامتحان يكرم المرء او يهان

«Мужчина возвышается и унижается в испытаниях».

Сегодня многие смельчаки уходят, столкнувшись с первыми трудностями. Но сподвижники были не такими – Ислам был у них в сердце, они приняли Ислам с любовью. Когда человек так принимает Ислам, он будет держаться за него, даже если погибнет из-за этого. Самое удивительное, что родственники Пророка , которые ещё не были в Исламе, тоже несли на себе тяжесть этой блокады, потому что чтили родственные отношения. А разве сегодня мы, мусульмане, чтим так родственные связи, как те мушрики? Многие братья по вере в ссоре из-за денег или клочка земли. Нам должно быть стыдно называть себя мусульманами! Кроме шахады, которую мы произносим, у нас нет других благих дел. Мы гоняемся за деньгами! Мало кто по-настоящему принял Ислам, и от того, что мы не можем показать красоту Ислама, люди бегут от него. Если бы мусульмане распространяли Ислам не словами, а хорошими поступками, в мире бы были только мусульмане. Сахабы знали, что такое Ислам. Уже на 12-ый год после смерти Пророка сахабы принесли Ислам на землю Дагестана. Наши предки приняли Ислам и не отошли от него, когда ушли те, кто его нам принёс. Наши предки не оставили эту религию, потому что понимали по-настоящему, что такое Ислам. Они знали, что Ислам – это закон, который установил Аллах. Только Ислам может сделать человека счастливым, а материальное – сколько бы его ни дал Аллах – не осчастливит человека. Ислам укрепляет родственные связи, делает человека совестливым, устанавливает между супругами особую связь. Наши предки знали, что такое Ислам.

В истории Ислама было много женщин, которые, подобно Хадидже, разыАллаху анха, стойко переносили трудности. К Майсуне из Дамаска пришли женщины, чтобы выразить соболезнования по поводу гибели её братьев в войне против монголов. Она спросила женщин о цели их визита. Они ответили, что пришли соболезновать. Она ответила: «Я не опечалена, а рада, что мои братья погибли на пути Аллаха», – и показала мешок, где лежала её срезанная коса. Она предложила этим женщинам сделать то же самое с их косами, отнести их на пятничный намаз имаму мечети Омейядов, чтобы тот бросил косы перед мужчинами и призвал их к войне с монголами, захватившими исламские земли. Так женщины хотели сказать, что, мол, если не будете воевать вы, то воевать выйдем мы, женщины. Мужчины вышли в бой, и была большая битва, в которой они одержали победу над монгольским войском. Женщины в прошлом были особенными, Аллах одарил их красотой нрава. У них было прекрасное воспитание, и они по-настоящему стремились к высокому положению перед Аллахом, морально поддерживали мужчин там, где им нужна была поддержка. Тогда женщины берегли свой дом, как могли, довольствуясь тем, что дал Аллах, они не гонялись за благами этого мира и не поддавались страстям.

Пророк не забыл, что сделала Хадиджа, разыАллаху анха, для распространения Ислама и для сподвижников. Арабский поэт сказал:

ان الكرام اذا ما ايسروا تذكروا من كان ياءتيهم في بيتهم الخشن

Разбогатев, щедрые вспоминают тех,

Кто был рядом в трудные времена.

Имам Ахмад передал, что Айша, разыАллаху анха, сказала: «Пророк не выходил из дому, не упомянув Хадиджу и не похвалив её. Однажды он вновь упомянул её, и мне стало обидно. Я сказала: «Она была просто пожилой женщиной. Аллах дал тебе лучшую жену, чем она». Пророк разгневался и сказал: «Клянусь Аллахом, Он не дал мне лучшей жены, чем Хадиджа! Она уверовала в Аллаха тогда, когда все Его отрицали. Она поверила мне тогда, когда все называли меня обманщиком. Она помогала мне своим имуществом тогда, когда все отказали мне в этом. И Аллах одарил меня через неё потомством, от других женщин Он мне не дал детей»».

Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, шестью качествами. Именно из-за них она стала супругой Пророка . Что это за качества?

