Михаил попов - чуб. Жизнь и труды архиепископа Михаила (Чуба)

В 2005 году исполнилось 20 лет со дня кончины архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба). В связи с этим хотелось бы кратко остановиться на основных этапах служения владыки Михаила Церкви и отечеству.

Будущий архиепископ Михаил родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в Царском Селе, ныне г. Пушкин Ленинградской области. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, в котором прослужил около 20 лет. Все детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего епископа. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села. С 1933 по 1935 гг. работал библиотекарем-переводчиком во Всесоюзном институте растениеводства в Пушкине. В 1935 г. вместе с родителями был выслан в административном порядке в Казахстан. После ссылки в конце 1930-х гг. получил возможность проживать с родителями в г. Рыбинске. Заочно обучался в институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам владыка Михаил унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиепископ Михаил владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске. Он был удо­стоен правительственных наград, в частности медалей “За победу над Германией в Вели­кой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” .

В 1947 году поступил в Ленинградскую Духовную академию, где сблизился с известным патрологом профессором А. И. Са­гардой, который оказал большое влияние на формирование его богословских интересов. М. А. Чуб с увлечением изучал духовное наследие священномученика Мефодия Олимпского (Патар­ского; ум. ок. 311). Исследование и богословское осмысление его творений стало делом всей жизни владыки Михаила.

В 1950 году окончил Ленинградскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение “Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие”. 11 июня 1950 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым) рукоположен во диакона целибатом, а 12 июня того же года - во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

По окончании Академии был оставлен преподавателем общей церковной истории в Семинарии. Впоследствии он преподавал различные предметы, но особым признанием коллег и студентов пользовались его академические лекции по истории Древней Церкви, которые он начал читать в 1953 г., став доцентом ЛДА по кафедре патрологии. В библиотеке МДА хранится труд отца Михаила, который является первой (машинописной) публикацией трудов святителя Мефодия Патарского, извлеченных из славянского сборника его творений, хранящегося в Государственной публичной библиотеке в СПб. Для сравнения отец Михаил привлек еще более 15 рукописей. Этот труд в 1967 г. архиепископ Михаил подарил ныне заслуженному профессору МДА К. Е. Скурату с памятной надписью: “Соратнику по патрологическим занятиям от автора”. Отец Михаил был одним из академических наставников будущего Святейшего Патриарха Алексия II, êîòорый в эти годы обучался в ЛДА.

Отец Михаил становится одним из сподвижников митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), который рекомендовал его Святейшему Патриарху Алексию для включения в состав различных комиссий и делегаций. В своей автобиографии архиепископ Михаил писал: “С 1953 г. по настоящее время выполняю различные поручения патриархии, связанные с работой в отделе внешних церковных сношений и с участием в различных комиссиях” . В частности, 3 января 1953 г. Митрополит в своей телеграмме рекомендовал направить в Финляндию “по делу о нестроениях в Никольском приходе в Финляндии и затруднениях в Валаамском монастыре” священника Михаила Чуба и протоиерея Медведского. Патриарх Алексий направил соответствующее ходатайство в Совет по делам РПЦ. В сентябре 1945 г. митрополит Григорий посетил Финляндию, после чего взял на себя управление русскими православными общинами и монастырями в этой стране. Владыка Ми­хаил посвятил возвращению Никольского прихода в Хельсинки специальную статью в ЖМП . Постановлением Святейшего Пат­риарха Алексия и Священного Синода от 16 октября 1953 года доценту ЛДА священнику Михаилу Андреевичу Чубу определено быть епископом Лужским, викарием митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению Патриаршими приходами в Финляндии. 4 декабря 1953 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) пострижен в монашество с тем же именем, только теперь в честь Архистратига Михаила, и возведен в сан архимандрита. 13 декабря того же года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему же было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии. Хиротонию совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин); епископы: Таллинский и Эстонский Роман (Танг), Костромской и Галичский Иоанн (Ра­зумов). В своей речи при наречении архимандрит Михаил сказал: “Я не искал высокого сана, которым вы готовы облечь меня по из­бранию Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Право­славной Церкви. Правда, я всегда, с раннего детства, стремился к тому, чтобы слу­жить Господу Иисусу Христу, служить Святой Церкви. Одна­ко мне казалось, что это мое стремление осуществляется наилучшим обра­зом здесь - в духовной школе, в священнослужении в иерейском сане, в занятиях над любимыми книгами и рукописями” . Епископ Михаил был первым архиереем, окончившим возрожденные духовные школы.

14 декабря 1953 г. Патриарх Алексий в своем дневнике записал: “Вернулись из Ленинграда Епископ Иоанн и Архиепископ Никон. Там в воскресенье вчера состоялась хиротония Архимандрита Михаила (Чуб) во Епископа Лужского” . В дневниках Патриарха Алексия имя епископа Михаила встречается достаточно часто. С уважением и глубокой любовью относился епископ Михаил к Предстоятелю Русской Церкви. В начале 1954 г. он направил Патриарху поздравление с новым годом и Рождеством, называя Патриарха “любимым отцом и молитвенником”.

