Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников. Магия праздника «Масленица»: обряды и ритуалы Можно ли поминать в масленицу

Количество записей: 276

Батюшка, на следующий день после похорон родственники идут на могилу и несут покойнику "есть". Откуда это взялось? И верно ли это?

Валентина

Валентина, по церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна нам, живым, а им нужна только молитва о упокоении ее души. Носить еду на могилу покойника, конечно, неправильно. Это языческая традиция. Особенно она стала распространяться после революции, когда запрещали говорить о Боге, креститься, молиться и служить панихиды на могиле. Люди и стали носить на могилу продукты (вместо молитвы), поливают могилу водкой, оставляют рюмку с водкой – ну зачем все это? Усопшему нужна наша молитва и милостыня за его душу, добрые дела в его память.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 23 марта будет мужу 40 дней, он некрещеный, я дома читаю молитву, получила от батюшки благословение, а скажите мне, пожалуйста, на кладбище я могу поехать на 40-й день, ведь как раз будет пост? Так как это будет суббота, а мои дети в садике и в школе не учатся, когда они могут раздать конфеты (после или до 40 дня)? Спасибо большое, извините, если немного некорректно составила свое письмо.

Вероника

Вероника, как Вы уже знаете что в церкви не молятся за не крещенных людей. Не крещенные - не члены церкви. Молиться же дома за них Вам ни кто не запрещает, и конечно, Вы можете поехать на кладбище всегда, когда захотите. Не принято ездить на кладбище в воскресные дни, в дни больших церковных праздников и на Пасху. Самый подходящий день - это суббота. Все родительские поминовения совершаются в субботу. Делать подаяние за усопших можно всегда, но больше всего это надо делать до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, хотелось проконсультироваться. 20 марта будет год, как ушел из жизни мой отец. Какого числа правильно провести поминальный обед? 20 марта выпадает на первую неделю Великого поста. В церкви я заказал обедню на 20 число. Кто говорит, что на Прощеное Воскресенье тоже нельзя. Кто говорит, позже нельзя, только раньше. Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо.

Михаил

Михаил, самое главное - это не поминальный обед, а наша молитва за своих близких родственников. В день 20 марта по церковному уставу Литургии (обедни) не положено. Нужно отслужить панихиду и самому на ней присутствовать. С 18 марта начинается Великий (строгий) пост и, конечно, 20 марта поминальную трапезу не устраивают. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу, ничего страшного в этом нет. Но надо помнить, что на масленицу мясные продукты употреблять не положено, можно все продукты, кроме мясных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка 28 февраля, 9 дней выпадает на 8 марта. Наш священник сказал, что поминальный обед можно провести 9 марта, т. к. это будет поминальная суббота. Но это уже будет 10 дней со дня смерти. Можно ли?

Василенко Лариса

Лариса, пожалуй, Ваш батюшка прав, но я бы несколько уточнил его совет: чтобы совесть Ваша не смущалась, придите на службу 8 марта, помолитесь о бабушке на литии, которая будет совершаться по окончании утренней службы, и подайте записку о упокоении на субботнюю Литургию. В субботу также очень желательно быть на службе, а после нее дома можно устроить и поминальную трапезу – в субботу пост ослабляется, да к тому же у многих выходной, что удобно.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, благословите! Мы с мужем обвенчаны, постоянно посещали Богослужения в нашем храме. Прожили почти 15 лет. Но он уехал в другой город к своей матери (семья неблагополучная) на годовщину смерти своего брата. Поминание, что естественно для такой семьи, проходило с распитием спиртного. Впал в блуд. Вернулся, но вел себя как зомбированный, долго находиться дома не смог, и вылетел из дома, как завороженный. Все друзья, кто его увидел за это время, сказали, что он какой-то другой стал. Подозреваю, что та женщина приворожила его, до того у него неестественное поведение было. Также знаю, что она сама употребляет наркотики и является особой неблагополучного образа жизни. Мне и обидно, что бросил меня, но и жалко его, что он с ней будет вести такой же образ жизни, ведущий в ад, если не покается. Батюшка, что мне делать - снимать венчание, либо как-то помолиться о спасении его души и восстановлении нашего брака?

Вера

Здравствуйте Вера. Беда эта случилась потому, что и венчание, и церковная жизнь Ваши были механическими, по обычаю. Положено обвенчаться – обвенчались. Положено на праздник сходить – сходили. И исповедовались, и причастились. Но при этом не было духовной жизни. Не было того усилия, которое требуется для вхождения в Царство Божие. И поэтому подаваемая в Таинствах благодать нисколько Вас не преобразила. Она осталась бесплодной. И сейчас Вы продолжаете смотреть не внутрь а наружу, - "приворожила", "завороженный", все причины где-то вовне. Страсть блуда очень злая и сильная, кто себя отдал ей во власть, даже если раскается и начнет подвизаться против нее, будет многие годы иметь скорби. А если не раскается, или раскается, но не приложит никаких усилий к борьбе с ней, то погибнет. Вы можете только молиться. Причем, прежде всего, молитесь о себе: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня". Только тот, кто очистит свою душу, может оказать и другому помощь в подобном.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, игумен Никон! Я обращалась к Вам с вопросом о гибели дочери и переплавленной иконке-кулоне. Вы говорите, что это не наказание, но почему гибнут молодые, добрые, любящие жизнь люди под колесами пьяниц? Что это - судьба, промысел Божий или человеческая глупость?

Ольга

Ольга, давайте лучше не роптать на Бога и не злиться на Него за то, что тут, на земле, что-то не понятно и несправедливо на наш взгляд, а внимать себе и спасаться – так, собственно, Сам Господь сказал преподобному Антонию Великому, когда тот стал задаваться подобными вопросами. У нас своих грехов – целый воз, а разбираться, что и почему времени не хватит, время нам на свое исправление отмерено в обрез. А вот когда достигнем Рая, тогда все и поймем.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Когда отпевали мою мамочку, в руках у нее была икона. Что мне с ней делать? Спасибо.

Людмила

Людмила, икона - это Святой образ Божией Матери, и мы должны иконы хранить дома (сделать красный уголок) и молиться на иконы. То, что икона была в руках у покойной - ничего страшного. Икона - это Святыня, а любая Святыня - только благо для человека.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, вот у меня такой вопрос, у меня бабушка умерла 2.09.2012, и вот, 2.03.2013 будет ровно полгода, как ее нет, можно ли провести поминки на полгода, и поминают ли усопшего, когда его нет с нами полгода?

