Цыгане-мусульмане Кубани: история и религиозный быт. – А какой алфавит оно использует

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов

Один из самых часто задаваемых мне вопросов - какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?
Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: "индуизм/язычие", "огнепоклоноство/солнцепоклонство" или просто "цыгане ни во что не верят".

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви - а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым "новорожденным" на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно). Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что "тут христианство и там христианство". Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить.

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно - есть. И вот они:

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много - от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и - немного - монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему - конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется,

Павел Скрыльников

В полиэтничном и мультирелизиозном пространстве Балкан пересекаются множество этнокультурных общностей. Особую нишу занимают хораханэ рома – цыгане-мусульмане, обосновавшиеся в регионе еще во времена турецкого владычества. О том, как они встречают вызовы современного мира и воспринимают историю последних десятилетий, рассказала научный сотрудник Института философии РАН Ксения Трофимова , много лет исследующая цыганские общины в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине и Косово.

- Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей - албанцев и славян?

Корректнее говорить об особенностях локализации ислама, контекстах, в которых формируются его традиции. Даже в одной семье представления об исламе могут очень разниться. В основном цыгане на Балканах придерживаются суннитского ислама, есть суфийские братства. При этом цыганскую среду отличает межкультурный характер и сохранение разнообразных традиций. Например, сохраняются паломничества мусульман к христианским святыням (и наоборот) - это культурный и социальный опыт поликонфессиональных Балкан.

Вокруг разных христианских святынь на Балканах формируются представления о чудесных свойствах храмов и мощей, которые оказываются значимы и за пределами христианской среды. Так, на протяжении многих лет христианские монастыри и церкви в Косово принимали паломников, в том числе мусульман. В СФРЮ паломничество приобрело условно легальный статус: например, в документальном фильме «GospaLetnicka» подчеркивалось, что оно символизирует единство югославских народов. Позже, во время войны в Косово центрами таких паломничеств вынужденно стали места, прежде находившиеся в тени. Например, католическая часовня святого Иосифа в столице Македонии Скопье, куда после землетрясения 1963 года, разрушившего местный костел, были перенесены уцелевшие статуи. Ранее она привлекала только тех, кто не мог отправиться в косовскую Летницу, но война сделала ее крупным центром паломничества цыган-мусульман, которым она остается и сегодня. А в Нише на юге Сербии такие паломничества ограничиваются клиром.

Конфессиональная идентичность цыган-мусульман открыта внешним влияниям, в том числе - исламским. Переломный момент для развития ислама в цыганской среде на Балканах - вторая половина ХХ века, когда они получают широкий доступ к светскому и религиозному образованию. Это способствует формированию в среде местных мусульман различных нормативных систем, которые также сильно связаны с позициями лидеров.

- Насколько тяжело женщине работать с такими респондентами?

Важнее то, что я - чужая. У цыган много конфессионально смешанных семей, но дифференциация своих и чужих важнее религии. Даже если бы я была цыганкой, я все равно была бы представителем другого сообщества. Но меня как исследователя помещают в центр внутренних конфликтов: каждый духовный лидер склонен монополизировать свое влияние, и каждому важно рассказать, что наследником подлинной традиции является именно он. Цыганская среда - это среда наследников, и вопросы аутентичности постоянно обсуждаются. В любом углу цыганского квартала можно услышать разговор на религиозную тему. Здесь на самых разных уровнях существуют различные трения, например, в отношении погребальных обрядов, критикуемых за «неисламскость», или суфийских телесных практик. Объектом критики может стать даже громкий зикр. Эту практику совершают в основном мужчины, но мне позволено ее наблюдать.

- А как в общинах цыган-мусульман осуществляется религиозное просвещение?

Наряду с обучением в медресе и высших учебных заведениях сегодня религиозное образование оказывается доступно как никогда прежде благодаря социальным сетям. Почти все лидеры, которых я знаю, обсуждают вопросы вероучения в Facebook. Это может быть видеочатом религиозных авторитетов, где комментарии являются площадкой для реакции со стороны слушателей.

В цыганских мечетях и суфийских текке на Балканах и в западной Европе на цыганском языке читаются хутбы, ведутся уроки, открываются школы Корана, реализуются разные социальные проекты. У них может быть различный формат: снимаются, например, мини-сериалы, касающиеся вопросов вероучения.

