Как кутуз принял окончательное решение выйти на джихад против монголов. Что есть джихад для верующего мусульманина

Слово «джихад» в переводе с арабского означает «усилие». Это одно из базовых понятий в исламе. Некоторые мусульманские богословы даже считают джихад шестым столпом ислама, наряду с пятью остальными. Коран предписывает каждому мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать на этом пути свои средства и силы.

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, - это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца - это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца - это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка - это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень - это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать - это джихад руки.

Самый последний уровень - это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Исторический контекст джихада

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять - даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад - вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права - консенсус всех исламских богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию.

В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться. Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом - войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Значение джихада для верующего мусульманина

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

В случае же с вооруженным джихадом существует очень много различных ограничений, в том числе в каком месте этот джихад объявлен, против кого и так далее. На этот счет есть разные мнения. Например, в истории России, когда имам Шамиль вел свою борьбу, часть дагестанских богословов того времени выступили против его подхода и не признавали объявление джихада против Российской империи, а часть поддерживала его. Впоследствии имам Шамиль прекратил ведение джихада, призвав и других своих последователей прекратить его.

6. Разночтения в интерпретации

Правила джихада общие для всех. Конечно, в частностях могут быть какие-то особенности и свои понимания, но это не касается основных понятий. В основном по поводу джихада есть консенсус о том, что это в первую очередь духовное совершенство, а также об основных правилах ведения вооруженного джихада. Эти правила основаны на том, что говорил Мухаммед, и на том, как это на практике исполнялось во времена первых четырех праведных халифов.

Различные интерпретации появляются как вследствие наличия разных мнений среди исламских ученых, так и из-за их приверженности разным религиозным традициям. Потому что ислам как религия без церковной организации и по большому счету без духовенства - это религия мусульманских ученых-богословов. Их мнение очень многое значит. Причем один богослов может быть влиятелен среди определенной части мусульман и абсолютно не иметь никакого влияния на другую часть. Поэтому здесь действительно очень многое зависит от местной традиции интерпретаций различных шариатских норм и представлений или от конкретной личности этого самого богослова.

Август в Чеченской Республике ознаменовался не только резким ростом напряженности обстановки, очередным "усилением мер безопасности", в связи с очередной годовщиной взятия города Грозного боевиками (6 августа 1996 год), но и очередным объявлением джихада. 4 августа новый муфтий Чечни Султан Мирзаев объявил, что принята фетва (богословско-правовое заключение исламских ученых по актуальному вопросу), объявляющая священную войну ваххабитам и террористам.

В церемонии объявлении нового джихада приняли участие первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров, министр МВД Руслан Алханов, командиры всех силовых структур республики и имамы 14-ти районов республики. Муфтий Чечни назвал ваххабизм "чумой XX и XXI веков" и заявил, что не должно быть никаких сомнений в правильности своих действий у тех, кто с этими людьми и явлением борется. Он также выразил личную готовность взять в руки оружие и воевать с боевиками-ваххабитами. Это далеко не первая попытка начать "священную войну" на территории Чеченской Республики. За последние 14 лет их было несколько.

Осенью 1991 года после прихода к власти в республике Джохара Дудаева и попытки российского руководства ввести на территории Чеченской Республики чрезвычайное положение, некоторые духовные лица потребовали объявить России джихад (в кавказской интерпретации газават). Его объявлению, вероятнее всего, помешал быстрый провал данной акции.

Спустя всего три года, зимой 1994-го, когда Кремль объявил о начале силовой операции "по наведению конституционного порядка" на территории Чеченской Республики Ичкерия, джихад России все же был объявлен. Это сделал муфтий республики Мохмад-Хусейн-хаджи Алсабеков. Однако спустя несколько месяцев Алсабеков дезавуировал свое заявление.

В 1995 году назначенный новым муфтием ЧРИ Ахмат-хаджи Кадыров вновь объявил России джихад. После завершения "первой чеченской войны" потребность в джихаде так и не исчезла. Его объявляли и против похитителей людей и даже друг против друга. В 1998 году после столкновений в Гудермесе между силовыми структурами Ичкерии и "джамаатами" и те, и другие объявили джихад. Но дальше слов дело тогда не пошло.

В тот же период появившиеся в Чечне "лица арабской национальности" (многие из которых почему-то прекрасно владели русским языком), также проповедывали среди чеченской молодежи идеи джихада. "Доблестных и храбрых чеченцев" призывали идти "делать джихад" не куда-нибудь, а на Ближний Восток, точнее в Иерусалим, чтобы освободить "священный город" и одну из главных мусульманских святынь - мечеть Аль-Акса.

В 1999 году после начала ввода российских войск на территорию республики Аслан Масхадов обратился к духовенству, чтобы они призвали народ к газавату. Теперь новый муфтий Чечни призывает к очередному джихаду - священной войне против ваххабизма и терроризма. (Кстати, тяга к объявлению "священных войн" имеет место не только в Чечне. С началом военных действий США против Ирака глава духовного управления мусульман европейской части России Талгат Таджуддиин тоже объявлял джихад....Против Соединенных Штатов).

Первый вице-премьер правительства Рамзан Кадыров назвал очень важным и своевременным принятый муфтиятом документ, объявляющий джихад ваххабизму и терроризму на территории Чеченской Республики. "Я приветствую это решение, приветствую его от имени всего руководства Чеченской Республики, ибо сотрудники правоохранительных органов, которые фактически находятся на войне против терроризма и ваххабизма, должны быть уверены в том, что их действия не противоречат Корану и исламу", - заявил он.

С ним солидарен и депутат Государственной Думы России Руслан Ямадаев. "Я считаю, что это очень важное, своевременное и продуманное решение, дающее ответы на самые сложные вопросы, волновавшие чеченское общество в целом и бойцов МВД и других структур, в частности", - заявил он агентству "Интерфакс".