Во-первых, глубокая мудрость и чистота рождения. Во- вторых, большая осмотрительность. В-третьих, она занимала высокое положение среди курайшитов. В-четвёртых, у неё был совершенный ум. В-пятых, она не поклонялась идолам и соблюдала религию Ибрахима, алейхи ссалям. В-шестых, она была известна среди курайшитов как Тахира, то есть Чистая.

Пророк искал богобоязненную, и Аллах дал ему супругу, у которой (к тому же) были и другие похвальные качества. Чаще всего жизнь детям портят их же родители. Причин тому несколько:

1.Отсутствие исламского воспитания. Многие не понимают смысл хадиса: «Обучайте детей намазу с 7-летнего возраста, а с 10 лет, если они откажутся совершать намаз, наказывайте их».

2.Родители выдают детей замуж или женят их не по Шариату. Они опираются в этом на свой нафс и не следуют повелению Пророка : «Если к вашей дочери посватается человек с благим нравом и крепкой религией, выдайте дочь за него! Если вы не сделаете этого и станете изучать его род и оценивать его богатство, на земле распространятся нечестие и смута».

- حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ سَابُورَ الرَّقِّيُّ حَدَّثَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ بْنُ سُلَيْمَانَ الْأَنْصَارِيُّ أَخُو فُلَيْحٍ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ عَجْلَانَ عَنْ ابْنِ وَثِيمَةَ النَّصْرِيِّ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ)َقال رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا أَتَاكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ خُلُقَهُ وَدِينَهُ فَزَوِّجُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ…………………..(وَالْحَدِيث قَدْ أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيّ وَرَجَّحَ إِرْسَاله ثُمَّ أَخْرَجَهُ مِنْ حَدِيث أَبِي حَاتِم الْمُزَنِيِّ وَقَالَ فِيهِ إِنَّهُ حَسَن .حا شية السندي علي ابن ماج

Если так делать, то большинство мужчин и женщин останутся без семьи и займутся прелюбодеянием. Тогда опекуны женщин буду опозорены и разгневаны, а это приведёт к смуте и убийствам.

Хадиджа – первая, кого Пророк, солляллаху алейхи ва салля обучил омовению и намазу.

Ибн Хишам передаёт от Ибн Исхака: «Когда намаз стал обязательным, Джибриль, алейхи ссалям, спустился в Мекку, чтобы обучить Пророка омовению. Он совершил на глазах Пророка омовение и затем Пророк сделал то же самое перед Джибрилем, алейхи ссалям. Затем Джибриль, алейхи ссалям, встал впереди, и Пророк совершил за ним намаз. После этого Джибриль, алейхи ссалям, ушёл, и Пророк пришёл к Хадидже, разыАллаху анха, обучил её омовению, и затем она совершила за супругом намаз».

Из этой истории мы узнали, что первым человеком, совершившим намаз за Пророком была женщина. Есть правило, о котором Всевышний упомянул в Коране:

«Самые лучшие из вас – самые богобоязненные».

Нет разницы, мужчина это или женщина, белый цвет кожи или черный.

Хаким передаёт в «Мустадраке», что Афиф ибн Амр, который до Ислама был другом Аббаса, занимался торговлей. Когда Амр прибыл в Мекку, он остановился у дяди Пророка Аббаса, разыАллаху анху. Когда настал полдень, он увидел мужчину, который сначала посмотрел на солнце, а затем совершил намаз. Затем пришли женщина и юноша тоже стали молиться. Амр спросил у Аббаса: «Кто эти люди?» Аббас ответил: «Мой племянник Мухаммад ибн Абдуллах объявил себя пророком, за ним следуют только его жена и этот юноша. Эта женщина – его супруга, Хадиджа бинт Хувайлид, а этот юноша – сын дяди Мухаммада, Али ибн Абу Талиб». Позже Афиф говорил: «Если бы я принял Ислам тогда, то был бы четвертым человеком, принявшим Ислам».

حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ وَأَبُو كُرَيْبٍ وَابْنُ نُمَيْرٍ قَالُوا حَدَّثَنَا ابْنُ فُضَيْلٍ عَنْ عُمَارَةَ عَنْ أَبِي زُرْعَةَ قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ

أَتَى جِبْرِيلُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ هَذِهِ خَدِيجَةُ قَدْ أَتَتْكَ مَعَهَا إِنَاءٌ فِيهِ إِدَامٌ أَوْ طَعَامٌ أَوْ شَرَابٌ فَإِذَا هِيَ أَتَتْكَ فَاقْرَأْ عَلَيْهَا السَّلَامَ مِنْ رَبِّهَا عَزَّ وَجَلَّ وَمِنِّي وَبَشِّرْهَا بِبَيْتٍ فِي الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ لَا صَخَبَ فِيهِ وَلَا نَصَبَ

Муслим передал хадис от Аби Зур’а, который слышал, как Абу Хурайра рассказывал: «Джибриль пришёл к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! Хадиджа, которую ты возьмёшь в жены, – она подобна сосуду, в котором много и еды, и питья. Передай Хадидже салам от Аллаха и обрадуй её тем, что для неё в Раю Аллах построил дом». Хадиджа, разыАллаху анха, когда Пророк призвал её к Исламу, сразу уверовала, не споря и не противясь, поэтому Аллах приготовил для неё в Раю дом, где не шумно и где не повышают голос. В некоторых книгах по хадису написано, что этот дом построен из яхонта.

ثَبَتَ فِي تَفْسِيرقَوْله تَعَالَى : (إِنَّمَا يُرِيد اللَّه لِيُذْهِب عَنْكُمْ الرِّجْس أَهْل الْبَيْت) قَالَتْ أُمّ سَلَمَة " لَمَّا نَزَلَتْ دَعَا النَّبِيّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاطِمَة وَعَلِيًّا وَالْحَسَن وَالْحُسَيْن فَجَلَّلَهُمْ بِكِسَاءٍ فَقَالَ : اللَّهُمَّ هَؤُلَاءِ أَهْل بَيْتِي " الْحَدِيث أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيّ وَغَيْره ، وَمَرْجِع أَهْل الْبَيْت هَؤُلَاءِ إِلَى خَدِيجَة ، لِأَنَّ الْحَسَنَيْنِ مِنْ فَاطِمَة وَفَاطِمَة بِنْتهَا ، وَعَلِيّ نَشَأَ فِي بَيْت خَدِيجَة وَهُوَ صَغِير ثُمَّ تَزَوَّجَ بِنْتهَا بَعْدهَا ، فَظَهَرَ رُجُوع أَهْل الْبَيْت النَّبَوِيّ إِلَى خَدِيجَة دُون غَيْرهَا

Она первой приняла Ислам и получит награду за всех женщин, которые приняли Ислам после неё, согласно хадису: «Кто положит начало какому-то благому делу, тот получит и награду тех, кто последует по этому пути».

А в наше время многие родители не дали детям исламского воспитания, бросили их, позволили им делать, что захотят. Даже животные не бросают своих детёнышей и защищают их от других животных. А ведь Аллах не отправлял к животным пророков, он не дал им разума, как людям!

Расскажем о порядках в семье у тех, кто получил исламское воспитание. Около 500 лет назад жил большой учёный Ибн Хаджар Аскаляни, который написал «Фатхуль-Бари» и другие великие книги. У него было 4 дочери. Когда он приходил после урока домой, то прежде всего пересказывал изученный урок своей жене. А она, в свою очередь, рассказывала его четырём дочерям. Так и он, и его жена, и все его 4 дочери стали большими учёными. Аллах дал им это из-за их усердия. И они получили баракят хадиса: «Если тот, кому Аллах послал двух дочерей, воспитает их подобающим образом, Аллах введёт его в Рай». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, а если он воспитает одну дочь?» Пророк ответил: «[Он] тоже войдёт в Рай».

Муслим передаёт от Айши, разыАллаху анха, что после смерти Хадиджи, разыАллаху анха, когда в доме Пророка забивалось какое-то животное, какую-то его часть он обязательно отправлял тем, с кем Хадиджа, разыАллаху анха, поддерживала дружеские отношения.

Имам ан-Навави, рахимахуллах, пишет в шархе к «Сахиху» Муслима: «Из этих хадисов ясно, как супруги должны относиться друг к другу, как они должны сохранять взаимную любовь и соблюдать права друзей, как при жизни, так и после смерти [кого-либо из супругов]».

Первой женой Посланника Аллаха (мир ему) была госпожа Хадиджа бинт Хувайлид . В этой статье пойдет речь о ее личностных качествах и той помощи, которую она оказала Посланнику Аллаха (мир ему), укрепив его в нелегком деле призыва к Исламу.

Хадиджа всегда была уверена в себе и своих силах.

Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) знала чего она хочет от жизни и следовала за своей мечтой. В доисламские времена в Аравии не слишком высоко ценили женщин, но Хадиджа очень быстро завоевала уважение своих соплеменников за высокий интеллект и деловую хватку. Ее отец был знатным торговцем и, будучи уже в преклонном возрасте, спокойно передал свое дело дочери, не беспокоясь за его исход.

Хадиджа очень серьезно подходила к вопросу выбора компаньонов и редко поручала свои дела людям, не заслуживающим ее доверия. Хадиджа была единственная в своем роде, поэтому понимала, что от ее решений зависит не только дело ее отца, но и ее честь, а также положение в обществе.

Хадиджа была наслышана о высоких моральных качествах молодого человека по имени Мухаммад (мир ему). Соплеменники часто говорили о его честности, порядочности, скромности и преданности. Поэтому Хадиджа не стала ждать, пока Мухаммад (мир ему) попросится к ней на работу, а сама разыскала его и предложила стать ее караванщиком. Молодой человек не стал думать долго и принял ее предложение. Хадиджа обладала превосходным внутренним чутьем. Она была уверена, что назначив Мухаммада (мир ему) главой каравана, ее торговля принесет прибыль.

Хадиджа окружала себя наилучшими людьми.

Хадиджа происходила из знатного рода, у нее был прекрасный характер и ей сопутствовал успех в делах. Неудивительно, что много разных мужчин просили ее руки. Но Хадиджа высоко ценила себя, она не собиралась довольствоваться компанией тех, кто не соответствовал ее высоким моральным качествам.

Когда она убедилась в человеческих качествах Мухаммада (мир ему), Хадиджа задумалась над тем, чтобы предложить стать ее компаньоном не только в бизнесе, но и в жизни. Однажды она увидела сон, в котором Солнце снизошло с небес к ней во двор и озарило дом. Проснувшись, она поспешила к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю, который был известен своей набожностью и глубокими познаниями в Торе и Евангелие.

Варака растолковал ее сон следующим образом: Солнце, посетившее ее двор и озарившее ее дом, означает, что ей в жизни предстоит встреча с человеком, которого Всевышний Создатель изберет Своим Пророком и Хадидже предстоит стать его спутником жизни.

Получив толкование своего сна, она поняла, что тем Солнцем в ее сне был Мухаммад (мир ему) и она утвердилась в своем желании посвататься к нему. Мухаммад (мир ему) обратился за советом к братьям своего отца и те организовали сватовство и свадьбу. Свадьба между Мухаммадом бин Абдуллой и Хадиджей бинт Хувайлид состоялась в 596 году н.э.

Хадиджа была предана Пророку.

Хадиджа ни минуты не сомневалась в своем выборе. Она полностью доверяла Пророку (мир ему) и в любом споре занимала его сторону. Она всегда была готова утешить его. Она поверила ему, даже когда он рассказал ей историю об ангеле, навестившем его.

Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) сказала Посланнику Аллаха (мир ему): «Всевышний не оставит тебя. Ты поддерживаешь родственные связи, говоришь правду, тратишь деньги на малоимущих, почитаешь своих гостей и помогаешь тем, кто страдает от трудностей».

Она была прозорлива и помогла Мухаммаду (мир ему) убедиться в истинности тех событий, которые происходили с ним. Разумеется, что она была самым первым человеком, принявшим Ислам. И в деле распространения Ислама она всеми силами помогала Посланнику Аллаха (мир ему), создав мощный фундамент исламского призыва.

Благодаря любви и поддержке Хадиджи, Посланник Аллаха (мир ему) открыто заявил о себе как о Пророке, несмотря на бойкот, объявленный ему курайшитами.

Пророк (мир ему) так говорил о преданности Хадиджи: «Она верила в меня, когда никто другой не поверил, она приняла ислам, когда люди отвергли меня, и она помогла и утешала меня, когда никого другого не было, чтобы подать руку помощи». (Муслим)

Хадиджа была единственной в своем роде.

Хадиджа всю жизнь жила в достатке и привыкла к роскошной жизни. Столкнувшись с бойкотом со стороны курайшитов, Хадиджа, будучи женой Посланника Аллаха (мир ему), осталась без средств к существованию. Тем не менее, даже будучи пожилой женщиной, она терпеливо переносила голод и лишения, всячески поддерживая Посланника Аллаха (мир ему) в его миссии. Она не променяла любовь и уважение Посланника Аллаха (мир ему) ради земных благ.

Бойкот сильно подорвал здоровье Хадиджы и вскоре она умерла. Своей жизнью и своей великой жертвой Аллаху Хадиджа еще при жизни была обрадована вестью о Рае. Однажды Джибриль (мир ему) явился к пророку и сказал: «О посланник Аллаха, Хадиджа принесла еду. Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени её Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в раю её ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости». (Бухари)

Госпожа Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) является примером для всех женщин во все времена.

Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу - ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было двадцать пять, а Хадидже - сорок. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте шестидесяти пяти лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми .

Хадисы о Хадидже

«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии] является Хадиджа, дочь Хувайлида» .

Cупруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда Пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней» .

‘Аишей передается: «Практически всегда посланник Божий, выходя из дома, проговаривал слова восхищения Хадиджей и восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Она ведь была просто старушкой, взамен которой Господь дал тебе лучшее!» На лице у Пророка появились признаки гнева и недовольства сказанным. Он ответил: «Нет! Клянусь Богом, Он не дал мне лучше, чем она. Она уверовала в правдивость и истинность моей миссии, когда другие отрицали; она верила в искренность моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддерживала меня, когда другие отвернулись, и Господь дал мне детей только от нее» .

Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы . Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой.

Злые языки были во все времена. Их язвительность всегда была особенно колкой в адрес известных, влиятельных и благородных людей. Что уж говорить о пророках, которые несли слово Бога и своей миссией противостояли целым полчищам сатанинского зла и неверия.

Верующий поймет, а упрямый атеист или безбожный философ может позволить себе оскорбить или оклеветать не только пророка, как это было со многими тысячами посланников Божьих, но и Самого Творца. Слава Богу, что будет Судный День, где все примет свой натуральный облик, клевета и оскорбления повиснут грехами на шеях тех, кто проговаривал их. Пророки и посланники Творца будут стоять пред Ним со всей чистотой и величием их дел, миссий. Многие захотят быть поближе к ним… Но не все смогут.

Обращение, как и в других подобных случаях, к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует).

К таковым относятся Сафия и Джувейрия. В последующем обе стали мусульманками. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 384, 388; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 104.

В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе. Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). Если это была женщина, то благим считалось освободить ее, а в последующем жениться на ней как на свободной.

Ислам еще более четырнадцати веков назад начал процесс освобождения подневольных людей и оказания им помощи в обретении свободы и независимости. Отдельные «цивилизованные» деятели современности бессовестно приписывают Исламу поощрение рабства, не желая понять суть трактовок, поддерживая информационные кампании, дискредитирующие исламские и общечеловеческие ценности.

Важно отметить, что по последнему пункту к Пророку (да благословит его Творец и приветствует) поступало несколько предложений, но все они были им отклонены. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 389, 390, 394.

Через многие столетия после смерти Пророка создавались целые институты, в которых тысячи квазиученых пытались хоть что-то выискать, выскрести для дискредитации пророка Мухаммада. Однако ни один не решился на какие-то язвительные трактовки или ложь относительно целомудренности Мухаммада до женитьбы на Хадидже и относительно того, что она оставалась единственной его женою на протяжении последующих двадцати пяти лет.