Диана

Диана, в Православной церкви такой традиции не существует, это какие-то "советские" нововведения и фантазии. Поминать усопшего можно хоть каждый день – и панихидами, и личной молитвой – но что-то особое устраивать на полгода не нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня умерла племянница, ей 40 лет, но она некрещеная. Перед смертью пригласили батюшку, он читал молитвы, сказал, подождем еще полчаса, сказал матери, чтобы она читала Богородицу, пока мать читала, племянница перестала дышать. Значит, она так и осталась не крещенная, как ее теперь поминать?

Валентина

Валентина, Вашу племянницу можно поминать на домашней молитве, раздавать в память ее души милостыню и совершать другие добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Дядя умер 3 марта (воскресенье), похороны 7 марта. А поминальные 9 дней решили организовать 10 марта (воскресенье). Но ведь еще нет 9 дней или это не запрещено? Подскажите, какую панихиду заказать? Что сделать еще? Дядя был глубоко верующим человеком. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Поминальную трапезу можно и перенести на удобный для вас день. Главное для умерших – это наша молитва. Закажите сорокоуст об упокоении, панихиду и Псалтирь по усопшему. И, конечно, если дядя был крещен, необходимо отпевание в церкви.

иерей Владимир Шлыков

Две недели назад умерла свекровь, у ее сына день рождения, можно в очень узком кругу посидеть дома, отметить? Скромно, без музыки.

Татьяна

Татьяна, первые сорок дней душа проходит мытарства воздушные (это испытание души за прожитую жизнь), и душа нуждается в нашей помощи - надо за нее молиться и дома, и, в особенности, в церкви. Молиться нужно каждый день до сорокового дня. И конечно, ни о каких днях рождения и речи быть не может. Справлять день рождения можно только после 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

У меня погибла дочь 15 июля 2012 года в ДТП. Она была крещеная. Ей был всего год и месяц. Безгрешная душа. Скажите, кто теперь покровительствует дочери? Какому Святому молиться? Спасибо.

Ирина

Ирина, действительно, в церкви принято понимать, что крещенные безгрешные младенцы, ушедшие из жизни, попадают сразу в Царство Небесное, и они становятся там Ангелами и молятся за свой род. Вы не написали имя вашей дочери. У каждого христианина есть имя в честь Святого, которое дается ему при крещении. У Вашей дочери должен был быть Святой, в честь которого носила она имя. Святой Покровитель определяется во время крещения и он назначается исходя из того,память какого Святого празднуется в ближайший день после рождения. Сейчас я не могу Вам сказать этого, надо было это узнавать у священника во время крещения, к тому же я не знаю, как звали Вашу дочь. Молитесь тому Святому, в честь которого носила имя Ваша дочь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Уважаемый батюшка, у меня умер папа, 40 дней ему приходится на 22 марта, как мне быть? Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Алена

Алена, первые сорок дней душа особо нуждается в нашей помощи, молитве нашей и молитве церкви. 40-й день самый важный для усопшего, в этот день определяют, куда поселить душу, в рай или ад. Все зависит от того, какую жизнь провел человек, и наша молитва в этот день просто необходима. 22 марта нужно обязательно отслужить панихиду в церкви и самим молится в этот день, подать заказную записку на Литургию и самой присутствовать на службе. Переносить не нужно. 22 марта - это первая седмица Великого (строго) поста и в этот день устраивать поминки не следует. Сами поминки можно перенести на 24 марта и нужно помнить, что это строгий пост, мясные, молочные и рыбные продукты и спиртное нельзя ставить на стол. Поминки должны быть строго постные - этим Вы принесете большую пользу себе, а в особенности Вашему покойному папе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, что делать с постелью, на которой умерла мама, и с одеждой, в которой она лежала? Одни советуют сжечь чуть ли не с кроватью, другие говорят, постирай и пользуйся. Я хотела бы отдать в дом инвалидов, но не знаю, как правильно поступить, чтобы не навредить себе и людям.

Наталья

Наталия, после смерти душа усопшего проходит мытарства и нуждается в помощи, это наша и церковная молитва, милостыня не только деньгами, но и вещами, "милостыня избавляет от смерти и покрывает множество грехов". Лучше всего вещи вашей мамы постирать и освятить (можно дома самим покропить Святой водой) и раздать нуждающимся, или пользуйтесь сами, или выбрасывайте, - но сжигать, я считаю, не нужно, это уж слишком. Конечно, нижнее белье не следует кому-либо отдавать, это неприлично.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Годовщина смерти бабушки (год) приходится на 17 марта, воскресение. Подскажите, можно ли будет устроить поминки? Спасибо Вам большое.

Елена

Елена, конечно, поминки сделать в этот день можно, тем более, это последний день перед Великим постом. Прежде всего, нужно отметить молитвенно в храме, помолится за Литургией за усопшего, заказать панихиду. Трапезу поминальную можно сделать, но без мясных продуктов. На масленицу мясо по церковному уставу уже есть нельзя, можно любые продукты, кроме мясных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте уважаемый батюшка, у меня умерла мама 15 февраля в 8.30 утра. Подскажите, пожалуйста, 40-й день приходится на понедельник 25 марта, или все-таки на вторник, 26 марта? Можно ли сделать поминки в воскресенье, 24 марта?

Оксана

Оксана, день смерти считается первым днем, с которого отсчитывают 40 дней, значит 40-й день будет 25 марта. Это великий строгий пост, и значит, стол должен быть строго постный: без мясных, молочных и рыбных продуктов и без спиртного. Усопшему нужна молитва, и это главное. 25 марта обязательно нужно заказать панихиду, заказную записку о упокоении на Литургию и дома самим молиться. Хорошо бы в этот день съездить на кладбище к усопшему. Саму трапезу можно сделать в воскресенье, 24 марта, но постную.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, дорогие батюшки. У меня умерла мама, так и не успев ни исповедаться, ни причаститься. В церковь она ходила, подавала записки и заказывала различные требы за других. Однако на исповеди не была ни разу. Точно знаю, что высказывала желание исповедаться и причаститься, но из-за суеты и забот о домочадцах так и не собралась это сделать. Я приглашала священника к ней в реанимацию, но он не стал ее причащать, так как рот у нее уже был заклеен и повсюду торчали трубки. Священник сказал, что она еще очнется, однако этого не произошло. У меня такой вопрос: можно ли надеяться на спасение души моей мамы, если она не причащалась, но перед смертью успела со всеми примириться, молилась, всю жизнь посвятила заботам о других?