"В борьбе против ваххабизма и терроризма погибли сотни и тысячи сотрудников правоохранительных органов. Среди них десятки моих близких и родных, президент Чечни Ахмат Кадыров, его племянники. Погиб мой родной брат, Герой России Джабраил, командовавший спецподразделением "Восток", - отметил он. Они (боевики) взрывали и расстреливали милиционеров, имамов, госслужащих, заявляя, что совершают джихад, но теперь дан четкий и однозначный ответ на вопрос, кто на самом деле стоит на пути джихада".

Однако объявление джихада ваххабизму и терроризму в Чечне не нашло поддержки религиозных и общественных деятелей России. В интервью российской ГАЗЕТЕ верховный муфтий азиатской части России шейх Нафигулла Аширов заявил, что при отсутствии юридического определения ваххабизма в современном законодательстве РФ такие призывы от имени муфтията, то есть общественной организации, не могут иметь законодательного действия. "Они нарушают единое правовое поле Российской Федерации, - сказал Аширов. - Ваххабизм ничего не говорит о призыве к террору, это направление исламской мысли, а не тактика ведения борьбы. А на мысли в современном законодательстве запретов нет".

С его мнением согласен и член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко. Та же ГАЗЕТА приводит и его высказывание. "Пророссийская часть чеченского общества не увлечена исламом, это не может быть для нее фактором мобилизации. А боевики только посмеются над тем, что еще один бывший комсомолец объявил им джихад. Это не самый умный ход, скорее отчет о проделанной работе в ответ на интервью Басаева в США. "Джихад" теперь стал ругательным словом: ты мне - джихад, и я тебе - джихад. Это какие-то шашки", - считает политолог.

Джихад, или священная война, о которой говорил Пророк Мухаммад, имеет смысл, несколько отличный от того, как он сегодня воспринимается и толкуется разными духовными лицами. Слово "джихад" происходит от корневого слова в арабском языке, означающего "стремиться, прилагать усилие". В исламе джихад означает любое усилие, направленное на распространение истины. Газават или малый джихад - это священная война. Согласно исламскому праву, в странах, где не действует шариат, объявлять войну, в том числе священную, имеет право только первое лицо государства.

Несомненно, что одной из форм Джихада является война, но лишь в тех случаях, когда избежать ее не удается. Пророк Мухаммад, говоря о Джихаде, сказал, что "величайший Джихад, в котором сражается человек - Джихад с самим собой". Это означает, что истинный верующий должен в первую очередь бороться с самим собой, со своими недостатками и ошибками, стремиться исправить и не допускать их впредь.

В хадисах сказано, что Пророк Мухаммед сказал, вернувшись с одного из сражений: "...мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому". Отмечается тот факт, что после этого Он уже больше не участвовал ни в одном сражении.

По словам одного из имамов мечети города Грозного, ни один стих Корана в своем истинном текстуальном и историческом контексте не разрешает воевать на основе религиозных, этнических или расовых разногласий. "Воинственный джихад не только ограничен условиями, которые могут или не могут придать ему законную силу, но и строго регламентирован. Пророк Мухаммед (а.с.c.) сказал, как подобает вести себя на поле битвы, - говорит он. Нельзя развязывать войну, если другие мирные средства могут остановить агрессию и порабощение. Намерения должны быть чисты и ни эгоистичные личные, ни националистические интересы и планы не должны быть действующей силой. Должно быть объявление войны, заявленное официальными властями, после соответствующих консультаций. Не должно страдать гражданское население. Нельзя допускать мародерства, грабежей и ненужных разрушений".

Объявление джихада против ваххабизма и терроризма после почти 6-летней "контртеррористической операции" на территории Чеченской Республики, которая стоила жизней десятков тысяч наших соотечественников, действительно выглядит несколько странно и неуместно. Зажигательный призыв "ударить джихадом по ваххабизму и терроризму" вряд ли приведет к установлению мира и стабильности в нашей республике, согласию и взаимопониманию в и без того уже разрозненном чеченском обществе.

Джихад нам сегодня действительно необходим. Но не тот джихад, в котором одни чеченцы будут истреблять других. Нам нужен джихад против убийств и похищений людей, джихад против внесудебных казней и пыток, джихад против коррумпированного чиновничьего аппарата, против взяточничества и произвола зажравшейся бюрократии, против тотальной безработицы, против наркомании и алкоголизма. Джихад за возрождение нации, восстановление нашей республики и будущее наших потомков.

http://www.chechensociety.net/cho/cho40/040_01.htm

Я – человек прогрессивных взглядов, и я – христианин, воспитанный в любви к ближнему.
Моя рука никогда не поднималась на человека иной веры, а мое перо никогда не чернило людей, исповедующих принципы жизни, отличные от моих.

То, что происходит сейчас на страницах многих изданий, включая и нашу «Прозу.ру», беспокоит меня не тем, что нагнетается психоз и юдофобия, (к этому уже не привыкать), а то, какими методами подаётся та информация, которая касается исторических аспектов сосуществования трех мировых религий, рожденных в одном месте – на Ближнем востоке.

Я не буду в этом очерке развивать собственные теории, ибо это будет повторением уже сказанного.

Я лишь позволю себе процитировать некоторые главы из книги БАТ-ЙЕОР «Зимми. Евреи и христиане под властью ислама.»

Эта книга (французское издание - 1980 г., английское - 1985 г.;) считается сегодня незаменимой для желающих получить наиболее глубокое представление о доктрине и практике ислама по отношению к «зимми» - неарабским и немусульманским общинам в странах Ближнего Востока, то есть в странах, подпавших под владычество мусульман после арабского завоевания.

Немного об ООП и Ясере Арафате

Не раз арабские лидеры единолично и коллективно объявляли Израилю джихад, подтверждая тем самым свою приверженность теократической системе, включающей в себя все человечество. На третьей исламской конференции глав исламских государств по Палестине и Иерусалиму, состоявшейся в январе 1981 года, тридцать восемь руководителей арабских стран (кроме Египта) и Ясер Арафат, представляющий Организа-цию освобождения Палестины, провозгласили из Мекки джихад против Израиля.
Т.к. Джихад был провозглашен под знаменем арабского национализма, а ООП всегда утверждала, что она находится в авангарде арабскою национализма, следует проанализировать характер джихада ООП.