Епископ Михаил управлял Патриаршими приходами в Финляндии до 11 ноября 1954 г. В Финляндии он побывал три раза . Исполняя это послушание, епископ Михаил много сделал для пре­старелых иноков Валаамской обители. Как ве­ликую святыню хранил он поднесенный ими в знак благодарности за проявленную заботу образ преподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тыся­чедневной молитвой Преподобного . Летом 1954 г. в связи с возобновлением гонений на Церковь митрополит Григорий (Чуков) выступил с резко критикующей действия властей речью перед учащимися Ленинградской Духовной академии и отправил соответствующее письмо в Совет по делам Русской Православной Церкви. Под давлением властей 11 ноября 1954 г. Священный Синод принял решение об освобождении его от управления Псковской епархией и от настоятельства в Псково-Печерском монастыре; одновременно было принято решение “освободить епископа Лужского Михаила от поручения по приходам Патриархии в Финляндии с переименованием его епископом Старорусским в помощь Митрополиту Ленинградскому Григорию по управлению Новгородской епархией” . 1 февраля 1955 года епископ Михаил был освобожден от преподавания в Академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией.

Епископ Михаил хода­тайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием о предоставлении возможности за­вершить курс лекций в Академии. Как он сам вспоминал впоследствии, грустно было, не окончив чтения годичного круга лекций, остав­лять академическую кафедру, хотя и ради ка­федры святительской. Ходатайство было удов­летворено. В апреле 1955 года епископ Михаил ут­вержден епископом Смоленским и Дорого­бужским.

Одним из важных направлений служения владыки Михаила было участие в различных межконфессиональных встречах. В 1956 г. в Москве была проведена православно-англиканская конференция. Епископ Михаил возглавлял православную сторону, англиканскую делегацию - архиепископ Йоркский А. Рам­сей. Участники конференции обсудили вопросы вероучительного авторитета Священного Писания и Предания, Вселенских Соборов, таинств, почитания святых, а также вопрос о границе между догматом и теологуменом .

В ноябре 1956 г. Патриарх Алексий намеревался направить епископа Михаила в США как представителя Московского Патрархата для участия в суде по вопросу о соборе в Нью-Йорке, который оспаривал Митрополичий округ во главе с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Однако поездка не удалась из-за трудностей с получением визы.

С 1957 по 1959 гг. епископ Михаил был заместителем председателя ОВЦС митрополита Николая (Ярушевича). С 1 августа 1957 по 5 марта 1959 года одновременно со Смоленской он управлял Берлинской и Германской епархией. 15 августа 1957 г. Германское благочиние было выделено из состава Среднеевропейского Экзархата и вновь было преобразовано в самостоятельную епархию, а правящему архиерею, которым стал епископ Михаил, был возвращен титул Берлинский и Германский . Зная в совершенстве немецкий язык, епископ Михаил два раза выезжал в ГДР и один раз в Западный Берлин, он сумел усилить епархию таким образом, что она из вчерашнего благочиния превратилась в центр Среднеевропейского Экзархата, что произошло в 1960 г. В марте 1958 г. Совет по делам религий обратился в комиссию по выездам за рубеж при ЦК КПСС с просьбой разрешить двухнедельную поездку епископа Михаила в Германию (ГДР и ФРГ) “для ознакомления на месте с церковным состоянием в епархии и для практического проведения в жизнь планов патриархии по возвращению раскольнических карловацких приходов в юрисдикцию МП” . Одновременно епископ Михаил выполнял и другие послушания, связанные с деятельностью ОВЦС. Так, 29 августа 1957 г. Патриарх Алексий записал в днев­нике о том, что его посетил епископ Михаил, “сопровожда­ю­щий коптов, вернувшихся сегодня из Киева”.

С 10 по 23 сентября 1957 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил сопровождал Святейшего Патриарха Алексия во время его поездки в Болгарию в связи с торжествами, посвященными 80-летию освобождения Болгарии от турецкого ига. 17 сентября в древнем Рыльском монастыре епископ Михаил совершил всенощное бдение и произнес проповедь, посвященную значению подвига святых . 19–20 сентября епископ Михаил совершил всенощное бдение и литургию в софийском храме святого Николая Московского Патриархата. Обе службы сопровождались проповедями о значении праздника . Подробный отчет о поездке, как отмечает в своем дневнике Патриарх Алексий, по прибытии в Одессу составил епископ Михаил . Летом 1958 г. епископ Михаил посетил Ламбетскую конференцию Англиканской церкви .

28 мая 1958 года Совет по делам РПЦ информировал ЦК КПСС о договоренности Московской Патриархии с Всемирным Советом Церквей о встрече их представителей в начале августа 1958 г. в Амстердаме (Голландия). Говорилось, что Московская Патриархия предполагает послать на эту встречу делегацию в составе Митрополита Николая, епископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуб Михаил Андреевич), члена отдела внешних сношений Московской Патриархии Буевского Алексея Сергеевича и переводчика Патриархии Алексеева Виктора Сергеевича. Заведующий отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС Л. Ильичев поддержал ходатайство Карпова и ЦК разрешил посылку делегации .

9 августа 1958 года в Утрехте (Голландия) произошел первый официальный контакт между Московской Патриархией и Всемирным Советом Церквей. В своем докладе епископ Михаил отметил: “Однако и теперь Церковь располагает в этой области (общественно-политической) сильным орудием моральной санкции, имея возможность высказывать по тому или иному поводу свое одобрение или неодобрение тем или иным явлениям окружающей жизни. Такие высказывания не остаются без влияния на волю верующих чад Русской Православной Церкви, а это влияние, в свою очередь, может иметь свои плодотворные последствия вовне. Используя эти возможности, наша Церковь никогда не пропускает случая изложить свою точку зрения, когда это необходимо” . Заявление о возможности моральной оцен­ки деятельности власти было весьма смелым по тем временам, а если учесть недавние споры вокруг соответствующего принципа в Основах социальной концепции РПЦ, то и по нынешним.

13 мая 1958 г. епископ Михаил произнес актовую речь в Московской Духовной академии, посвященную 40-летию восстановления Патриаршества. “Наше восстановлен­ное Патриаршество доказало свою полную жизнеспособность и актив­ность ликвидацией многочисленных расколов, раздиравших церковный организм еще совсем недавно. Наш Русский Патриарший престол, украшенный подвигами блаженно почивших Святейших Патриархов Ти­хона и Сергия и ныне возглавляемый Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Алексием, пользуется заслуженным признанием и автори­тетом среди предстоятелей, иерархов, клириков и мирян всего право­славного мира” , - отметил епископ Михаил.

Будучи Смоленским епископом, владыка Михаил высоко ценил такого известного подвижника прошлого века как игумен Никон (Воробьев), который предыдущим архиереем был направлен в захудалый город Гжатск (ныне - Гагарин). В 1956 г. епископ Михаил возвел его в сан игумена. Владыка дал рекомендацию для поступления в МДС Алексею Ильичу Осипову, увидев в юноше будущего замечательного богослова.

В эти годы епископ Михаил познакомился с другим подвижником - архиепископом Симферопольским Лукой. Владыка Михаил вспоминал: «Я переступил порог и увидел Владыку, который стоял посредине кабинета. Руки его беспомощно шарили в воздухе: он, очевидно, пытался сыскать затерявшиеся кресло и стол. Я назвал себя и услышал низкий, твердый голос, который совершенно не согласовывался с позой хозяина дома: “Здравствуйте, Владыко. Я слышу Ваш голос, но не вижу Вас. Подойдите, пожалуйста”. Мы обнялись. Завязалась беседа. Его интересовала и моя служба, и где я учился, кто были мои учителя. Во время разговора он встал и включил огромную мощную лампу позади часов с прозрачным циферблатом. Явно напрягаясь, сам разглядел время. Я и потом замечал: все, что только мог, он делал сам. Слепота не подорвала его волю и не разрушила яркости восприятия: когда я спросил, видит ли он сны, Владыка ответил: “О, еще какие! В цвете!”».

11 марта 1961 г. Патриарх Алексий написал письмо новому председателю Совета по делам РПЦ, в котором речь шла о новых епископских назначениях и в частности, говорилось: “От­но­сительно Епископа Михаила (Чуб) я бы думал так: ввиду необходимости (о чем и он, вероятно, знает) уволить его от управления Ижевской Епархией <…> пока - нет ему назначения. Впрочем, о нем у меня был бы к Вам разговор о том, нельзя ли его командировать в Берлин, где он известен с неплохой стороны…”.

Однако за границу Владыку отправлять не стали, новое руководство Совета по делам РПЦ начало проводить жесткую линию по отношению к архиереям и Церкви в целом. Уполномоченный по делам РПЦ по Тамбовской области Зверев писал впоследствии о епископе Михаиле: “Известно, что за время его работы в Смоленской и Ижевской епархиях он зарекомендовал себя как реакционно настроенный, допустивший много случаев нарушения Советского Законодательства о культах” .

29 марта 1961 г. епископ Михаил побывал у Патриарха Алексия, который не считал возможным в этот период его полноценное назначение на новую епархию. Патриарх Алексий записал в своем дневнике: “Преосвященный Михаил, бывший Ижевский, направляем его в Тамбов в помощь болящему архиепископу Иоасафу”. Владыка Иоасаф, по сведениям местного уполномоченного, болел “закупоркой вен, в 1959 г. было кровоизлияние в мозг”. С 1959 г. он почти не служил и не посещал уполномоченного .

Епископ Михаил был назначен временно управляющим Тамбовской епархией. 19 апреля 1961 г. он прибыл в Тамбов, затем ездил в Ижевск за вещами, а также в Саратов. 11 июня 1961 г. умер архиепископ Лука и епископу Михаилу было поручено возглавить отпевание Святителя. Вскоре после похорон Крымского Владыки он с докладом о похоронах приехал в Москву. Он долго рассказывал Патриарху Алексию о громадных толпах народа, запрудивших улицы вокруг здания Крымской епархии, о длившемся всю ночь многолюдном прощании в Симферопольском кафедральном соборе, о слезах прихожан, о том, как на всем пути от Собора до кладбища люди порывались взять гроб на руки.

В мае 1961 г. сменился и уполномоченный по делам РПЦ, которым стал А. И. Зверев. Согласно принятому на архиерейском Соборе РПЦ в июле 1961 г. новому “Положению об управлении РПЦ” вся хозяйственная и административная власть в приходе переходила от настоятелей храмов к церковным исполнительным органам.

Еще 13 января 1960 г. Центральный Комитет партии принимает постановление, имеющее непосредственное отношение к законода­тельной области - “О мерах по ликвидации нарушений советского законодательства о культах”. Нарушением закона объявлялось стро­ительство и покупка домов, привлечение “новых слоев населения” в лоно Церкви; благотворительная деятельность (куда попала и по­мощь приходам и монастырям); “недемократичные” принципы уп­равления церковными общинами; выступления некоторых священ­нослужителей, которые “внушают в своих проповедях верующим необходимость воспитывать детей в религиозном духе, приучать их молиться…”.

Эти документы были приняты и проводились в жизнь под ло­зунгом восстановления “ленинской социалистической законности” и по сути возвращали Церковь в ситуацию конца 30-х годов. Рели­гиозным организациям запрещалась какая бы то ни было благотво­рительная деятельность; без разрешения Совета запрещалось не только открывать духовные учебные заведения и издавать религи­озную литературу, но и созывать религиозные съезды и совещания; все церковнослужители, а не только приходское духовенство, обла­гались подоходным налогом.

Требование власти провести церковную реформу было удов­летворено. Вопрос об изменении Положения об управлении Церковью был основным вопросом Архиерейского собора в июле 1961 года. Была принята новая редакция Положения, согласно которой “насто­ятель храма осуществляет духовное руководство прихожан, наблю­дает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан”. Иначе говоря, священник ста­новился в положение “наемного ра­ботника” у общины верующих. Принятое постановление правительства и инструкция Сове­та по существу ориентировали уполномоченных на осуществление функций надзора, контроля за деятельностью религиозных органи­заций. Основную свою задачу уполномоченные должны были ви­деть в “ограничении влияния церкви на население”.

10 июля 1961 г. епископ Михаил разослал всем настояте­лям храмов циркуляр, в котором подробно изложил суть нового положения об управлении Церковью.

В нем разъяснялось, что настоятели отныне будут осуще­ствлять лишь духовное руководство приходом, совершать бого­служения и выполнять требы по заказу верующих.

В циркуляре подчеркивалась особая ответственность за де­ятельность прихода мирян и прежде всего лиц, избранных в ис­полнительный орган. Во всех церковных общинах через епархиальное управле­ние летом 1961 г. были изъяты печати и штампы, которыми рань­ше владели настоятели церквей. Владыка Михаил сумел найти пути сопротивления давлению властей. Он часто объезжал храмы епархии и всегда во время своих поездок совершал богослужения . Уполномоченный по Тамбовской области отмечал: “Очень печется о тех приходах, где нет священников или они больны. Ставит вопрос об использовании заштатных священников, но в этом ограничивается <…> В отличие от прошлого епископа старается показать себя скромным. Так, зарплату себе установил в 100 руб. в месяц (епископ Иоасаф получал 10000 в старых деньгах) <…> Внимательно следит за доходами церквей и там, где они малы, старается как-то помочь”. Епископу Михаилу удалось восстановить четыре из шести ранее существовавших благочиннических округов. Несмотря на сопротивление уполномоченного, епископ Михаил увольнял от служения недостойных священников. Так, 5 июля 1961 г. он уволил “настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви Ивана Конина за пьянку и пребывание в вытрезвителе”. Из чего уполномоченный сделал вывод, что епископ “стремится подобрать кадры с меньшими пороками” .

В связи со своей неуступчивостью властям 16 ноября 1962 г. епископ Михаил был переведен на Ставропольскую и Бакинскую кафедру. 25 февраля 1965 г. он был возведен в сан архиепископа. С 27 февраля 1968 г. - архиепископ Воронежский и Липецкий. Как отмечали уполномоченные Совета по делам религий, “в период службы в Ставрополе и Воронеже проявлял тенденции экстремизма”. 11 октября 1972 г. состоялось его новое назначение, на этот раз на Вологодскую и Великоустюжскую кафедру. С 3 сентября 1974 г. и до конца своей жизни он вновь управлял Тамбовской и Мичуринской кафедрой. Скончался владыка Михаил 25 апреля 1985 г.

15 мая 2005 г. в Тамбове силами Тамбовской епархии и администрации Тамбовской области была организована конференция, посвященная 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила. Она прошла в здании Тамбовской Духовной семинарии, которая была преобразована решением Священного Синода из духовного училища в апреле нынешнего года. Открыл конференцию епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев), который поделился своими воспоминаниями о встречах с Владыкой и его трудах. Протоиерей Борис Даниленко, директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата, в своем докладе “Архиепископ Михаил (Чуб) - архипастырь, богослов, интеллектуал” обозрел все стороны служения Владыки, который благословил будущего протоиерея Бориса на путь церковного служения. Основываясь на данных тамбовских архивов, подробно осветил деятельность архиепископа Михаила С. А. Чеботарев, служению архиепископа Михаила в 1950–1962 гг. посвятил свой доклад автор настоящей статьи. Проректор Тамбовской Духовной семинарии А. Г. Лозовский представил деятельность владыки Михаила как исследователя наследия святителя Мефодия Патарского. Особой живостью отличался доклад протоиерея Владимира Кленина, который рассказал о личных качествах Владыки, его доброте, смирении, основываясь на личных воспоминаниях. Выступавшие отмечали необходимость публикации многочисленных трудов владыки Михаила, которые в виде рукописей хранятся в Синодальной библиотеке, куда был передан личный архив Владыки.

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Михаил. Некролог // ЖМП. 1985. № 11. С. 48.

Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 16–23 июля 1956 г. // ЖМП. 1956. № 9. С. 9–34.

Отчет о поездке Святейшего Патриарха Алексия с делегацией русской Православной Церкви в Болгарию 10–23 сентября 1957 г. (Машинопись) // Библиотека Московской Духовной академии.

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси . Дневниковые записи. Т. 3 (1956–1960). Машинопись. С. 105.

Архиепископ Михаил (в миру Михаил Андреевич Чуб ; 18 февраля (2 марта) 1912, Царское Село - 25 апреля 1985, Тамбов) - епископ Русской православной церкви; с сентября 1974 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

Биография

Родился в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в Царском Селе (впоследствии был рукоположён во иерея к выделенному в отдельный приход нижнему Константино-Еленинскому храму, в котором прослужил около 20 лет).

С детства посещал храм, в котором служил его отец. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Окончил первую трудовую школу Детского (бывшего Царского) Села. С 1930 учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. В совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске.

В 1947 году поступил в открытую годом ранее Ленинградскую духовную академию; окончил курс в 1950 году со степенью кандидата богословия (тема работы: «Св. Мефодий Олимпский. Его жизнь, творения и богословие»). Большое влияние во время учёбы на него оказал профессор А. И. Сагарда.

С 1950 года преподаватель общей церковной истории в Ленинградской духовной академии. Впоследствии он преподавал различные предметы, в том числе читал лекции по истории древней церкви и патрологии.

11 июня 1950 года епископ Лужским Симеоном (Бычковым) рукоположён в сан диакона целибатом. 12 июня того же года рукоположён тем же епископом во пресвитера к академическому храму во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

4 декабря 1953 года пострижен в монашество с тем же именем, только теперь в честь Архистратига Михаила и возведён в сан архимандрита.

13 декабря 1953 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Ленинградской епархии. Ему было поручено управление Патриаршими приходами в Финляндии.

Будучи епископом Лужским, много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря. За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ препоподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.

11 ноября 1954 года освобождён от управления приходами в Финляндии и назначен епископом Старорусским, викарием Ленинградской епархии.

1 февраля 1955 года освобождён от преподавания в академии и назначен епископом Вяземским с временным управлением Смоленской епархией.

Во время празднования 40-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, 13 мая 1958 года, выступил с докладом на торжественном акте а Московской духовной академии, в котором свидетельствовал, что «устроение церковных дел» в СССР происходит «в обстановке ничем не ограничиваемой свободы совести».

С 29 марта 1961 года временно управлял Тамбовской епархией, с 8 августа 1961 - епископ Тамбовский и Мичуринский.

В июне 1961 был командирован в Симферополь совершить погребение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

20 августа 1966 года ему было поручено временное управление Краснодарской епархией, а 8 октября того же года освобожден от временного управления данной епархией.

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) родился 18 февраля 1912 года в городе Пушкине под Ленинградом, в семье священника.

В 1950 году окончил Ленинградскую Духовную академию. В 1950 году был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника.

4 декабря 1953 года пострижен в монашество. По возведению иеромонаха Михаила в сан архимандрита 12 декабря 1953 года состоялось его наречение во епископа Лужского.

6 марта 1959 года епископ Михаил назначен на Ижевскую кафедру, а 29 марта 1961 – епископом Тамбовским и Мичуринским; 16 ноября 1962 года перемещается на Ставропольскую кафедру.

С 1965 года - архиепископ. 27 февраля 1968 года архиепископ Михаил (Чуб) назначается Воронежским и Липецким. С 1972 года – архиепископ Вологодский и Велико-Устюжский.

В 1974 году он вторично назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Архиепископ Михаил (Чуб Михаил Андреевич) родился 18 февраля 1912 года в городе Пушкине под Ленинградом, в семье священника. По окончании школы в 1930 году он учился в гидрометеорологическом институте и заочном институте иностранных языков. Служебная деятельность М.А. Чуба началась с 1932 года. В основном это было преподавание иностранных языков в различных учебных заведениях.

В 1947 году поступил на первый курс Ленинградской духовной академии. По окончании академии со степенью кандидата богословия (в 1950 году) он был назначен преподавателем общей церковной истории в Ленинградской духовной семинарии, а с 1953 года ему было поручено также чтение лекций по истории древней церкви.

В 1950 году по указу митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова; †1955) Михаил был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника с припиской его к академической церкви. Рукополагал его епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии Симеон (Бычков; †1952).

По определению Святейшего Патриарха и Священного Синода от 16 ноября 1953 года доцент Ленинградской духовной академии священник Михаил Чуб был назначен к посвящению во епископа Лужского, викария митрополита Ленинградского и Новгородского по управлению патриаршими приходами и монастырями в Финляндии.

4 декабря 1953 года митрополит Григорий совершил его постриг в монашество. По возведению иеромонаха Михаила в сан архимандрита 12 декабря 1953 года состоялось его наречение во епископа Лужского, а 18 декабря 1953 года архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа. Хиротонию совер­шали: митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, архиепископ Херсонский и Одесский Никон (Петин; †1956), епископы Таллинский и Эстонский Роман (Танг; †1963) и Костромской и Галичский Иоанн (Разумов; †1990).

Определением Священного Синода от 11 ноября 1954 года епископ Лужский Михаил был освобожден от окормления приходов в Финляндии, с переименованием его во епископа Старорусского, в помощь митрополиту Григорию по управлению Новгородской епархией.

Определением Священного Синода от 31 января и 1 февраля 1955 года епископ Старорусский Михаил освобождается от обязанностей викария Ленинградской епархии и от преподавания в Ленинградской духовной академии. Ему поручается временное управление Смоленской епархией с титулом епископа Вяземского.

Определением Священного Синода от 15 августа 1957 года было решено преобразовать Германское благочиние Западноевропейского Экзархата в епархию, выделив ее из состава Экзархата. Епископом Берлинским и Германским был назначен епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб).

Определением Священного Синода от 5 и 6 марта 1959 года епископ Михаил назначен на Ижевскую кафедру, а 29 марта 1961 – епископом Тамбовским и Мичуринским; 16 ноября 1962 года перемещается на Ставропольскую кафедру.

Указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского; †1970) от 12 февраля 1965 года епископ Ставропольский и Бакинский Михаил возведен в сан архиепископа. В 1966 году ему поручалось временное управление Краснодарской епархией.

Определением Священного Синода от 27 февраля 1968 года архиепископ Михаил (Чуб) назначается Воронежским и Липецким.
С 1972 года – архиепископ Вологодский и Велико-Устюжский. В 1974 году он вторично назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Источники и литература

ГАВО. Ф. 967. Оп. 1. Д. 68. Л. 8, 9.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 год. Куйбышев, 1966. Ч. 4. С. 419–423.
Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С. 797–799.

Александр Киреев, протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002, С. 312.
Журнал Московской Патриархии, 1953, № 12, С. 3.
Там же, 1954, № 1, С. 26-29.
Там же, 1954, № 12, С. 6.
Там же, 1955, № 3, С. 8.
Там же, 1957, № 9, С. 5.
Там же, 1959, № 4, С. 6.
Там же, 1961, № 4, С. 6.
Там же, № 9, С. 4.
Там же, 1962, № 12, С. 12.
Там же, 1965, № 4, С. 3.
Там же, 1968, № 3, С. 3.

В/у
Антоний (Романовский)

Преемник: Иона (Зырянов)
Епископ Тамбовский и Мичуринский
8 августа - 16 сентября Предшественник: Иоасаф (Журманов) Преемник: Иннокентий (Зельницкий) 15 августа - 5 марта Предшественник: Борис (Вик) Преемник: Иоанн (Разумов) 5 апреля - 1 августа Предшественник: Сергий (Смирнов) Преемник: Иннокентий (Сокаль) 1 февраля - 5 апреля Предшественник: Модест (Никитин) Преемник: Игнатий (Пунин)
Епископ Старорусский ,
викарий Ленинградской епархии
11 ноября - 1 февраля Предшественник: Иннокентий (Тихонов) Преемник: Сергий (Голубцов)
Епископа Лужский ,
викарий Ленинградской епархии
13 декабря - 11 ноября Предшественник: Симеон (Бычков) Преемник: Роман (Танг) Имя при рождении: Михаил Андреевич Чуб Рождение: 18 февраля (2 марта) (1912-03-02 )
Царское Село , Санкт-Петербургская губерния , Российская империя Смерть: 25 апреля (1985-04-25 ) (73 года)
Тамбов , РСФСР , СССР Принятие монашества: 4 декабря Епископская хиротония: 13 декабря Награды:

Архиепи́скоп Михаи́л (в миру Михаи́л Андре́евич Чуб ; 18 февраля (2 марта) , Царское Село - 25 апреля , Тамбов) - епископ Русской православной церкви ; с сентября 1974 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский.

Биография

Родился в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , в Царском Селе (впоследствии был рукоположён во иерея к выделенному в отдельный приход нижнему Константино-Еленинскому храму , в котором прослужил около 20 лет).

С детства посещал храм, в котором служил его отец. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни.

Окончил первую трудовую школу Детского (бывшего Царского) Села. С учился в заочном гидрометеорологическом институте, а затем в заочном , который окончил в 1940 году . В совершенстве владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский.

Преподавал иностранные язык в различных учебных заведениях. В том числе во время Великой Отечественной войны - в танковом училище в городе Рыбинске .

Будучи епископом Лужским, много сделал для престарелых старцев Валаамского монастыря . За проявленную заботу старцы в знак благодарности преподнесли ему образ препоподобного Серафима Саровского, написанный на части камня, освященного тысячедневной молитвой Преподобного.

В августе 1957 был назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и оставался до 5 марта 1959 года. Был участником многих собеседований с представителями различных христианских конфессий.

По воспоминаниям протоиерея Георгия Иванова: «Этот владыка был добрый человек, молитвенник. Богослов - да. А руководитель он был совершенно беспомощный. Он был запуган этой советской системой. Папа - священник у него был умучен в лагерях. Владыка Михаил в 1953 году рукоположен в епископы, и всё жил под прицелом КГБ. Всякие статьи клеветнические тогда печатали. В Вологодской епархии числилось 17 церквей. Из 17-ти служили только в 12. Пять церквей на замках было! Нет священников. А он здесь за все время рукоположил только одного диакона Василия Глазова. И Вологодскую епархию после всех смятений, после всех запустений поговаривали сделать приписной к Ярославской или Архангельской. Так вот, ленинградский владыка Никодим (Ротов) сказал тогда: нельзя допустить, чтобы такая древняя кафедра утратила самостоятельность!»

Со времени основания сборника «Богословские труды » (1959) был бессменным членом его редакционной коллегии. Делом его жизни было исследование и богословское осмысление творений священномученика Мефодия Олимпского (Патарского). Его работы публиковались как в России, так и за границей в «Журнале Московской Патриархии » (ЖМП), в «Богословских трудах», «Голосе Православия», «Вестнике Русского Западно-Европейского Экзархата». Писал историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому , преп. Герману Аляскинскому , свят. Игнатию (Брянчанинову) , афонскому старцу Силуану . Талантливый проповедник.

Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора (1963-1968). Руководил работами по I разделу «Вера и догмат».

В последний год жизни часто болел, но в летние месяцы в каждый воскресный день посещал городские и сельские приходы своей епархии. Несмотря на болезнь, служил в пасхальные дни 1985 года, доставив большую радость своим прихожанам. До последних дней жизни не оставлял своих научных занятий. После его кончины на письменном столе, рядом с одром почившего, были найдены выписки из Добротолюбия, сделанные, очевидно, незадолго до кончины.

Погребён на Петропавловском кладбище Тамбова.

Книжное собрание архиепископа Михаила, насчитывавшее свыше двух тысяч книг, после его кончины было перевезено из Тамбова в Данилов монастырь в Москве и легло в основу фонда Синодальной библиотеки Московского Патриархата .

Труды

  • // ЖМП. 1954, № 6.
  • Старец Силуан // ЖМП. 1956, № 1.
  • Из поучений старца Силуана // ЖМП. 1956, № 2, № 3.
  • Четвероевангелие 891 года // ЖМП. 1956, № 4.
  • Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958, № 8.
  • Значение восстановления Патриаршества в РПЦ // ЖМП. 1958. № 6. С. 73-79
  • Епископ Игнатий (Брянчанинов) // ЖМП. 1967, № 5, № 6.
  • Преподобный Герман Аляскинский чудотворец // ЖМП. 1970, № 11.
  • Учение святителя Тихона Задонского об истинном христианстве // ЖМП. 1971, № 10.
  • Христологические проблемы в западном богословии // «Богословские труды», сб. 4.
  • Святой священномученик Мефодий и его богословие (Магистерская диссертация) // «Богословские труды», сб. 10, 11.
  • Духовность Православия в выдающихся его представителях. «Богословские труды» // сб. 10.
  • Предание Церкви в богословии св. Мефодия. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // «Богословские труды», сб. 14.

Награды

Напишите отзыв о статье "Михаил (Чуб)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Русское православие»
  • на сайте Воронежской епархии

Галерея

Отрывок, характеризующий Михаил (Чуб)

– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?

Попов Михаил

Михаил ПОПОВ

Научились у нас готовить шашлыки. Пять больших сочных кубиков свинины, политых томатным соусом и присыпанных зеленым луком. Соленый помидорчик, кусочек хлеба. Чего не хватает? Правильно, пива! Я взял бутылку "Клинского".

Весна. Рынок возле метро. Солнце, небо синее, облака охотно отражаются в грязных лужах. В торговых рядах хрипит "Комбат".

Грязная местная собака осторожно обнюхала мое колено. Посмотрела в глаза. Нет, дорогая, все сам, и мясо, и пивко.

Я взял ломкую пластмассовую вилку, пощекотал первый кусочек мяса, втянул носом запах. И тут на мой стол упала тень. Я скосил взгляд - два мента.

С автоматами. Морды мрачные.

Распиваем?

Да я покушать...

Документы.

Я похлопал себя ладонями по карманам, хотя отлично знал, что никаких документов у меня с собою нет. Вышел ведь за картошкой, а не в загранплавание.

Пройдемте!

Спорить бесполезно. Даже если ты не виноват перед законом, то виноват перед милицией. Тем более парни при автоматах. Но я все же попытался отыскать какие-то аргументы в пользу того, чтобы остаться при своем пиве. Обшарпанный ствол одного из автоматов коротко и больно уткнулся мне в ребро.

Не задерживайте!

И я не стал задерживать. Бросил только взгляд глубокого сожаления в сторону своего шашлычка. Видимо, для того чтобы меня не мучили мысли о его дальнейшей судьбе, один из ментов, добрый, который не тыкал в меня автоматом, спихнул мясо под ногу стола. Моя знакомая собака, ничуть не удивившись подарку судьбы, начала слизывать кетчуп со свинины.

Посадили меня в тряский "уазик" и повезли. Когда мы миновали хорошо знакомый поворот к отделению милиции, в глубине моего возмущенного недоумения зародилось новое чувство. Я понял, что дело обстоит хуже, чем можно было предположить вначале. Я припал к зарешеченному окошку. "Уазик" трясся в сторону центра. Та-а-к. Я нервно повернулся к старшему милиционеру, и в тот самый момент, когда я собрался открыть рот, его мне одним профессиональным движением заклеили липкой лентой. Вдобавок ко всему на руках защелкнулись наручники.

Конечно, я затрясся, яростно загундосил, стал возмущенно выпучивать глаза. Мол, ошибка, страшная ошибка здесь! И тут по мозгу полоснуло чем-то черным: Чечня! Мама родная! До чего дошло! Переодеваются ментами и ловят прямо в Москве! Но я же не банкир, не генерал. Простой работяга. Что с меня взять, кроме квартиры, да и та на тещу записана. Дача-сараюшка на шести сотках. Ничего больше нет. Они заставят Валю продать квартиру, и она с двумя маленькими детьми... Я свирепо дернулся, но почувствовал, что делаю это зря. Меня держали лапы-капканы.

"Уазик" выскочил на Садовое кольцо и покатил к Курскому вокзалу. Сердце у меня упало и запрыгало на ледяном полу. Вокзал? Значит, точно - Чечня! Сейчас впихнут в ящик под лавку, через сутки в Грозном, потом горы, отары... Может быть, на всю жизнь. Валька ведь откажется продавать квартиру. Она будет даже рада от меня, дурака, избавиться.

Не доезжая до площади Курского вокзала, мы свернули в переулок.

Все правильно. Не потащат же они человека с заклеенным ртом прямо через здание вокзала. Подвезут к какому-нибудь заднему входу... Господи! Ну почему я?! Мало ли у нас людей с большими деньгами. Если разобраться, я не такой уж враг чеченского народа. В душе я даже слегка осуждал, когда бомбили эти, Семашки.

Остановились мы, как я и предполагал, в полутемной подворотне возле укромной двери. Она распахнулась на мгновение, и я влетел туда на руках моих угрюмых архангелов, как невесомый. Далее полет продолжился на лифте. Вверх. Зародились первые сомнения насчет Чечни. После лифта была мягко освещенная лестничная клетка. Двухстворчатая железная дверь без номера. Она тоже открылась как бы сама собой, и вот я уже в роскошной прихожей. Такие жилищные условия мне приходилось видеть только в телепередаче "Герой дня без галстука".

Я не успел как следует осмотреться, откуда-то слева ко мне вышел большой лысый толстяк в спортивном костюме. Старший мент доложил ему, что вот, мол, доставлен. Толстяк включил в прихожей дополнительный свет и одним длинным движением освободил мой рот от клейкой ленты, попутно выдирая волоски из верхней губы. Из глаз моих непроизвольно потекли слезы. Толстяк, что-то успокаивающе шепча, приподнял двумя пальцами мой подбородок, потом отступил на шаг, наклонил голову, прищурился. Каждое свое движение он сопровождал тихим восклицанием "отлично, отлично!". Велел ментам повернуть меня в профиль, в последний раз произнес свое восклицание и громко приказал:

Меня поволокли в глубь квартиры по коридору. Я оказался в ванной комнате с черными мраморными стенами. Ванна была огромная, треугольная, с золотыми кранами. В ней бились буруны воды и дрожали горы пены. Больше я ничего не успел рассмотреть, с меня начали быстро и умело снимать одежду. Тут я совсем успокоился. Перед отправкой в Чечню не моют. Мне было немного неудобно за состояние моего бельишка. По правде сказать, не меняно оно было уже больше недели. Хотя, что это я о ерунде. Неплохо все-таки было бы узнать, чего им, собственно, от меня надо?!

Я не успел ничего сказать, меня окунули с головой. Мыли старательно, но быстро. Не снимая с меня наручники.

Вытерли огромным махровым полотенцем. Надели длинный, пахучий халат.

Стричься! - последовала новая команда толстяка.

Через несколько секунд я уже сидел в кожаном кресле перед широким зеркалом и перед столом, уставленным яркими флаконами и банками. В зеркале появился хмурый мужчина в халате, он завязал мне на горле крахмальную салфетку и взял в руки опасную бритву. Я попытался встать и объясниться, напрасно пытался, меня по-прежнему держали очень крепко.

Толстяк показал человеку с бритвой какую-то фотографию.

Баки эти, естественно, к черту.

Лезвие радостно блеснуло в пальцах хмурого мужика.

Послушайте,- сдавленно произнес я и смолк. Я хотел сказать, что специально ношу длинные виски, мне это кажется красивым. Даже если я не прав, это не повод, чтобы налетать на меня с заточенным железом. Но ничего этого я не сказал. Подозреваю, что на мои слова никто не обратил бы ни малейшего внимания.

Баками дело не ограничилось. Мне "подняли" затылок, расширили лысину и устроили завивку чуба. С этим было особенно много возни. Толстяк несколько раз браковал работу парикмахера. Последним аккордом была большая родинка на правой щеке. Толстяк осмотрел меня внимательнейшим образом и остался настолько доволен, что велел снять с меня наручники. Я тут же, даже не помассировав запястья, потянулся к новой своей прическе.