Татьяна

Да, Татьяна, можно надеяться на спасение души Вашей мамы, только Вы не оставляйте ее, пожалуйста, и поддерживайте молитвой, подавайте за нее записки на Литургию и заказывайте заупокойные службы – литии и панихиды.

игумен Никон (Головко)

«(…) и говорят они ласточкам малым: «Ты лети, лети, ласточка

малая, лети домой, весточку неси, а скажи отцу с матерью, чтоб
по мне не плакали, не тревожили! Я свое отжил, отстрадал уже,
и пускай они свое доживают, а пускай они свое дострадают!» И
летит ласточка, грудка белая, прилетит домой, на дерево сядет,
защебечет, засвищет, за сердце возьмет, а что она говорит, не
разумеешь ее! А говорит она, чтоб не печалился, не тужил
понапрасну по отцу с матерью, что отжили свое, и ты живешь, а
отживешь, и ты с ними будешь!»

(Сказ Захарихи про Тот Свет)

Почитание Предков издревле было одной из важнейших составляющих славянской традиционной культуры – ведь ни одна Традиция не может существовать без уважения к Пращурам. В старину считали, что умершие слышат нас и могут вмешиваться в дела живых – поэтому им приносили требы и обращались к ним за помощью. Наверное, почти каждый слышал или читал в детстве сказку «Сивка-Бурка» - там, если помните, главный герой три ночи ходит на могилу к умершему отцу, разговаривает с ним, приносит ему хлеб, и в награду получает волшебного коня. Известный этнограф Д.К. Зеленин приводит такие сведения: «Отношение умерших предков к живым людям вообще доброжелательное; предки всячески помогают своим потомкам, поддерживают их хозяйство. Правда, иногда умершие предки и вредят живым людям; но это они делают, так сказать, с педагогическою целью: они наказывают так тех своих потомков, которые забыли лежащий на них долг поминать своих умерших дедов и прадедов; после того, как наказание это возымеет свое действие, после того, как наказанные потомки исправятся и почтят своих предков обычными поминальными приношениями, - после этого умершие предки вновь начинают относиться к живым людям благожелательно » .
Как видно из вышесказанного, к поминовению Предков в старину относились весьма серьёзно. Поминальные обряды были обязательной частью многих календарных праздников, не воспрещались они и в любое другое время… В этой статье мы расскажем вам о ритуалах поминовения Пращуров, приуроченных в народной Традиции к весенним праздничным датам.

1. Масленица
Даже сейчас, во время засилья западной культуры, не забыта Масленица – весёлый и разгульный праздник проводов Зимы и встречи Весны. Однако не многие из наших современников знают, что на Масленицу совершались и поминальные обряды. Вспомните – блины, главное масленичное блюдо, обязательно должны присутствовать на поминках. Вот что пишет о почитании Предков на Масленицу знаменитый исследователь фольклора В.Я. Пропп:««В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на Сырной неделе, кладут на слуховое окошко для душ родительских». В других местах первый блин отдавали нищей братии - на помин усопших. «Набожные женщины, садясь за стол, едят первый блин за упокой усопших». Почитание предков на масленице известно и в других формах. В последний день масленичной недели перед наступлением поста был обычай ходить друг к другу прощаться, т. е. просить прощения за все прегрешения перед своими близкими. Младшие кланялись в ноги старшим, слуги - господам, и просили простить их за все свои провинности перед ними. Этот обычай применялся не только по отношению к живым, но даже к мертвым. «В прощальный день ездят на кладбище, служат панихиду и поклоняются праху родных». Мы приведем свидетельство С. В. Максимова, представляющее собой сводку из собранных им или переданных ему материалов. «...Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10 - 12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли» » .

2. Радуница (Навий День)
Навьим Днём в народе назывался первый понедельник после Пасхи, а Радуницей – первый вторник. Впрочем, В.Я. Пропп отмечает, что эти сроки были необязательны: «Поминовение, характерное для Радуницы, могло, например, совершаться в день Пасхи. У белорусов Радуница приходилась на четверг пасхальной недели » . По-видимому, Радуница и Навий День – просто разные названия одного и того же праздника.
Слово «навий» означает «имеющий отношение к умершим»: в украинском языке «нава» - «гроб», в чешском – «могила», в древнечешском «унавити» - «умертвить». Название «Радуница», по мнению большинства лингвистов, связано с корнем «рад» и, следовательно, со словами «радость» и «радоваться».
В эти дни «Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали. В причитания входили воспоминания о усопшем, как это имело место при оплакивании после смерти. Они «с плачем и рыданьем взывали к их душам, воспевая их добродетели». На могилы приносили еду и питье. Упоминаются кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось «мертвым на еду». С покойниками христосовались, полагая, что они их слышат. По могиле катали яйца. После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль переходила в веселье, которое могло кончаться разгулом » .
Многим нашим современникам покажется странным обычай не только горевать, но и веселиться на поминках – но Предки наши жили в ладу с Миром, и оттого по-другому воспринимали смерть. Она была для них не концом существования, а просто переходом в Иной Мир. В народе считали, что умершие отмечают праздник Весны вместе с живыми - как пишет А.Н. Афанасьев, «в продолжение всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними » .

3. Русальная неделя
В народной Традиции русальной называлась неделя, предшествующая Троице либо следующая за ней, или же неделя перед Купалой. В это время на Руси чествовали водных духов – русалок и поминали умерших. По свидетельству Сахарова, на могилах родителей старые люди со всем семейством встречали Семик (четверг русальной недели), устраивая там ритуальную трапезу.
В «Стоглаве» сказано: «В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставите, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети; на тех же жальниках обманщики и мошенники» . Как видно из этой цитаты, христианская церковь не понимала веселья на поминальном обряде.
В Семик принято поминать и «заложных» покойников – в народной Традиции так называют людей, умерших «не своей смертью», до срока : убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, ушедших из жизни в молодом возрасте, а также – проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой. «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе – насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.).
Как отмечает Д.К. Зеленин, «В тех редких случаях, когда заложный покойник оказывается одновременно и предком, потомки его считают нужным, в поминальные дни, почтить и его обычным поминальным обедом, вместе с прочими предками. Но кушанья для заложного ставятся в таком случае не на стол, куда ставятся кушанья для обыкновенных предков, а под стол, и притом лишь некоторые, немногие кушанья. (…) И в этом народном обряде так ярко сказалась та пропасть, которая отделяет заложных покойников от умерших предков » .