В 1970 году Ясер Арафат утверждал:
Освобождение Палестины и недопущение сионистского проникновения - политического, экономического, военного и пропагандистскою - в мусульманский мир является одной из обязанностей исламских государств. Мы должны объявить священную войну (джихад) сионистским врагам, оскверняющим не только Палестину, но и весь арабский мир, включая его святые места.

Призыв к джихаду для того, чтобы создать секулярное, демократическое государство, в котором мусульмане, христиане и евреи обладали бы равными правами, несет в себе терминологическое противоречие, поскольку цель - обращение неверных или превра-щение их в зимми. (Зимми - это люди, живущие в исламском обществе, но не принад-лежащие к исламу (евреи, христиане и иногда - язычники).

Арабские лидеры часто указывали на необходимость уважать законы джихада. Даже Сирия, проводившая политику секуляризации, вспомнила в 1971 году некоторые из этих правил.
Законы священной войны ислама (джихада) говорят, что для того, чтобы победить врага, допустимо применять осаду его лагерей и населенных пунктов. Допустимо также разрушать дома врагов и поджигать их, вырубать их деревья и поджигать их поля, чтобы принудить их к сдаче. Допустимо также перекрывать водоснабжение врага, даже если это женщины и дети.

Третья исламская конференция в верхах 1981 года, состоявшаяся в Таифе (Саудовская Аравия), особо упомянула джихад в пятой из своих шести резолюций:
Исламские государства со всей ясностью подчеркнули, что слово джихад употребляется в его мусульманском смысле, не подверженном разночтениям и различиям в интерпретации, и что для осуществления джихада будут приняты практические меры в согласии с его смыслом и при постоянных консультациях между исламскими странами.

Не каждый конфликт представляет собой джихад, но если он объявлен таковым, его участники обязаны выполнять его стратегические и тактические предписания, подчиняющиеся вечным, не подверженным изменениям законам, в особенности правилу, запрещающему сотрудничество между верным и неверным, если последний ведет себя вызывающе или не слушается предписаний.

Первая статья хартии ООП объявляет о принадлежности арабского народа Палестины к арабской нации и, таким образом, о его праве на землю, отстоящую примерно на тысячу километров от арабской метрополии. Итак, право палестинских арабов на неарабские земли (читай, Израиль) основывается на их предыдущей аннексии в результате джихада и их последующей арабизации с помощью зимми.

Палестина является родиной арабского народа Палестины; она - неотторжимая часть арабской родины, а палестинский народ - интегральная часть арабской нации.

Статья 9 этой хартии утверждает:
Вооруженная борьба - единственный путь освобождения Палестины, это - всеобъемлющая стратегия, а не просто временная тактика.
Важность вооруженной борьбы была подтверждена снова в статье 2 "Пятнадцати резолюций" Тринадцатого палестинского совещания, состоявшегося в Каире в марте 1977 года.

Захват земель силой в соответствии с законами джихада дает завоевателю право на полное владение ими. Завоеватели могут убивать местное па селение, изгонять его или превращать в данника; места поклонения могут быть разрушены, а их восстановление или возведение запрещены. Короче говоря, если война является джихадом, то завоевание с помощью силы дает завоевателю абсолютную власть над побежденными, тогда как их согласие подчиниться ограничивает победителя определенными условиями.

Точно так же, как все мусульмане разделяли коллективную ответственность за джихад, так от всех арабов требовалось коллективное участие в джихаде ради освобождения палестинских арабов:
Освобождение Палестины является с точки зрения арабов обязанностью всей нации, стремящейся отразить сионистскую и империалистическую агрессию против ее родины, и имеющей конечной целью уничтожение сионизма в Палестине. Полная ответственность за это ложится на всю арабскую нацию - как правительства, так и народы, а в авангарде борьбы выступает арабский народ Палестины. В соответствии с этой целью арабская нация должна мобилизовать все свои военные, человеческие, моральные и духовные силы для активного участия в борьбе вместе с палестинским народом в освобождении Палестины. Она должна, в соответствии с данной фазой вооруженной борьбы палестинской революции, предоставлять палестинскому народу всю необходимую ему помощь, оказывать как материальную, так и духовную поддержку, чтобы дать возможность ему и в дальнейшем играть ведущую роль в вооруженной борьбе вплоть до освобождения его родины" (Параграф 15 Устава ООП).

Эта же точка зрения подтверждается в статьях "Пятнадцати резолюций" ООП (Каир).
Законы джихада запрещают массовые убийства невинных людей, но допускают уничтожение противников и представляющих опасность. Завоеванные народы, соглашаю-щиеся подчиниться, могут жить под их протекцией в качестве зимми.

В Уставе ООП содержится и такое определение: сионисты должны быть изгнаны или убиты, но к евреям, подчинившимся арабским законам, следует относиться терпимо.
Целью джихада всегда было подавление политической независимости неверных. Затем подавлялись культурные и социальные стремления зимми.

Статья 12 Соглашения от 6 мая 1970 года, подписанная всеми организациями, входящими в ООП, провозглашала ту же политику (подтвержденную в Дамаске):
Таким образом, целью палестинской революции является ликвидация этого врага (Израиля) во всех аспектах: политическом, военном, социальном и культурном, и полное освобождение Палестины.

Все время повторяющийся призыв к джихаду подтверждает значимость этой концепции, являющейся основной причиной арабе израильского конфликта. Поскольку к Израилю следует относиться только как к религиозной общине, его право на национальные прерогативы - географическая территория, соотносимая с историей народа, юридическая система, особые культура и язык - постоянно отвергаются.

Самой логикой джихада подтверждается "арабский" характер территории Палестины. Став территорией, относимой к категории ("отобранной у неверных"), она должна оставаться в пределах дар ал-ислам. Поэтому государство Израиль должно перестать существовать.