Одного ее супруга звали ‘Атик ибн ‘Аиз, а другого - Хинд ибн Зурара. См.: Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 52; ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 53, 54.

См.: Ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52.

То есть примерно шестьсот лет. Пророк Мухаммад говорил: «…Поистине, не было пророков между его [Иисуса] ниспосланием и моим».

С начала пророческой миссии Мухаммада и до Конца Света.

Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и ат-Табарани.

Подробнее об этом см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403, 404.

Как уже ранее упоминалось, все жены пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) до того, как выйти за него, были ранее замужем. Исключением является лишь одна - ‘Аиша, по настоянию ее отца, Абу Бакра, принятая Пророком на воспитание уже с детского возраста. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403.

Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) следуя за достоверным словом учёных.Итак, перечислим жен Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Первой Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха.Савда, разыАллаху анха, он женился на ней после смерти Хадиджи.

Айша, разыАллаху анха, он женился на ней в Мекке, встретил в Медине.
Хафса, разыАллаху анха, дочь Умара.
Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Хузаймы.

Хинд [Уммусаляма], разыАллаху анха, дочь Абу Умайи.
Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Джахша.
Джувайрийя, разыАллаху анха, дочь Хариса.
Сафия, разыАллаху анха, дочь Хуяя бину Ахтаба. Она была иудейкой, приняла Ислам до того, как стала супругой Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Умм Хабиба [Рамла], разыАллаху анха, дочь Абусуфяна.
Марият, разыАллаху анха, дочь Шам’уна. Правитель Египта Мукавкис подарил её Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) Она была христианкой, после прихода Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) приняла Ислам и затем вышла замуж за Пророка. Она родила Пророку сына Ибрахима.
Маймуна, разыАллаху анха, дочь Хариса.

Причины, по которым Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)
взял много жён

До 25 лет Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не был женат. В 25 лет он отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда он вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и он взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) жил с Хадиджей. Она была старше Пророка на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророк не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял с 52 до 60 лет. Он женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе он бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы он следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У него не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب
52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами»1.

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны этих женщин?
Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар (разыАллаху анх) сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
Во-вторых, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому он взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророк женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророк, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра, они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророка.
В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) был Зайд ибн Харис. Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророку. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророку и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророк, ещё не был посланником. Он ответил отцу Зайда: «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь». Тот спросил: «Что же это?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммада. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?!» Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророка была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммад, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророк женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророку взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
В-пятых, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
В-шестых, этими браками Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророк взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророку правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророку сына Ибрахима. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророк взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) не должны быть нашими пленниками». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.
Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророк 9салляллаху аляйхи ва саллям) . Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророк оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфа? А известная история, которая произошла между Юсуфом и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророк оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Дауд и Сулейман исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророк оставил после себя 9 жён, а у Дауда и Сулеймана, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) делятся на два вида:
Те, которые он заключил как простой человек;
Те, которые он заключил как Пророк.
Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророк жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророк взял, уже будучи Пророком, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророка — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророка сходятся на общем предке Кусайе.

По матери: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Фатимы, дочери Заиды. Здесь родословная Хадиджи также сходится с родословной Пророка на общем предке Луайе.

Из жён Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) только у Хадиджи, разыАллаху анха, родословная пересекается с Пророком и по отцу, и по матери.

До брака с Пророком, Хадиджа, разыАллаху анха, была замужем дважды и оба раза овдовела. Первый её муж – ‘Атик сына ‘Аида, ему Хадиджа, разыАллаху анха, родила дочь Хинд. Второй муж – Малик сын Набаша, которому она родила сына Халата.

Об этом написал шейх Саид-афанди, куддисса сирруху:

До замужества с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) саййидату курайши (то есть госпожа курайшитов)

Была замужем дважды.

Когда ей исполнилось 40 лет,

Она стала Матерью правоверных.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал в одном из хадисов:

عن أنس بن مالك ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : « خير نساء العالمين : مريم بنت عمران ، وخديجة بنت خويلد ، وفاطمة بنت محمد صلى الله عليه وسلم ، وآسية امرأة فرعون »صحيح ابن حبان

«Из всех женщин самые лучшие – Марьям, дочь Имрана, (мать Исы, алейхи ссалям), Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, и жена Фараона Асия», разыАллаху анхум2.

Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, глубокими знаниями, мудростью, пониманием и предусмотрительностью. Она брала на себя трудности и переживания Пророк. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал год её смерти «годом печали» из-за того, что после её смерти пострадало дело даавата и из-за того, что он столкнулся с множеством трудностей. Хадиджа, разыАллаху анха, пользовалась уважением среди курайшитов и была самой умной курайшиткой. Как мы уже говорили, ещё до брака с Пророком курайшиты называли её Тахира, то есть Чистая. Она не поклонялась идолам и придерживалась религии пророка Ибрахима, алейхи ссалям. Из-за того, что она не ослушалась Аллаха, Он возвысил её и выделил среди других, соединил с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) и дал им дочь Фатиму, разыАллаху анха. А Фатима, разыАллаху анха, родила Хасана и Хусейна, которых называют саййидами Рая. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал дочь Фатимой, проявляя уважение к матери Хадиджи, разыАллаху анха, Фатиме.

В одном из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Женщину берут в жены по четырём причинам: из-за религии, из-за красоты, из-за родословной и из-за богатства. Женитесь на тех, у кого крепкая религия (то есть на богобоязненных мусульманках), и Аллах наделит вас баракятом».

Когда женщина знает Того, Кто её сотворил, она не может не знать о том, что Аллах велел ей в отношениях с мужем. И когда мужчина знает своего Творца, он соблюдает права супруги, которые обязан соблюдать.

1. Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)
2. «Сахих» Ибн Хибан

Когда Пророкﷺ покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророкаﷺ следуя за достоверным словом учёных.

Итак, перечислим жен Пророка ﷺ:

Причины, по которым Пророк

взял много жён

До 25 лет Пророкﷺ не был женат. В 25 лет онﷺ отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда онﷺ вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и онﷺ взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророкﷺ жил с Хадиджей. Она была старше Пророкаﷺ на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророкуﷺ исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророкﷺ не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророкﷺ назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророкуﷺ стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророкуﷺ и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророкﷺ взял с 52 до 60 лет. Онﷺ женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе онﷺ бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы онﷺ следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У негоﷺ не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророкуﷺ исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب

52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами ».

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророкﷺ взял в жёны этих женщин?

  1. Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
  2. Во-вторых, Пророкﷺ женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому онﷺ взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророкﷺ выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
  3. В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророкﷺ заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророкﷺ беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророкﷺ женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророкﷺ, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра , они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророкﷺ женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророкаﷺ.
  4. В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророкаﷺ был Зайд ибн Харис . Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророкуﷺ. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророкуﷺ и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророкﷺ, ещё не был посланником. Онﷺ ответил отцу Зайда : «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь ». Тот спросил: «Что же это? » Пророкﷺ сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной ». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммадаﷺ. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?! » Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других ». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророкаﷺ была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммадﷺ, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророкﷺ называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророкﷺ женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророкуﷺ взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
  5. В-пятых, Пророкﷺ взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
  6. В-шестых, этими браками Пророкﷺ устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророкﷺ взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророкуﷺ правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророкуﷺ сына Ибрахима. Пророкﷺ женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророкﷺ взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка не должны быть нашими пленниками ». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.

Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророкﷺ. Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророкﷺ оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфаﷵ? А известная история, которая произошла между Юсуфомﷵ и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророкﷺ оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Даудﷵ и Сулейманﷵ исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророкﷺ оставил после себя 9 жён, а у Даудаﷵ и Сулейманаﷵ, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророкаﷺ делятся на два вида:
  1. Те, которые он заключил как простой человек;
  2. Те, которые он заключил как Пророк.

Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророкﷺ взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророкﷺ жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророкﷺ взял, уже будучи Пророкомﷺ, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророкаﷺ — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророкаﷺ сходятся на общем предке Кусайе.