На этом мы завершаем наш рассказ о весенних поминальных обрядах в русской Традиции. Надеемся, что наш скромный труд не оставит вас равнодушными. И помните – пока жива Традиция, жив и народ русский!

Власкин Е.А.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том III.

  • Что делать, когда умер близкий человек?

  • Можно ли совершать отпевание на дому?

  • Зачем закрывают зеркала в доме?

  • Какие молитвы читать об упокоении?

  • Как правильно организовать поминки?

  • Когда можно ходить на кладбище?

  • Как молиться за усопших?

  • Что делать в родительские субботы и какие подавать записки об упокоении?

С мерть близких… С ней рано или поздно сталкивается каждый. Настает час, когда родной человек окончил земной путь, и душа его восходит к своему Творцу. В состоянии скорби и печали люди порой теряются и не знают, как все правильно делать. К сожалению, довольно часто родственники ограничиваются лишь проведением поминок в памятные дни и церковными записками об упокоении. Но одного этого мало. В чем же заключается наш долг перед усопшими, чем мы можем мы помочь своим любимым, кого уже нет рядом? Мы собрали самые важные советы опытных священников и рекомендации сайта http://www.memoriam.ru

Как проводить православного христианина в последний путь


  • Если человеку поставлен смертельный диагноз и близкие уже знают о неизбежной кончине, необходимо помнить, что лучшим приготовлением к переходу в мир иной для любого христианина являются Исповедь и Причастие. Так как нельзя причащать людей, находящихся без сознания (а ухудшение состояния больного может наступить внезапно), нужно пригласить священника заблаговременно.

  • Умирающему, если он в сознании, можно дать антидор и святую воду. В этот момент особенно важны молитвы близких.

  • Если становится явным приближение смерти, читается специальный «Канон при разлучении души от тела».

  • После того как человек упокоился (отошел ко Господу в мир иной) сразу нужно начать читать «Последование по исходе души от тела» (если нет возможности пригласить священника, то читать могут родственники или знакомые).

  • После этого необходимо читать Псалтирь (желательно до выноса тела непрерывно и по возможности ежедневно до 40-го дня). Лучше читать близким, сменяя друг друга, так как благодаря этой молитве они сами получают успокоение и утешение от Господа. Также можно заказать чтение Псалтири в храме или монастыре. При невозможности обеспечить непрестанное чтение Псалтири желательно читать ее хотя бы по несколько псалмов в день. Это лучше, чем ничего.

  • Последования «На исход души», «По исходе души» и Псалтирь не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, молиться можно дома. Главное — помочь близкому молитвой в эти тяжелые для его души минуты.

  • Если человек почил на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо канона «По исходе души» читают Пасхальный канон, а вместо Псалтири — Деяния святых апостолов.

  • Гроб обычно кладут лицом на восток. Можно придерживаться этой традиции.

  • На усопшем должен быть надет нательный крестик.

  • Одежда для погребения выбирается соответственно мирскому статусу усопшего. Военные, пожарные, полицейские обычно полагаются во гроб в форме, миряне — в любой одежде на усмотрение родственников или согласно воле новопреставленного. Для покрытия тела традиционно используется саван или церковное покрывало.

  • Руки складывают на груди, правую поверх левой. В левую обычно полагают погребальный крест, а на грудь кладут святую икону (для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери).

  • В церковных лавочках можно приобрести набор для погребения. В него обычно входят: погребальная одежда, венчик, разрешительная молитва, крест, свеча и иконочка. Венчик — это бумажная полосочка с изображением Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя с молитвой «Трисвятое». Венчик символизирует веру усопшего и его христианскую жизнь с упованием на Бога и нашу молитвенную надежду, что и по воскресении усопший получит небесную награду — нетленный венец от Господа и блаженство в райских обителях. Разрешительную молитву после отпевания батюшка вкладывает вместе с крестом в руку почившего.

  • Можно приготовить набор для погребения заблаговременно. Некоторые христиане делают это и при жизни, памятуя о своей кончине, что настраивает душу на внимательную и благочестивую духовную жизнь.

Суеверия


  • Не нужно завешивать дома тканью зеркала, компьютеры, телевизоры, ставить стакан с водкой и пр. — все это суеверия, имеющие языческое происхождение, которые никакого отношения к Православию не имеют.

  • Обычай уборки дома после выноса тела тоже не нужно превращать в особый ритуал. Мнения о том, что надо обязательно все вымыть до предания тела земле и что уборкой должны заниматься лица, не состоящие в кровном родстве с усопшим, — также является суеверием.

  • Обычай оставлять на кладбище рюмку с водкой, хлеб и другую пищу является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными.

  • В советское время установился обычай посещать кладбище в первый день Пасхи, но это неверно. У Бога все живы, и Пасха — это особое время всеобъемлющей радости для верующих, поэтому в течение всей Пасхальной недели заупокойные молитвы не произносятся. На кладбище по традиции ходят на Радоницу (от слова «радость») — это девятый день после Пасхи, когда служится первая панихида после Пасхальной недели. Мы молимся о своих усопших близких с упованием на милосердие Божие и радуемся Светлому Христову Воскресению.

Похороны


  • Согласно Уставу, отпевание совершается только в храме. Лишь в том случае если поблизости нет церкви, возможно совершение отпевания заочно или на дому.

  • При отпевании по древнему обряду христианского погребения батюшка благословляет горсть земли (песочек) и крестообразно посыпает гроб. При заочном отпевании священник передает этот песочек родственникам. Им также надо крестообразно посыпать тело усопшего, а если погребение уже совершено, то посыпать на могилку. Мнение о том, что заносить песочек домой нельзя, тоже является суеверием.

  • Христианам надлежит провожать близкого в последний путь в тихой молитве; нарочитое оплакивание, громкие рыдания и вскрики — совсем неуместны.