Существование Храма на месте мечети ал-Акса - или наличие гробниц еврейских патриархов в Хевроне возмущает арабо-мусульманскую общину, поскольку, как они пола-гают, религия зимми покушается на доминацию религии ислама. В декларации ЮНЕСКО (Париж, 1976) представитель ООП утверждал, что израильское присутствие оскверняет святость мечетей, расположенных в этих местах.
Было ли это ностальгией по прошлым временам, когда зимми, ступивший на порог мечети, предавался смерти? Представитель ООП не утруждал себя этими религиозными рассуждениями, но просто сообщил, что израильское (то есть еврейское) присутствие оскверняет всю Палестину. Связь с традицией и с архетипом еврея несомненны: именно эта религиозная идея нечистоты подвигла арабов на изгнание евреев и христиан в седьмом столетии со святой земли Аравии.
До сего дня ни одной церкви или синагоге не было позволено осквернить ее. Та же религиозная точка зрения парадоксально прикладывается "к арабским территориям Палестины" идеологами "секулярного и демократического Палестинского государства".

Запреты, традиционно накладывавшиеся на собственность зимми с целью облегчения арабо-му-сульманской колонизации, подобны тем, которые были выдвинуты ООП в отношении арабской Палестины (то есть британской подмандатной территории), и, фактически, с 1948 по 1967 год ни одному еврею не было разрешено посетить Иорданию (то есть восточную Палестину, Иудею и Самарию).

Свобода передвижения и расселения евреев в Иерусалиме, Иудее, Самарии, Галилее и в целом в историческом ареале Эрец-Исраэль (Палестине) категорически отвергалась ООП как явление, находящееся в противоречии с основополагающими целями джихада. Поскольку иудаизм - в согласии со взглядами ООП - лишь религия, лишенная каких бы то ни было национальных характеристик, этот запрет является религиозной дискриминацией, уже поэтому не совместимой с секулярными, демократическими принципами, провозглашаемыми ООП.

Если несколько случаев массовых убийств евреев арабами в 20-м столетии просто свидетельствуют о сохранении старых повадок мусульман, то убийства евреев в подман-датной Палестине обнаруживают большую связь с войнами 19-го века против греков, других народов Балканского полуострова и армян. Это говорит о том, что, сталкиваясь с аналогичной ситуацией, потомки мусульман-поселенцев в Палестине вели себя точно так же, как и их предшественники.
Значит, арабский терроризм в Израиле и арабский террор против евреев и сионистов во всем мире являются не чем иным, как современной версией права без разбора убивать мятежных зимми, а отрицание права Израиля на существование напоминает войны Османской империи против греческих, балканских и армянских националисто

И еще немного.
Вот высказывания современных исламских лидеров.

Хомейни о правительственной политике, джихаде и о том, что почитается нечистым.

Исламская форма правления есть правление волей Божьей, и законы его никто не может ни заменить, ни изменить, ни оспорить.
Законодательная власть принадлежит одному лишь святому Пророку, и никто кроме него не может вводить законы; любой закон, исходящий не от него, должен быть отвергнут (с. 20).

Священная война (Джихад) означает захват немусульманских территорий. Она может быть объявлена после образования мусульманского правительства, достойного этого имени, и ведется под началом имама или по его приказу. Тогда долг каждого взрослого, физически пригодного человека - добровольно отдать все свои силы этой завоевательной войне, конечная цель которой есть владычество закона Корана по всей земле от края и до края.
Мир, однако, должен пoнять, что всемирное превосходствo ислама существенно отличается от гегемонии других завоевателей. Для этого прежде всего следует установить исламскую форму правления, основанную на власти имама, чтобы он смог предпринять такое завоевание, которое будет отличаться от иных завоевательных войн несправедливо-го и тиранического характера, не знавших высоконравственных и цивилизованных прин-ципов ислама (ее. 22,23).

Нечистота неверных

Одиннадцать вещей являются нечистыми: моча, испражнения, сперма, кровь, кости, немусульманин (мужчина, так и женщина), вино, пиво, пот верблюда, питающегося отбросами (с. 59).
Все тело немусульманина нечисто, даже его волосы, его ногти и все выделения его тела (с. 62).
Ребенок, не достигший половой зрелости, чьи родители и родители родителей немусульмане, нечист: если же у него есть мусульманский предок, тогда он чист (с. 63).
Тело, слюна, выделения из носа и пот немусульманина, мужчины или женщины, принимающего ислам, автоматически становятся чистыми. Что до их одежды, то если она соприкасалась с потом их тела до обращения, она остается нечистой.

Нет строгого запрета мусульманину работать на возглавляемом мусульманином предприятии, где работают также евреи, если только продукция этого предприятия не идет каким-либо образом на пользу Израиля. Но позорно (мусульманину) слушаться приказов начальника-еврея (с. 160).

Различные степени джихада

Джихад как уже говорилось, был провозглашен для того, чтобы отражать нападения и устранять препятствия, стоящие на пути распространения ислама в немусульманских странах (с. 61).

Завершение войны

Джихад не закончится никогда, ибо он будет длиться вплоть до Дня Воскресения. Но по отношению к группам людей война может завершиться. Она заканчивается, когда цели войны достигнуты, нападение агрессора отражено и с ним заключается соглашение, либо мирный договор, либо перемирие и т.д.; этот вопрос мы уже подробно рассмотрели в отдельной работе, написанной мною с Божьей помощью.

Джихад не ограничивается мобилизацией войск и созданием мощных вооруженных сил. Кроме регулярной армии, он принимает также различные Другие формы. Со всех земель ислама пусть соберется воедино группа людей, твердых в вере, снабженных средствами и хорошо обученных, и пусть они изводят захватчика, не давая ему покоя непрерывными нападениями, пока захваченная им земля, которую он надеялся видеть текущей молоком и медом, не превратится для него в место вечной муки.

Враги наши творят бесчинство на одной из мусульманских земель - давайте же и мы (в отмщение) сотрем их колонии с лица земли. Не будем отчаиваться, Господь нам поможет. Нет иного пути вернуть утраченную землю, кроме как жертвуя жизнью в борьбе. Принесем же эту жертву. Вот программа действий для всех неутомимых в борьбе, и пусть на поле чести мусульмане соревнуются друг с другом. "О, вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы". (Коран, 47:7)
Шейх Мухаммад Абу Зара, египетский член Академии исламских исследований.