При этом имамы, которые направляются официальными исламскими объединениями служить в цыганских поселениях, чаще всего не являются выходцами из цыганской среды. В поселениях силами местных жителей строятся и открываются новые мечети, и им бывает сложно прикрепиться к официальным объединениям и найти официальное финансирование.

- Почему? Официальные объединения опасаются чего-то?

Возможно, связей с экстремистскими организациями или недостаточного уровня образования лидеров локальных общин.

- Что воспринимается цыганскими общинами и государствами как источник распространения экстремизма?

Сложно говорить о специфике экстремизма в цыганской среде - подобные идеи распространяются в разных сообществах. Многие цыганские поселения - это территория миссионерства для самых разных конфессий, духовных течений и толков, в том числе фундаменталистских. Пути их распространения обычно витиеваты, связаны с организациями из разных стран и регионов. Некоторые местные религиозные авторитеты включаются в активные дискуссии с последователями фундаменталистских идей. Но одно дело распространение идей, а совсем другое – практика. Активная критика традиции посещения гробниц святых и внешнего вида мусульманок еще не говорит о призывах к экстремистским действиям. Но ассоциативно фундаментализм воспринимается как потенциальная опасность для среды, спокойствие которой очень легко нарушить.

- А случаи участия цыган в террористических группировках известны?

Тема активно обсуждалась, когда в связи с ближневосточными военными конфликтами ряд балканских государств стали пытаться контролировать и пресекать участие в них своих граждан. На волне этого мониторинга обнаружилось, что среди воевавших были и балканские цыгане, единицы. Сведений о них было очень мало. Чуть больше информации было по болгарским кейсам, где, например, зафиксирована экстремистская деятельность местного цыганского имама.

- Как цыганская община воспринимает историю насилия последней четверти века?

Ключевой нарратив - «это была не наша война». Ни один из балканских конфликтов последних десятилетий они не воспринимают как межрелигиозный, только как межэтнический и политический. Участие в нем зависело от того, какие отношения у цыган развивались в макросреде. Брат одного из моих респондентов погиб, защищая Сараево, его имя высечено на памятнике защитникам города.

Боснийская война разделила группы цыган, и с теми, кто остался на территории, подконтрольной боснийским сербам и никак не воспрепятствовал конфликту, отношения были разорваны – об этом мне рассказывали пережившие блокаду. В Сараево христиане и мусульмане умирали вместе. Для сараевских цыган был важен не религиозный маркер, а то, по какую сторону военного рубежа находились другие цыгане.

Рассказы о косовском конфликте совсем иные: «их война» и «наша жизнь» четко разделены. Свидетельства косовских цыган-беженцев - это опыт постороннего, втянутого в военный конфликт. Многие вспоминают, как цыганские поселения оказывались под перекрестным огнем, как солдаты расстреливали гражданских, не глядя, кто перед ними. Беженцы воспринимают войну как борьбу за власть, из-за которой цыгане оказались меж двух огней и были вынуждены оставить свои дома. Огромный поток беженцев шел в Македонию, Сербию.

- Каковы основные ситуации, провоцирующие конфликт именно с цыганами-мусульманами?

Прежде всего, это стигматизация и дискриминация. На окраине Сараево существует небольшое поселение косовских цыган-переселенцев. В 2013 году я наблюдала одну семью, которая была сильно ограничена в доступе к воде и не могла часто купать детей. Подростки из этой семьи стремились включиться в сообщество, тянулись к религиозному просвещению. Но местный имам не пускал их в мечеть, мотивируя это тем, что дети недостаточно чисты. На мой взгляд, это хотя и редкий, но довольно показательный случай: вместо того, чтобы дать детям возможность приобщиться к религиозной жизни и тем самым интегрироваться в общину – он предпочел «умыть руки».

Часто встречается представление, что цыгане не могут быть хорошими мусульманами, что они «недомусульмане». В воспоминаниях присутствуют представления о напряжении, дистанции, агрессии. В Скопье бытует история о некоем цыгане, якобы убитом в мечети после пятничной молитвы за то, что он, обуваясь, задел кого-то.

В то же время высок уровень взаимного недоверия и в среде самих цыган-мусульман. «Как я могу молиться там, где каждый не доверяет друг другу? Где, приходя на молитву, заворачивают обувь в пакет и ставят перед своим ковриком?» - заметил один респондент в ответ на вопрос, посещает ли он намаз в цыганском поселении.

- А насколько такая ситуация нормальна для цыган?

Здесь очень разные нормы, разные представления о том, насколько ислам присущ цыганам исторически, или же сообщество цыган-мусульман только формируется. Кто-то делает акцент на том, что их семьи хранили ислам между войнами и в социалистический период, другие - на том, что ислам входит в среду только в последние двадцать лет. И религиозные лидеры из цыганской среды по-разному строят отношения со своим сообществом. Некоторые демонстративно дистанцируются от него, участвуя в жизни небольшой группы последователей, и отмечают, что зачастую отказываются от проведения обрядов в «загрязненной» среде, ведь далеко не все цыгане-мусульмане строго следуют религиозным предписаниям.

- Это проявление того самого представления о необразованности цыган?

Да. Подчеркивается, что множественные попытки религиозного просвещения не дают результата. Особенности погребальных обрядов, совместные паломничества - все это сталкивается с «нормативными» практиками ислама, как они предписываются духовными лидерами. Бывает, что имамы признаются в неэффективности собственной работы: например, когда многолетние попытки очистить погребальный обряд от элементов, которые они считают противоречащими исламу, ничем не заканчиваются. Случается и так, что лидеры отказываются от участия в похоронах, даже не спрашивая, каким образом проводится обряд - и община находит имама, который или легитимирует эти отступления, или закроет на них глаза.

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов

Комиссар по вопросам юстиции Евросоюза Вивиан Рединг вчера инициировала штрафную процедуру против Франции, которая организовала массовую высылку цыган из страны. Подавляющее большинство членов комиссии ЕС поддерживают Рединг.

Как сообщает Deutsche Welle, решение по данному вопросу должно быть принято 29 сентября. При этом штрафные процедуры могут быть начаты не только против Франции, но и против еще четырех стран, откуда также в последнее время высылают цыган.

Французский президент Николя Саркози назвал депортацию частью борьбы с преступностью. По его словам, в цыганских таборах процветает торговля людьми, проституция и эксплуатация детей.

Цыгане являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в Европе. Их часто лишают работы, возможности получить образование и качественную медицинскую помощь. Amnesty International сообщает, что уровень безработицы в некоторых цыганских общинах составляет 97 процентов.

В Европе и в России бытует мнение о природной «криминальности цыган», но, может быть, всё дело в неправильном подходе к взаимоотношениям с этим народом.

Взглянем на историю решения цыганского вопроса в Европе в те времена, когда на Балканах правила Османская держава.

Судьба восточной ветви цыган является доказательством тезиса о том, что так называемые врождённые свойства цыган преувеличены. Тяга к свободе, тяга к кочеванию не помешали появлению множества оседлых групп. А якобы врождённая криминальность опровергается широчайшим развитием ремёсел в их среде, когда на юго-востоке Европы управляло исламское Османское государство.

Сложившееся с тех пор разделение на восточноевропейских и западноевропейских цыган показывает, как сильно отличается развитие одного народа в различных исторических условиях.

Цыгане Сербии, Албании, Болгарии, Венгрии в XV столетии оказались под османским господством. Сразу же после появления турок на землях бывшей Византии, местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступили во вспомогательные воинские части османского войска или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём.

Султан Мухаммед II Фатих (Завоеватель), взявший Константинополь, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла ислам. Число цыган-мусульман возросло в годы правления Сулеймана Кануни (Законника), которого европейцы именуют Великолепным. Переход цыган в ислам был частью общей тенденции среди народов Балкан.

Цыган-кузнец в османской Болгарии

Однако, наметилась закономерность. Кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими до сих пор) оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с мусульманами, принимали ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

В Османском халифате была хорошо продуманная система правления и прозрачный механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы.

Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании.

В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с традиционными установками при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь табора. Исламизация же не стала для этого национального меньшинства трагедией, а наоборот, способствовала развитию у них наилучших качеств личности.

Цыгане были полноценными членами общества

Исследователи отмечают, что если цыгане и попадали в трудное положение в Османском государстве, то не от плохих законов, а от их неправильного или злонамеренного толкования. Официально их не объявляли порабощённым народом.

Военные поражения Османского государства, во время которых под контроль Габсбургов перешли Венгрия, Словакия, часть Сербии и Трансильвания, имели большое значение для цыганской диаспоры. Австрийские власти, имевшие западную ментальность, распространили на цыган завоёванных земель действие репрессивного законодательства. Несомненно, такой подход был вызван всем предыдущим опытом истребления западной ветви цыган.

Эдикт австрийского императора Леопольда I от 1697 года ставит цыган вне закона. Началось массовое истребление кочевников, облегчаемое тем, что убийство цыгана отныне официально не считалось убийством. В 1701 году этот эдикт был подтверждён. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве оглашает уже описанные ранее меры: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. Карл VI в 1721 году приказывает вешать и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали. Такие расправы продолжались вплоть до резкого поворота политики при императрице Марии Терезии. При этой австрийской императрице физическое истребление предполагалось заменить принудительной ассимиляцией.

Западная школа цыганологов традиционно высоко оценивает деятельность Марии Терезии и её наследников, хотя это лишь следствие того, что гуманный мусульманский подход было выгодно замалчивать - ведь на его фоне политика императрицы выглядит лишь более мягкой формой уничтожения цыган. Если бы было выполнено всё то, что задумывалось Марией Терезией, цыганский народ в течение одного поколения перестал бы существовать, растворившись среди венгров.

Согласно декретам Марии Терезии от 1761 и 1767 года, а также декрету императора Иосифа II от 1783 года даже сам этноним «цыган» заменялся на «новый поселянин» или «нововенгерец». Кочевники были обязаны прекратить странствия и заниматься сельским хозяйством. Цыганам выдавались паспорта с новыми, не цыганскими именами (что означало получение гражданских прав), но им вменялось в обязанность забыть свои прежние имена и прозвища; было также запрещено пользоваться цыганским языком. Чтобы дети не испытывали влияния со стороны родителей, их предполагалось в двух-четырёхлетнем возрасте передавать на воспитание в крестьянские семьи. Цыганские дети должны были получить церковное воспитание и государственное образование. Молодёжь ждала воинская служба, взрослых - жизнь в отстроенных за счёт крестьян деревенских домах.

Под влиянием австрийского законодательства такой же поворот в репрессивной антицыганской политике произошёл в Испании. Испанский король Карл III в 1783 году издал закон, повторяющий основные вышеперечисленные положения. Скопирована была даже терминология - цыган предполагалось назвать «новыми кастильцами».

Результаты австрийского и испанского эксперимента оказались неожиданно удачными именно потому, что первоначальный замысел не удалось довести до конца. Комплекс ассимиляционных мер оказался слишком дорогостоящим и требовал чрезмерного напряжения духовных сил со стороны коренных народов. Если оказались неисполнимыми указы о казнях и изгнаниях (экономически дешёвые), то тем более невозможно было воспитать или перевоспитать сотни тысяч людей. В результате, цыгане, получив гражданские права и принципиальную возможность врасти в общество, через какое-то время оказались предоставлены сами себе. Когда исполнителям декретов стало ясно, что задача непосильна, они позволили кочевать тем, кто внутренне ещё не был готов к переходу на оседлый образ жизни. Именно от цыган, живших в пределах австрийской империи Габсбургов и Испании, ведут начало кочевые цыгане Центральной и Западной Европы, столь досаждающие местным обывателям.

Итак, каков итог? Гуманная, справедливая политика интеграции цыган в Османском государстве, основанная на шариате, привела к уходу их от маргинального поведения и сделала из них добропорядочных членов общества. Более того, многие цыгане, приняв ислам, остались мусульманами, несмотря на то, что Балканы уже 100 лет не управляются законами этой религии. И этот подход в корне отличается от той политики, что многие века проводили в отношении цыган западноевропейские правители: они либо физически уничтожали цыган, либо изгоняли из своих земель, либо принуждали к полной ассимиляции.

Использованные материалы

1. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3.

2. Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1901/1902. № 6

3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972.

4. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993