  • Оркестр для похорон приглашать не нужно: траурная музыка угнетает и мешает молиться. Во время перенесения гроба в храм на отпевание и из храма на кладбище обычно поется «Трисвятое».

  • Памятники, устанавливаемые на могилах усопших христиан, вполне допустимы. Традиционно на могилах православных ставят кресты и приносят цветы.

  • Надписи на памятниках и венках должны выражать не безутешную скорбь и отчаяние, а любовь и нашу веру. Слова надписей лучше выбрать из Священного Писания и посоветоваться с батюшкой.

Поминальные трапезы (поминки)


  • Поминки в день похорон (равно как и в другие установленные дни) нужно устраивать по церковному Уставу. По вопросам разумного послабления поста нужно обратиться за благословением к священнику.

  • «Поминовение» усопших каким-либо спиртным абсолютно недопустимо и не является церковной традицией.

  • Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются. Великим постом — переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. Но на практике бывают исключения, поэтому лучше проконсультироваться с батюшкой лично.

  • Обычай поминать почивших не должен превращаться для родственников в простой повод собраться вместе, обсудить новости и вкусно поесть. Поминальная трапеза — это вид милостыни, которую семья оказывает не только родным и знакомым, но и другим нуждающимся с просьбой о молитве за усопшего. Потому что молитва и милостыня — главный повод устроения поминальных трапез.

  • Перед трапезой следует обязательно совершить литию. Для этого можно пригласить священника и попросить его сказать проповедь для присутствующих. Если нет такой возможности, этот чин может быть совершен церковнослужителем или мирянином.

  • Первым блюдом, которое обычно вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости и блаженства, которыми наслаждаются праведники в Царстве Божием. По Уставу, кутья должна освящаться священником во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

  • Вместо бессмысленной атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом» нужно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (-ую) [имя], и прости ему (ей) вся согрешения его (ее) вольная и невольная, и даруй Царствие Небесное».

  • За столом нельзя вести праздные разговоры, а нужно почтить память усопшего (отсюда и название — поминки), потому что мы поминаем его в молитвах, вспоминаем его благие дела и добрые качества.

  • Первыми за поминальный стол лучше пригласить нуждающихся — нищих и убогих, детей и стареньких людей. Ведь изначально нужно стремиться сотворить милостыню в память о почившем, а не угодить друзьям и родственникам хорошим застольем.

По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Эти традиции — внешний символ нашей молитвы и без нее смысла не имеют. Душа упокоившегося испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, ибо сама уже не может творить добрых дел и молиться за себя. Самое большое и важное дело, которое мы можем сделать для усопших — молиться и совершать благие дела в честь их светлой памяти. Это и будет нашей главной и неоценимой помощью близким и родным, перешедшим в мир иной.

Дни особого поминовения усопших

Е сть особые дни поминовений, когда совершаются сугубые моления об умершем, которые согласуются с учением Церкви о состоянии души за гробом. Это третий, девятый и сороковой после смерти (при этом день кончины считается первым).


  • Третий день. Поминовение совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Согласно церковному Преданию, первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по местам земных воспоминаний. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему.

  • Девятый день. Поминовение совершается в честь девяти чинов ангельских, которые как посланники Божии и предстатели к Нему за нас — ходатайствуют о помиловании новопреставленного. В сопровождении ангела душа заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает всякую скорбь. В девятый день Господь повелевает ангелам вновь представить душу к Нему на поклонение.

  • Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Божией. Пророк Моисей получил от Господа скрижали после сорокадневного поста. Израильтяне достигли Земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении Своем. После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда.

  • Годовщина. Основанием для особого поминовения усопших в годовщину смерти служит то, что самым большим литургическим циклом является годовой круг. Для верующего это воспоминание о дне рождения для новой, вечной жизни.

Вселенские панихиды (Родительские субботы)

Ц ерковью установлены особенные дни торжественного всеобщего поминовения усопших, которое приносит нашим упокоившимся близким великую помощь. При этом панихиды называются Вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами.


  • Суббота мясопустная. Это суббота на масленичной неделе перед Прощеным воскресением. Посвящая эту неделю воспоминанию о Страшном суде, Церковь установила молитвенно ходатайствовать не только за живых, но и за умерших христиан.

  • Суббота Троицкая. Поминовение установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа завершилось устроение спасения человека, а в этом спасении участвуют и живые, и усопшие.

  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В будничные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как в это время не служится полная литургия. Поэтому в дни Великого поста выделены для поминовения почивших особые субботы.

  • Радоница. Поминовение совершается во вторник после Фоминой недели и служит воспоминанием о сошествии Иисуса Христа во ад и Его победе над смертью. Также в этот день церковным Уставом первый раз после Пасхи разрешается совершать обычное поминовение усопших. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда появилось и название этого дня — Радоница.

Церковные заупокойные службы


  • Отпевание — это молебное последование о душе новопреставленного, единожды совершаемое над умершим. Может быть совершено заочно, когда нет возможности привезти тело почившего в храм.

  • Божественная литургия — служба, на которой совершается главное моление о упокоении православных христиан.

  • Панихида — моление об усопшем, которое служится после литургии — перед Святым Распятием.

  • Сорокоуст — это поминовение почившего за литургией в течение сорока дней. Существуют и более длительные сроки — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное поминовение. Конечно же, лучше, когда большее число людей молится о вашем родном человеке, поэтому записки можно подавать неограниченное число раз в разных монастырях и храмах.

  • Также существуют заупокойная ектения, вечерня и утреня (парастас).

Что касается молитвы за самоубиенных, то существует чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго. Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Церковные записки


  • Перед началом литургии (или накануне вечером) следует подать в церкви записки с именами усопших (вписывать можно только крещеных православных христиан). На проскомидии из просфор вынимаются частицы за их упокоение, которые в конце литургии опускаются в Чашу со Святыми Дарами.

  • Вверху записки изображается крест, ниже указывается вид поминовения — «Об упокоении» , затем пишутся имена поминаемых в родительном падеже. Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана (например, Об упокоении: патриарха Алексия, митрополита Прокла, схиигумена Саввы, протоиерея Алексия, монахини Веры, Иоанна, Таисии, Александра). Все имена должны быть в церковном написании (к примеру: не Светы, а Фотинии).

  • Подавая записки, мы вносим пожертвование на благотворительную помощь храму и нуждающимся.