У кого из Вас, дорогие мои читатели, после всего, что Вы здесь прочитали, остались сомнения в отношении того, кто является агрессором на Ближнем Востоке?

С уважением к Вашему мнению,
Юрий Берг.

МОЕ НАСТАВЛЕНИЕ
С именем Аллаха Милостивейшего Милосердного
Хвала Аллаху Великому, Мудрому, Помощнику слабых и угнетенных, сказавшему: “Отчего вы не сражаетесь на пути Аллаха, за слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника?» ” (Женщины, 75)

Мир и благословение имаму единобожников, нашему любимому Пророку Мухаммаду сыну Абдуллы, сказавшему: “Делайте джихад против многобожников своими языками, душами, имуществом и руками”. Передают Абу Дауд, ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким.

В настоящие дни Исламская умма переживает очень сложный период, когда все враги сплотились в открытой борьбе против нее. Эта борьба, направленная воспрепятствовать благословенному возрождению Ислама, ведется всевозможными методами, идеологически, политически, экономически, и вплоть до физического уничтожения молодого Исламского авангарда, все это на глазах у многомиллионной массы молчаливых наблюдателей, а порой и с их одобрения. Сегодня, когда джихад против врагов Ислама, для защиты Ислама и мусульман, является делом обязательным, осознавая эту обязанность, и в тоже время, обладая огромным стремлением и готовностью помочь, правоверные приходят в растерянность, с чего же начинать?

Если трезво взглянуть на положение мусульман и оценить окружающую их реальность, понимаешь, что действовать надо предельно осторожно, приступая только к тем делам, в которых есть реальная польза для Ислама, боясь усугубить и так нелегкое положение мусульман. Поразмыслив над положением мусульман, выражающемся в слабости имана – веры, невежестве, привязанности к мирской жизни, отчаянности, отсутствии подготовленности, небрежности, неясности в убеждениях, дезорганизации и других явно негативных явлений понимаешь всю опасность, которая грозит тебе и твоей умме. Эта реальность обязывает нас тщательно заниматься пробуждением себя и окружающих от сна небрежности, и заняться подготовкой душ к пожертвованию на пути возвышения Слова Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто не вышел в поход и не готовил себя к походу, он умер на одном из проявлений лицемерия”. Передает Муслим. Причем как джихад, так и подготовка не должны пониматься буквально, как это наблюдается у большого количества братьев, а порой амиров, только лишь умением взрывать или стрелять, и стремлением применить свое умение. Нет и еще раз нет! Подготовка имеет более широкое понимание, так же, как и джихад. К подготовке и джихаду в общем понимании относится усердие мусульманина в совершении всего, что приблизит его к Аллаху, а также отдалении от всего, что запретил ему Всевышний Аллах. К подготовке, таким образом, относится, как обучение военному делу, так и, прежде всего, приобретение шариатских знаний, воспитание себя, а также джамаата всевозможными актами поклонения, доведение призыва до людей, обучение мусульман правильной акиде – убеждению, открытие всевозможных Исламских центров и учебных заведений, и любых других действий способствующих сплочению мусульман, поднятию их на более качественный уровень, увеличению их численности. К совершению джихада же, в его общем понимании относится: 1- Джихад против души, заставляя ее обучаться истине и поступать в соответствии с ней; 2- Джихад против шайтана, призывающего к куфру – неверию, нововведениям и порицаемому; 3- Джихад против совершающих несправедливость, нововведения и грехи; 4- Джихад против лицемеров и неверных.

Фард джихада в общем понимании, никогда не спадает с мусульманина, более того джихад против души и шайтана, первичнее джихада против кафиров – неверных. С кафирами же джихад бывает, либо сердцем и языком, ненавидя их, желая их исчезновения, подготовке себя к сражению с ними. Либо телом и имуществом, и каждый обязан делать джихад, по своим возможностям и готовить себя. Причем подготовка сейчас играет более важную роль, чем начало сопротивления в открытой его форме, там, где пока еще удается это делать, или по крайней мере удается избежать столкновения. Это потому, что мусульмане находятся в состоянии слабости, их положение больше похоже на положение мусульман в мекканский период, когда им было велено проявлять терпение, и заниматься доведением исламского призыва. Ошибаются те, кто говорит, что сейчас мекканский период, но правы те, кто говорит, что положение похожее. В высказываниях есть разница, поэтому будь внимательней и понимай правильно. Более того, джихад в настоящее время, там, где он ведется, несет оборонительный характер, главной целью которого является, попрепятствовать куфру утвердиться на земле Ислама и защитить слабых мусульман, как-то повелел Всевышний Аллах. Там же, где куфр утвердился и имеет огромные силы, защищающие его, необходимо действовать другими методами, также способствующими возвышению Слова Аллаха, и исчезновению лжи. Мы видим, как куфр ведет борьбу против Ислама, не стесняясь абсолютно никаких форм и методов, сотрудничая между собой в этой борьбе в мировом масштабе, Всевышний Аллах сказал: “Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать, таким образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие”. (Добыча, 73) То есть, если мусульмане не будут помогать и дополнять друг друга, как это делают кафиры в борьбе против них, то смута (многобожие) распространится на земле и ложь возьмет верх. Если же мы обратим внимание на мусульман, то увидим, как они вместо помощи друг другу в такой сложной обстановке, заняты критикой друг друга и обвинениями во всевозможных заблуждениях, и порой от злости могут наговорить или сделать со своим братом, то, что не позволяет себе или не может сделать кафир.

Главной причиной этого является разрыв, который произошел в наше время между учеными и людьми, работающими для Ислама прибегающим к разным методам приемлемым и требуемым по шариату. Невооруженным взглядом можно увидеть, как шайтан разукрашивает каждому то дело, которым он занят, считая его самым правильным и начиная презирать деяния других, несмотря на то, что шариат побуждает совершать их. По сути те, кто говорит, что сейчас надо делать только джихад, они не правы, также как не правы те, которые говорят, что надо делать только дауат – призыв или только приобретать знания. Нельзя это делить, поскольку Ислам повелевает все эти вещи, и мусульмане должны дополнять друг друга в этом. Каждый должен заниматься тем делом, которое ему лучше дается, и в котором он профессиональнее. Если сегодня наш брат зарабатывает хорошие деньги и продвигается вверх по карьере, то не надо его попрекать за это, ведь завтра его деньги и его авторитет, может принести пользу тем же муджахидам, главное, чтобы его работа была халяль. Если другой наш брат обладает хорошей памятью, даром красноречия, то ему лучше приобретать знания и передавать их, ведь может сотни его учеников завтра встанут в строй, и в этом будет намного больше пользы для уммы, чем он сегодня погибнет на поле боя. Наоборот, вместо того, чтобы терять таких братьев, мы должны дорожить ими, так же мы должны дорожить образованными людьми, специалистами в разных областях. Если мы хотим шариатское государство, то иначе нельзя, надо смотреть намного дальше одной успешной операции. Надо развиваться во всех направлениях, дополняя друг друга.

Цель у нас одна. Методы достижения этой цели разные, но все приемлемые и эффективные. В зависимости от времени и места одни из них будут предпочтительнее других. Если распространено невежество, приобретение и распространение знаний предпочтительно. Если достаточное количество муджахидов, но не хватает средств, то приобретение этих средств и их финансирование будет предпочтительней личного присутствия на фронте. Я хочу этим сказать, что мы должны перестать заниматься критикой друг друга, а побуждать добиваться наилучших результатов от той работы, которой мы заняты, и этим дополнять и помогать друг другу. Если это джихад, то пускай он будет в соответствии со знаниями, опираясь на авторитетные источники в исламском мире, учитывая пользу и вред для Ислама в целом, а иначе это не джихад, а распространение нечестия на земле. Если это дауат, главное, чтобы он был правильным, основанным на Коране и Сунне, в соответствии с методами ахли сунна уа джамаа. Если это приобретение знаний, то от известных и авторитетных ученых, а не недоучек и сомнительных личностей. Положение Ислама очень сложное, в такой обстановке мы должны искать точки соприкосновения и перестать враждовать. Особенно я адресую этот призыв к братьям муджахидам.

Еще одной проблемой, не менее важной, чем слабое положение мусульман является наша отдаленность и оторванность от знающих людей, которые являются наследниками пророков, и долгом которых является указывать умме правильное направление. Эта проблема служит главной причиной поспешных и необдуманных, влекущих за собой дополнительные усугубляющие последствия, действий, со стороны ревностной исламской молодежи. Молодежи, которая без достаточных знаний, соответствующей должной подготовки, не учитывая последствия, спешит, открыто заявляя о себе, вступить в открытое противостояние целому государству, с его налаженной системой обороны, надеясь на чудо от Аллаха. Сразу хочу подчеркнуть, что я не имею в виду здесь места, куда вторгся вражеский агрессор и где в настоящее время идет сопротивление, как-то Палестина, Ирак, Чечня, Афганистан, Кашмир и др. Там необходимо противостоять по мере возможностей, а также помогать извне, всеми возможными способами, если муджахиды нуждаются в помощи. Я говорю о тех местах, где еще можно сохранять благоприятную обстановку для дауата, и осуществления подготовки в общем понимании. В таких местах надо использовать имеющиеся возможности, и как можно дольше избегать открытого сопротивления, а особенно начинать его первым. Так как нет смысла, поскольку нет достаточных сил, защитить в последствии слабых мусульман, а поспособствовать их угнетению, своими поступками является преступлением против них, за, что непременно придется нести ответственность пред Аллахом. Дозволено выступить, если есть сила, и реальная польза. К примеру, меньше станут притеснять, или это послужит пробуждением для огромной массы мусульман, которую невозможно остановить, или, по меньшей мере, будет возможность перенять на себя значительную часть вражеских сил, сосредоточенных в одной из горячих точек мусульман. Но, во-первых, подобные решения должны принимать знающие и мудрые, авторитетные люди. Во-вторых, если мы сами посмотрим реально, то увидим, что притеснений становится только больше, от заключения непричастных, до их физического уничтожения, не говоря о других унижениях мусульман. Плюс к этому перекрываются практически все методы и средства дауата. Кто-то скажет, что нас будут бояться. Может быть. Но ведь не это цель. Ведь от страха они не становятся мягче, а намного злее и развязанней. А целенаправленно способствовать притеснениям мусульман, не обладая способностью их защитить впоследствии, вообще противоречит сущности оборонительного джихада, одной из наиважнейших целей которого является защитить слабых мужчин, женщин и детей. Пробудить же массы мусульман невозможно, предварительно не разъяснив им, в полной мере, разницу между путем Аллаха, представителями которого являются призывающие и муджахиды, и путем преступников, представителями которого являются тагуты – тираны и их помощники в погонах. Всевышний Аллах сказал: “Таким образом, Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников”. (Скот, 55)

Джихад по своей сути ни что иное, как повеление одобряемого и удержание от порицаемого, т.к. цель джихада это возвышение Слова Аллаха, возвысив Таухид и запретив ширк. Так же, как и повеление одобряемого и запрещение порицаемого начинается с разъяснения и доведения до людей, обязательным является, прежде джихада с кафирами и вероотступниками, разъяснение людям истинной сути Ислама, а также истинной сути тиранов, лжецов, которые сделали людей своими рабами, в руках которых, сегодня, все средства массовой информации, посредством которых они распространяют свою ложь и порочат правдивых призывающих, преподнося их, как зомбированных фанатиков несущих с собой только зло. Это там, где братья, опережая события, открывают новые фронта. Поскольку у людей понятия перевернуты, они смотрят на врагов Аллаха, как на поддерживающих порядок и справедливость в обществе, а на праведников, как на сеющих хаос и нечестие, поэтому разъяснение обязательно. Там же, где идет оборонительный джихад, в большинстве случаев знамя куфра бывает ясным, также как и знамя верующих, если только сами верующие все не испортят ошибочными поступками, негативно сказывающимися на джихаде и муджахидах. В этом случае разъяснению надо отдать должное.