  • Не переживайте, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников во время богослужения. Главное поминовение происходит в алтаре.

Советы


  • В родительские субботы принято посещать храмы и могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служить панихиды и заупокойные литии, устраивать поминальные трапезы. Между тем Церковь настоятельно советует не забывать о памятных датах: дне рождения усопшего, датах его смерти и именин. В эти дни его необходимо помянуть особо.

  • Существует благочестивый обычай причащаться в дни памяти родных и близких. Молитва человека, очистившего свою душу покаянием и приступившего ко Святым Христовым Таинам, — особенно благоугодна Господу.

  • Самый простой вид милости — свечи, которые ставят об упокоении. Но весьма полезно в памятные дни усопшего совершать пожертвования, подавать милостыню нуждающимся с просьбой помолиться о своем почившем родственнике. На канун (столик рядом с распятием и подсвечником прямоугольной формы) можно приносить продукты — это тоже наша милостыня в память об умерших родных.

  • Облегчение души мы получаем по бесконечной благости Божией и нашим святым молитвам, поэтому нужно не стесняться просить батюшек и, конечно, самим постоянно молиться о своих усопших. Вечно живая душа испытывает великую потребность в постоянной молитве. Молитва — самая главная и неоценимая помощь, которую мы можем оказать тем, кто отошел в мир иной.

Поминовение на домашней молитве


  • Домашняя (келейная) молитва о ближних — долг любого христианина. Церковь заповедует нам ежедневно молиться об упокоении близких. Поэтому в текст утреннего правила включена молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

  • Особенно усердно следует молиться о почившем в первые сорок дней после его кончины. В этот период необходимо читать Псалтирь о усопшем, хотя бы по одной кафизме в день. Можно также читать заупокойный канон.

  • Имена удобнее прочитывать по помяннику — специальной книжечке, куда записываются имена близких для церковного и келейного (домашнего) поминовения. Существует благочестивый обычай вести семейные синодики, прочитывая которые, православные люди поминают многие поколения своих предков.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память.

Вечные истины

А постол Павел призывает нас не предаваться сильной скорби: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».

1 Фес. 4:13-14

В еличайшую пользу усопшим приносят совершаемые за них на литургии молитвы и раздаваемые милостыни, ибо ничто, данное взаймы Богу, не погибнет, все возвращается с великим избытком.

Преподобный Иоанн Дамаскин

М ы потому боимся смерти, что живем в нерадении и не имеем чистой совести. Так начнем лучше бояться греха, ибо что в смерти есть страшного, все от греха.

Святитель Иоанн Златоуст

С тарайся жить так, чтобы тебе в час смертный более радоваться, нежели бояться. Мы рождаемся, чтобы умереть, а умираем, чтобы жить. Люби смерть, как друга, ведущего нас к Богу.

Преподобный Нил Синайский

В се люди умирают, но не все умирают одинаковой смертью. Неодинаково умирают праведные и грешные люди. Худая жизнь и конец имеет худой. Праведник же никогда не бывает так близко к своему счастию, как при смерти. Что желал он при жизни, то исполняется для него в час смерти. Живи свято, чтобы умереть свято.

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Л юбовь духовно соединяет тех, которые разделены местом и временем… Не столько плакать об умерших, сколько молиться должно, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились за нас.

Филарет, архиепископ Черниговский

К ак уснувший вечером пробуждается утром с обновленной силой жизни, так уснувший смертью телесной пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Такими словами утешал родственников усопших митрополит Антоний Сурожский:

«П ечалиться об умерших — не по-христиански. Уныние и печаль всё нарушают. Унывать — это удел тех, кто не знает Бога и не верит Ему. Мы же должны молиться Господу, чтобы Он даровал усопшим спасение и Царствие Небесное! Мы думаем о смерти как о разлуке, но забываем, что смерть одновременно является встречей души с Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. Вот поэтому сквозь слезы, мы можем радоваться за почившего. Завершилось его время борения и страдания, искания и скорбей, и теперь он в другом свете, где царствует вечная любовь! И мы таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека... Момент, когда завершается земной путь человека, и он приходит в свой настоящий родной дом, где его бесконечно любят и ждут».

Православная традиция уделяет большое внимание памяти о покойных. Умерших христиан в храмах поминают несколько раз в году по субботам. Но есть особая, родительская суббота, когда в церкви служат заупокойные службы, уделяя внимание именно умершим родственникам, а люди устраивают поминки и посещают кладбища. Из-за многолетнего негативного отношения советской власти к религии, когда традиции и обряды были под запретом и некоторые обычаи забылись, сейчас многие теряются в догадках, как же проводить родительскую субботу.

В частности, людей волнуют вопросы о том, что нужно, а чего нельзя делать в этот день, что необходимо нести с собой на кладбище и в церковь. Наши предки старались проводить родительскую субботу достойно, максимально заполненной событиями, так как, по традиции, нужно было успеть выполнить массу дел и ритуалов. Разберемся детальнее, как правильно поминать усопших в родительскую субботу, и чем она отличается от других дней.

В православном календаре существует несколько дат поминовения в году. Но самыми почитаемыми среди народа считаются те, которые предшествуют крупным религиозным праздникам, как перед Троицей, Масленицей, Покровом. Несмотря на название «родительская», это не значит, что эта суббота предназначена для поминовения исключительно своих покойных отцов и матерей. Это название происходит, скорее, от корня «род», так как традиционно люди первыми поминают именно своих ближайших родственников, но следует - всех умерших знакомых.

Выделяются такие ключевые поминальные дни:

  • Мясопустная суббота;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитровская.

Накануне празднования масленичной недели, перед Великим постом, во всех православных церквях происходит вселенская, или большая родительская суббота - день поминовения предков. Эта родительская еще носит название Мясопустная. Такое название обусловлено тем, что эта суббота приходится перед мясопустным днем - последним в году перед Великим постом, когда верующие могут себе позволить съесть мясо.

Также отдельно выделяется дата, которая идет не перед, а после большого христианского праздника. Это родительская , называемая еще Радоница. Ее отмечают на девятый день после Светлого Воскресенья, и приходится он всегда на вторник, но по народной традиции на кладбище хотят в субботу. Как правило, этот день отмечается в апреле, если только Пасха не поздняя (тогда Радоница выпадает в мае). Конкретное число Радоницы можно узнать по календарю, так как она напрямую привязана к Пасхе, которая, как известно, каждый год бывает в разные даты.

Следующая крупная суббота отмечается накануне празднования Троицы. Этот родительский поминальный день отличается от остальных тем, что традиционно люди использовали в обрядовых действах большое количество зелени и цветов. Важное значение люди также придают Дмитриевской родительской субботе, которую отмечают в начале ноября. Это последняя особая суббота в году, а потому к ней народ готовился особенно тщательно.

Дмитриевский родительский поминальный день также традиционно предназначен для особого поминовения павших за Родину воинов.

Важные моменты родительской субботы

Ключевое событие любой родительской субботы - поход в церковь и затем на кладбище. В храмах служится заупокойная Божественная литургия, на погосте священники совершают панихиды над могилами, а люди в церкви и дома читают особые молитвы за упокой душ умерших. Чтобы провести родительскую субботу правильно, нужно отправиться в церковь немного раньше богослужения. Это необходимо для того, что успеть в церкви подать записку об упокоении. В этой записке укажите имена, данные покойным родным и близким при крещении (иногда они не совпадают с мирскими именами людей).

Кроме того, в родительскую субботу в церковь не принято идти с пустыми руками. По давней традиции в храме установлен специальный столик для подношений. С этой целью в церковь принято нести продукты питания, как правило, постные, а также красное вино кагор, которое затем используется для совершения литургии. Учтите, что другие виды спиртного, как-то водка или коньяк, нести в качестве подношения в дом Божий нельзя. Интересно, что ранее был обычай собирать всем миром продукты и вино, а после службы во дворе храма накрывался один большой стол, за которым прихожане затем поминали своих родных усопших. Сейчас эту традицию еще можно встретить в небольших городках или деревнях, но преимущественно она уже исчезла из современной жизни. В наши дни продукты, которые были принесены прихожанами в родительскую субботу, используются на нужды прихода и для помощи малоимущим.

Согласно православным церковным правилам, правильно поминать усопших следует таким образом. В церковь нужно прийти дважды - сначала накануне родительской субботы и затем утром в поминальный день. В пятницу отправляйтесь на вечернее богослужение, в ходе которого совершается Великая панихида и Парастас. Затем утром снова идите в церковь, чтобы присутствовать на Божественной литургии и общей панихиде. По мнению священнослужителей, очень важно молиться об умерших, так как только молитвой можно помочь им найти упокоение. Немногие люди предвидели свой уход из жизни и успели пообщаться со священником, который отпустил им грехи. А потому снять с них груз грехов могут лишь живые родственники, которые своими горячими молитвами испрашивают у Всевышнего прощения для покойных.

После службы в родительскую субботу принято сразу идти на кладбище. Там нужно привести в порядок могилу и территорию рядом с ней, поменять на могилке цветы. Допустимо на кладбище помянуть мертвых, пригубив немного спиртного и закусив. Но официальная церковь выступает категорически против больших застолий на кладбище. Основной поминальный обед в родительскую субботу нужно устраивать уже после возвращения домой. Там можно собраться родней и за накрытым столом вспомнить добрым словом своих покойных родных и близких друзей.

Не забудьте по дороге на кладбище и с него подать милостыню и угостить едой нищих, которых часто можно встретить у ворот погоста. Этот жест милосердия соответствует одной из ключевых догм православия - помогать ближнему своему.

Спорные вопросы

Многие люди переживают по поводу того, допустимо ли в родительскую субботу заниматься своими привычными бытовыми делами - стирать или работать по хозяйству. На этот счет у священнослужителей нет никаких запретов. Более того, особая суббота изначально предполагает, что человек должен непременно пойти на кладбище, чтобы:

  • убрать там территорию;
  • при необходимости поправить крест;
  • починить ограду;
  • подкрасить надгробие.

Женщинам же нужно накрыть поминальный стол, что также является разновидностью работы. И надо угостить пирогом нищих, чтобы они помолились за усопших. поэтому можно смело делать все запланированное и не переживать насчет запретов на физический труд в родительский день. С другой стороны, священники указывают на тот момент, что никакая работа не должна быть преградой, чтобы в родительскую субботу и накануне ее посетить церковь и послушать службу.

Есть также ряд вопросов, касающихся других мирских дел, выпадающих на родительскую субботу. В частности, бывают такие ситуации, когда молодожены назначают дату свадьбы, не сверившись с церковным календарем, и в итоге их бракосочетание выпадает на родительскую субботу. Когда же они узнают об этом, то начинают переживать и забивать свою голову неприятными суевериями на сей счет. Хотя у священников на этот вопрос более лояльный взгляд, чем можно было бы себе представить. Священнослужители говорят о том, что в субботу венчание в церкви не проводится, а расписываться в ЗАГСе можно свободно. Другое дело, что не совсем удобно играть свадьбу накануне крупных религиозных праздников, как, например, в Троицкую родительскую субботу. Первые же дни лета считаются началом поры свадеб, а потому многие молодожены оказываются в двоякой ситуации именно на Троицкий родительский день. По мнению священников, верующие люди в этот день должны быть поглощены подготовкой к празднованию Троицы - одного из крупнейших религиозных праздников. А значит, людям нужно накануне отправиться на вечернюю службу и исповедаться. Потому свадьба в эту родительскую субботу может быть неприемлемой.

Если же дата свадьбы на Троицкую родительскую субботу уже назначена, и сменить ее нет возможности, народная мудрость припасла несколько ритуалов, которые помогут примириться с этим. Считалось, что утром накануне торжества молодожены каждый по отдельности должны посетить кладбище, чтобы положить свежие цветы на могилы ближайших родственников. В том случае, если кто-то из родителей молодоженов не дожил до этого торжественного дня, важно вдвоем прийти на могилу, чтобы испросить у покойного благословения на брак.

Древние традиции родительских суббот

До наших дней сохранился огромный пласт обрядов, связанных с проведением родительских суббот. Также существует много примет, на которые люди до сих пор обращают внимание. Например, на Радоницу обязательно ждали дождь. Ливень или небольшой дождик означал то, что по осени будет собран богатый урожай. Люди даже старались зазывать дождь, глядя на облака. Если небеса смилостивились над их просьбами, и падали первые капли, то все спешили набрать в ладони дождевую воду, чтобы умыться ею. Считалось, что этот ритуал приносит счастье и удачу. А молодые девушки и женщины использовали дождевую воду еще более замысловатым образом. Они набирали ее в предназначенную для этого емкость и затем клали в воду золотые или серебряные кольца - у кого какой был достаток. Наши предки верили в то, что этот ритуал сохранял девицам молодость и миловидность.

Еще больше необычных традиций сохранилось на Троицкую родительскую субботу. Наши предки были уверены в том, что на родительскую субботу их покойные родные на время могли выйти в мир живых, чтобы пообщаться с любимыми. Считалось, что накануне Троицы их духи таились в зелени - цветах, кустах, травах и деревьях. Потому люди торопились в этот день посетить кладбище, чтобы украсить могилы покойных свежими зелеными травами и яркими цветами.

Как и на Радоницу, Троицкая поминальная суббота в старину делилась на три части.

Если с первыми двумя пунктами все понятно, то, что же происходило вечером родительского дня? Пожилые люди оставались дома и проводили вечер за молитвой, а вот молодежь собиралась для веселья. Нужно отметить, что родительские субботы представляли собой не только дни поминовения усопших, но и своеобразный праздник, восхваляющий жизнь. В Троицкую родительскую субботу молодежь собиралась вместе возле водоема. На берегу озер или рек они зажигали большие костры и веселились.

А вот Дмитриевская суббота славилась застольями. Если в родительскую субботу после Пасхи поминальный стол следовало накрывать пасхальными блюдами, то осенью ключевым кушаеньем родительского поминального дня были разнообразные пироги. По традиции, приготовления к этому дню начинались еще с пятницы. Пятничным вечером хозяйки после завершения ужина полностью убирали стол и застилали его свежей скатертью. Затем стол накрывался новой снедью. Этим символическим жестом души покойных приглашались к столу. После этого все члены семьи должны были тщательно вымыться в бане. Последний из посетивших парилку оставлял в кадке воду и веник, чтобы покойные родственники могли освежиться.

На родительскую субботу после традиционного посещения церкви и кладбища люди приступали к большой поминальной трапезе. В этот день хозяйки накрывали богатый стол. Главными блюдами была любимая еда покойных родственников. Также непременно на стол ставили;

  • блины;
  • узвар (компот, сваренный из сухофруктов);
  • кутью;
  • студень;
  • жаркое;
  • пироги.

По традиции, пироги в этот день должны были быть непременно продолговатыми. Также еще одна традиция, связанная с пирогами, касалась людей, недавно вступивших в брак. Те, кто повенчался в октябре, должны были приготовить особый поминальный пирог и взять его с собой на кладбище.

Еще был специальный ритуал в эту родительскую субботу. На стол с поминальным обедом ставилась чистая тарелка, предназначавшаяся для покойных. Каждый из участников поминальной трапезы клал на это блюдо по ложке еды из своей тарелки. Эту тарелку не убирали на ночь. Считалось, что души умерших ночью угощались обедом.

Современные люди частично продолжают следовать традициям своих предков. Ярким примером может служить то, что на поминальной трапезе всегда стоит пустая тарелка и рюмка, накрытая куском хлеба. С точки зрения священнослужителей, это не более, чем пережиток языческих традиций, так как в христианской вере нет такого обряда. Но многие священники снисходительно относятся к подобным действиям членов своего прихода. Но то, что, по их мнению, обязательно нужно делать в родительскую субботу, это посещать храм.

В том случае, если человек из-за болезни не может прийти в церковь или в этот день он находится в дороге, тогда нужно просто молиться за души умерших. Молитва имеет ключевое значение, а прийти на кладбище, чтобы убрать могилу усопших родных, можно будет в любой другой удобный день.


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Бочарова Наталия. Молитва.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.


Александр Смирнов.У гроба святого

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв.Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.


Шатрова Н.КНИГА БЫТИЯ

Церковь не молится только за самоубийц.

Поминовение умершего в третий день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

В девятый день – в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и представителя к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.

Поминовение в сороковой день совершается в память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по Воскресении Своём.

Годовщина смерти христианина – это день рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и родных покойного.

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.

По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому возвести молитву к Богу о упокоении близкого вам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол.


An Old Woman Praying, circa 1655, by Nicolaes Maes (1634-1693)

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.


ANTONELLO da Messina.Virgin of the Annunciation

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".


Carl Kronberger.A Portrait Of A Woman With A Book Of Prayer.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".


Жуков Фёдор Иванович.Молитва.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.


Молящийся старик.Рембрандт, Харменс ван Рейн

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Суббота мясопустная – (суббота на масленичной неделе)

Суббота 2-я Великого поста – (через две недели после мясопустной)

Суббота 3-я –Великого поста (через неделю после 2-й)

Суббота 4-я Великого поста – (через неделю)

Радоница – (на 9-й день после Пасхи во вторник)

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Поминовение усопших воинов – 9 мая, 11 сентября.
Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)


ANTONELLO da Messina.Virgin Annunciate

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.


Моргачёв Вячеслав Георгиевич.Молитва.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

Феофан Затворник

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.


Джон Филипп. Молитва.

Поминки - похоронный обычай, встречается у большинства народов.

Описание события

Устраивается угощение, в память об умершем, после его похорон и в поминальные дни (в православной традиции - 9 день, 40 день и через год). На поминки на могилу возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу.

В поминки входят также траурные процессии, оплакивание, а на могилах мужчин - состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян).


Sidney Harold Meteyard.Elsies Prayer 1910

Поминки в православии

Поминки по усопшему по христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки - в день похорон. Вторые поминки на 9 день. И третьи поминки на cороковины (40 дней).

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки - это не просто еда, это особый ритуал, цель которого - помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.


Азовсков Тимофей. "Молитва матери"

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об успокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

Перед тем, как сесть за стол, читается молитва «Отче наш» или совершается лития. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, не допустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках усопшего лица и прочие разговоры, непристойные на таком мероприятии.

Первым блюдом на поминальном столе является кутья (коливо) - каша из цельных зерен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом и символизирующая вечную жизнь. Кутья должна быть благословлена во время панихиды. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий.

Пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок.


Моргунова Неринга. Молитва.

Если день поминок пришёлся на будний день Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив, с головными уборами.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон. На девятый день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего, на сороковой день приходят все, кто желает помянуть умершего.