Целью написанного мной о двух категориях мусульман, с одной стороны проявляющих небрежность к подготовке, а с другой спешащих вступить в вооруженное сопротивление прежде достаточной подготовленности, является разъяснение того, что обе эти категории должны посвятить себя тщательной подготовке, в общем ее понимании, о чем я писал выше. В этом также указание на то, что надо действовать осторожно, советуясь со знающими людьми, учитывая, какие могут быть последствия для Ислама и мусульман. Каждый должен заниматься тем, что ему подходит в соответствии с его умственными и физическим способностями, дополняя тем самым друг друга. Если же кто-то видит в себе, что он реально может принести пользу своим присутствием на земле сражений, то пускай отправляется туда, а не поддается глупым доводам, что куфр один и нет разницы, где с ним воевать, или надо открывать новые фронты, раз кафиры этого не хотят. Это очень глупая и невежественная аргументация. А самое главное надо слушать знающих людей, никто из которых, даже из тех, кто говорит, что джихад фард айн, не говорят о неорганизованных, досконально не взвешенных, неупорядоченных поступках и вылазках. Все они делают упор на тщательную подготовку. Потом нанести удар в нашем положении, это не самоцель и основа, основа это призыв и разъяснение, поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошел на временное перемирие с многобожниками в Худайбии, получив возможность, открыто призывать. А в битве у рва он вообще хотел заключить перемирие с некоторыми племенами, чтобы они увели своих людей, а взамен предложил им треть урожая фиников Медины. Когда его спросили об этом, он ответил, что хотел сделать это, тем самым, облегчив положение мусульман, после того как все арабы обрушились на них. Это нас учит тому, что мы должны, до тех пор, пока в слабости, избегать столкновений, и оттягивать, не поддаваясь на провокации настолько, насколько это возможно, занимаясь призывом и разъяснением, по мере сил и возможностей помогая братьям муджахидам, там, где сопротивление обязательно. Можно защититься, если тебя хотят убить, может быть и обязательно, но призвать мусульман к началу сопротивления глупо, поскольку практика показала, что нет реальной пользы.

Итак умма повсеместно нуждается в помощи, а тут еще появляются новые очаги, и вместо реальной помощи муджахидам, ждут новой помощи и поддержки от мусульман, в большинстве случаев финансовой. Поэтому я говорю, что нам надо дополнять друг друга, не вредить друг другу, а заботиться об общей пользе для Ислама и мусульман повсеместно. Неужели те же муджахиды в Чечне будут радоваться, что в соседних республиках притесняют мусульман, или огорчаться, что там, в полный рост идет распространение Ислама, и число мусульман, готовых жертвовать собой увеличивается с каждым днем? К сожалению, в какой то мере это так и есть в действительности. Более того, можно услышать, что занятие призывом это бесполезное дело, преподавание и обучение таухиду, это низкий уровень имана. Даже более этого есть цель поспособствовать притеснениям мусульман, “искренне” жалея их, чтобы пополнить ряды вынужденными уходить в горы братьями, у большинства из которых есть слабые жены и маленькие дети, которые никому не нужны. А где гарантия, что и их не будут притеснять, пытаясь выйти на их мужей, способны ли мы их защитить, или хотя бы материально обеспечить? Но, к сожалению, сегодня забота о семье, что, кстати, также является фардом, расценивается, как слабость. Да и вообще, что это за форма призыва? Если человек не уверен, сам не достиг уровня готовности пожертвовать всем на пути Аллаха, то зачем его пытаться затащить туда всевозможными методами, вплоть до обмана, или, пользуясь авторитетом оказывать давление. Может он, вообще считает некоторые формы и методы, к которым прибегают муджахиды, неправильными. Но попробуй ты об этом скажи, как ты автоматически становишься врагом, а если ты еще и знаниями обладаешь и можешь повлиять на мусульман, то вообще прицел на тебя направят и не содрогнутся. К большому сожалению, такова действительность.

Как-то один человек сказал АбдуЛлаху ибн Умару, да будет доволен ими Аллах: “Я хочу продать свою душу Аллаху, делая Джихад, пока меня не убьют”. На, что он ответил: “Горе тебе, а где же условия? Где слова Всевышнего: “…которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха”. ((Покаяние, 112) Джами аль-Усуль 2/580.) Это качества тех, о ком Всевышний сказал: “Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая….”. (Покаяние, 111)

По сути, уважаемые братья, муджахиды, это самые богобоязненные люди, их присутствие на земле сражений, явное доказательство того, что эти люди победили свою душу и шайтана, даже более этого, джихад против души и шайтана идет в процессе всей жизни. До сражения, во время, и после. Но, к сожалению, наша проблема, это нехватка знаний. Мы забыли, каков наш уровень, берем на себя груз решать такие вопросы, от которых большие ученые порой приходят в растерянность, и боятся Аллаха брать на себя ответственность, отвечая на них. Или слушаем решения подобных вопросов, от людей не имеющих даже полного шариатского образования. Мы даже не готовы воспринять совет друг от друга. Но зато у нас есть всегда отговорка. Где вы были, почему не пришли, и не разъяснили?! Очень хорошо ответил на это ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, человеку от которого он пришел услышать хадис, когда тот сказал, что если бы я знал, то сам бы пришел рассказать тебе его, на это он ответил: “Знание не ждут, пока оно придет, за ним отправляются”. Мы не должны ждать, а должны сами узнавать, даже в путь отправиться, хотя сейчас можно другими методами связываться и узнавать. Было бы желание, а узнать не составляет большой проблемы.

Я прошу Всевышнего Аллаха в этот благословенный месяц сплотить мусульман, наделив нас качествами настоящих борцов за веру, и одарив нас блестящей победой. Я также прошу, чтобы Он сделал этот небольшой труд искренним ради Его лика, принял от меня, и принес пользу мусульманам Кавказа и других мест. Я заранее отказываюсь от всего, что противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Пророка, а также пониманию праведных предшественников. И если это имело место в этом послании непреднамеренно, то я отказываюсь от этого при жизни и после смерти.

Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Написал: Надеющийся на милость Аллаха и Его прощение

Абу Умар Расул ибн Мухаммад Дагистани

Как было принято решение о выходе на джихад против монголов, которое стало самым рискованным решением за всю историю Египта? Поддержали ли его в этом амиры? Как Аль-Музаффар Кутуз поступил с послами Хулагу?

Обо всём этом вы узнаете из этой статьи.

Самое рискованное решение за всю историю Египта

Это было решение, после которого не сможет отступить ни один командир, воин или житель Египта. Кутуз знал, что сердца амиров находятся под впечатлением от недавнего напоминания, что они обязаны следовать правителю, помнить о Всевышнем Аллахе и о своих обязанностях перед народом и религией.

Однако в эти не укрепившиеся сердца, которые сравнительно недавно наслаждались мирскими утехами, могли вселиться сомнения и страх. Поэтому Кутуз этим решением полностью исключил любое сомнение в рядах армии и лишил их надежды даже на сдачу в плен. Следовательно, перед ними не оставалось другого выбора, кроме как идти только вперёд, навстречу врагу.

Убийство послов Хулагу

После непродолжительного обсуждения с советом Кутуз принял решение отрубить головы всем четырём послам, которых к нему прислал Хулагу с письмом-ультиматумом о капитуляции. А головы этих послов решили повесить на воротах Каира. («Ас-Сулук ли-ма’рифати дуваль аль-мулук », 1/515)

Это было сделано, чтобы побольше людей увидели головы монгольских послов, чтобы тем самым вселить в их сердца спокойствие и доказать народу, что их предводители не боятся монголов. Также этот жёсткий ответ показывал монголам, что их в Египте ждут люди, которые в корне отличаются от тех, с кем они встречались ранее. Это, в свою очередь, должно было вселить в сердца монгольских воинов сомнения и посеять зерно страха.

Но главной целью убийства всех монгольских послов для Кутуза было полное исключение даже помышлений о каких-либо мирных переговорах с врагом, ибо это сделало любые переговоры невозможными. Это также могло ускорить процесс деятельной подготовки к джихаду против доселе непобедимых монгольских завоевателей.

Все понимали, что после казни послов монголы не примут даже безоговорочную капитуляцию Египта, даже если мусульмане сами будут сильно желать этого. Казнив послов Хулагу за ультиматум о сдаче, Кутуз сжёг все мосты, и у армии и народа Египта не осталось иного выбора, кроме джихада против монголов.

Что же касается самого султана Аль-Музаффара Кутуза и его воинов-мамлюков, то их сердца были полны ненависти к монголам. У многих из них имелись к монголам личные счёты.

Кутуза окружали сотни выходцев из разоренного ещё Чингисханом Хорезма. У многих из них монголы в буквальном смысле сожгли родные дома и уничтожили семьи. Как известно, сам Кутуз тоже попал в рабство именно потому, что был захвачен монголами.

Решение об убийстве послов было иджтихадом (вынесением правового заключения по какому-либо вопросу, относительно которого нет чёткого указания в Коране и Сунне ) со стороны Кутуза и его амиров.

Хотя это решение имело положительные стороны на тот исторический момент, мы не знаем, чем именно руководствовался Кутуз, когда он принимал такое решение. Ведь в Исламе послов не убивают, независимо от того, пришли они от мусульман или немусульман. Не убивают даже послов, которые пришли от вероотступников.

От Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

جاء ابن النواحة وابن أثال رسولا مسيلمة إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال لهما: أَتَشْهَدَانِ أَنِّي رَسُولُ اللهِ قالا: نشهد أن مسيلمة رسول الله، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم آمنْتُ بِاللهِ وَرُسُلِهِ، لَوْ كُنْتُ قَاتِلاً رَسُولًا لَقَتَلْتُكُمَا فمضت السنة أن الرسل لا تقتل

«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в качестве послов от Мусайлимы (лжепророка) прибыли Ибн Ан-Навха и Ибн Асаль. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил их: "Свидетельствуете ли вы, что я Посланник Аллаха? " Они ответили: "Мы свидетельствуем, что Мусайляма является посланником Аллаха ". Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я уверовал в Аллаха и в его посланников. Если бы я убивал послов, то убил бы вас обоих ". Так и сложилось в дальнейшем, что послов не убивают» (Имам Ахмад ).

В другой версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд от Наима ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وَاللهِ لَوْلاَ أَنَّ الرُّسُلَ لاَ تُقْتَلُ لَضَرَبْتُ أَعْنَاقَكُمَا

«Если бы не было правила, согласно которому послов не убивают, я отрезал бы вам обоим головы ». (Абу Давуд )

Эти оба хадиса указывают на то, что Ислам не дозволяет убивать послов, прибывших к нам от немусульман, даже если они произнесут слова неверия перед имамом и остальными мусульманами. Поэтому в шариате относительно этого вопроса сложилось правовое заключение, что послов не убивают.

Что же стало доводом для Кутуза в принятии такого решения? Почему учёные того времени не высказались относительно этого случая? Или, может, они высказались, но их слова не дошли до нас?

Вполне возможно, что Кутуз принял это решение, учитывая все те зверства, которые творили монголы. Ведь в ходе своих беспощадных карательных экспедиций они перешли все границы и нарушили все нормы и договорённости.

Монгольская армия без разбора и в огромном количестве убивала женщин, стариков и детей, которые не принимали участия в военных действиях. Только в одном Багдаде монголы уничтожили более миллиона мусульман, не считая городов, которые они уничтожили до и после Багдада.

Плюс к этому монгольские послы непочтительно отнеслись к султану, говорили с ним очень грубо и надменно. И в итоге Кутуз вынес такое, немного странное с точки зрения шариата, решение…

То, что произошло, также может быть упущением или ошибкой в иджтихаде со стороны султана Аль-Музаффара Кутуза и его амиров. Ведь каждому человеку, каким бы великим он ни был (кроме пророков, мир им), свойственно ошибаться.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем