Смотреть что такое "Вий" в других словарях. Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях Где вий

Неумолимый и безжалостный Вий считался судией мертвых, адским огненным судией, престол которого находится внутри земли. В руках его - пламенный бич, его глаза закрыты веками, опущенными до земли, но он все равно и видит, и знает. Если же ему поднимают веки, а поднимают их его прислужники вилами, то он видит и все то, что от других полностью сокрыто. Человек от взгляда Вия умирает.

«- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца. И вдруг наступила тишина в церкви: послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» - шепг нул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел из него дух от страха».

Н. В. Гоголь

В образе Вия выражается надежда на то, что в потустороннем мире неотвратимо воздастся, отомстится всем тем, кто жил на земле нечестно, несправедливо, не по совести и безнаказанно попирал других. От Вия ничто нельзя скрыть, нельзя также и вымолить у него прощение. Кроме того, считалось, что сей судия мертвых насылает на людей, особенно в качестве предупреждения, ужасные ночные привидения и кошмары.

Вий - воевода над нечистью, сотворенной Чернобогом . Вся она находится в его распоряжении. Сам он всегда находится под землей, т. к. боится солнечного света.


Вий - персонаж украинской демонологии, грозный старик с бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом.

Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кащею Бессмертному поднимают веки семью вилами.

«И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное».

(Н. В. Гоголь «Вий»)

Вий (Вый, Ний, Ния, Ниян) — сын Чернобога и козы Седуни. Владыка пекельного царства, царь подземного мира (Нави , Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави (в христианстве «грешников»). Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.


В восточнославянской мифологии Вий — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче — о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое — украинское слово «вії» (произносится — «вийи»), что в переводе с современного украинского языка означает «веки»; и второе — со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.


Согласно «Книге Коляды»: «Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий — тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека — тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй».

По славянским поверьям Навь (ее также иногда называют Темной Навью в противовес Светлой Нави - Слави) разделена на три царства. Владыкой Верхнего до поры до времени был Горын . После гибели Горына этот слой Нави долго пустовал, пока не был занят Велесом . Нижним Царством испокон веков владел Кощей . А вот среднее Царство Чернобог отдал Вию. Хотя, на самом деле, существуют и другие версии административно-территориального деления Нави. В соответствии с одними Вий владел как раз Верхним Царством, по другим - Нижним Царством. Однако к сущности трактовки образа Вия эта информация не имеет никакого отношения.

Вий представлялся нашим предкам как могучее практически непобедимое чудовище (реже - страшный сутулый старик). Он был силен и неповоротлив, управлял темными воплощениями всех стихий. При этом Вию служила всевозможная нечисть, без которой этот страшный бог, как минимум, не мог бы смотреть на мир. Дело в том, что у Вия имелся некоторый врожденный дефект - его веки были слишком тяжелы для того, чтобы он мог держать их открытыми без посторонней помощи. Очевидно, всему виной проклятье Сварога, посланное на голову побежденного Чернобога во время Изначальной Битвы. Так или иначе, но Вий не мог самостоятельно держать свои веки, поэтому его слуги постоянно поддерживали их черными калеными вилами (этот эпизод хорошо известен всем нам благодаря бессмертному произведению Николая Гоголя).

Любой, на кого взглянет Вий, тут же умирал (если был смертным) или обращался в камень (если являлся существом более высокого порядка). Не многие боги имели мужество сойтись с Вием в честном поединке. Тем не менее, это чудовище не одержало над Ирийскими богами ни одной победы, не смотря на всю свою ужасающую мощь. Зато людскому роду Вий попортил немало крови. Будучи сильным магом, он постоянно насылал на людей эпидемии и стихийные бедствия.

Вместе с тем, стоит отметить, что в облике Вия угадываются и положительные черты. Например, Вий с особым энтузиазмом изводит людей злобных или духовно слабых. А вот человека крепкого как телом, так и волей Вий вполне может отпустить. Таким образом, этому богу присуща некоторая доля справедливости, хоть и весьма своеобразной.

Сложно сказать, что именно наши предки скрыли в облике Вия. Очевидно - это одно из воплощений темной составляющей природы человека, глубинного животного зла, которое стремится разрушать все на своем пути и движется вперед, не разбирая дороги. Однако если воля человека сильна, а дух его крепок, то он вполне способен изменить вектор направления этой губительной энергии, возможно даже использовать ее во благо себе и другим.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови». «Длинные брови до носа» в Сербии,
Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. это существо считалось воплощением ночного кошмара.
Приехавший к слепому(темному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение «пожать руку» подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу:" Крепка твоя рука, хороший ты богатырек" .
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.
В сказке о Василисе Прекрасной , которая жила в услужении у Бабы-яги , говорится о том, что она получила в подарок за труды — в одних случаях — горшок (печь-горшок), в других случаях — череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.



Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев — Ыссбаддадена и Балора.
Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем — царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево — дерево сохнет.

Касьян на народ — народу тяжело; Касьян на траву — трава сохнет; Касьян на скот — скот дохнет.

Касьян все косой косит…

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.
Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ-МАР. Кощ — «случай, жребий» (ср. Макошь). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церки Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз — урожая нет, вверх — будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.
Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир — кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем — Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей — еще большая смерть — стагнация, смерть без возрождения.
Почитание ежегодное Вия-Касьяна приходилось на 14-15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

В примечании к своей повести «Вий» Гоголь писал, что он только пересказывает народное предание практически без изменений — «почти в такой же простоте, как слышал». Действительно, сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Но ни в одной из них нет персонажа, подобного гоголевскому Вию. Как нет его и в каких бы то ни было других фольклорных произведениях.

Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персонаж и тотчас вновь исчезает в небытие. Этот таинственный демон смерти, которому автор посвятил едва ли не полтора десятка строк повести, выписан столь яркими, выразительными красками, что неизменно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя.

Большинство из них считает, что в основу повести, несомненно, положено народное сказание, которое было переосмыслено и обработано автором. Вероятно, Гоголь переделал концовку предания, явив читателям загадочный образ Вия - порождение собственной фантазии. И тем не менее Вий появился не на пустом месте - у него имеются «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы Гоголем.

Так, многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю.

Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает.

На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай.

Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием. Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Белесом - древним покровителем охотников, который олицетворял еще и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мертвых.

Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.

Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.

В восточнославянской мифологии Вий - дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии - грозный старик с бровями и веками до самой земли.

Вий не может ничего видеть сам по себе, выступает также в роли провидца нечисти (что прослеживается в произведении Н.В. Гоголя); но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел горда и деревни. Вий также считался насылателем ночным кошмаров, видений и привидений.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче - о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы.

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое - украинское слово "вії" (произносится - "вийи"), что в переводе с современного украинского языка означает "веки"; и второе - со словом "виться", так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.

Согласно "Книге Коляды": "Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий - тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека - тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй".

Н.В. Гоголь в своём произведении "Вий" (в месте где философ Хома Брут остался на ночь в церкви) так описывает сие божество:

"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий. - И всё сонмище кинулось подымать ему веки".

"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.

Гоголь также добавляет к своему произведению следующее: "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал".

Согласно исследованию Д. Молдавского1, имя Вия возникло у Гоголя в результате фонетического смешения имени мифологического властителя преисподней Ния и украинских слов: "вiя" - ресница и "повiко" - веко.

Известный русский фольклорист А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян, а именно бога-громовника (Перуна).

Религиозный символ Бога Вия - Всевидящее око - в значении "ни что не скроется от взгляда судьи). Предположительно, его идол также изображался с таким символом.

Ний (зап.-слав.) или Вий (вост.-слав) - соотносится также с Плутоном2, по Длугошу3 ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:

"Кн. I ... Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно4, куда сходились изо всех мест".

Мацей Стрыйковский5 в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:

"Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды".

Религиозный символ Бога Вия

В русских народных сказках со схожими сюжетами (таких как "Бой на Калиновом мосту", "Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо") и записанных также А.Н. Афанасьевым герой и его названые братья сражаются с тремя чудовищами (Чудо-Юдами) и побеждают их, затем раскрывают козни жён чудовищ, но Мать Змеев смогла обмануть Ивана Быковича и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе, - говорит, - нашего погубителя.

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит, длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы чёрные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."

Старый старик устраивает Ивану Быковичу испытание с похищением для него невесты. А затем соревнуется с ним, балансируя над огненной ямой, стоя на доске. Старик этот проигрывает испытание и низвергается в огненную яму (христианскую "Гиену огненную?"), т.е. в самую глубь нижнего мира (Преисподнею). В связи с этим не лишне упомянуть и то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк6 (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд , закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. Это существо также считалось воплощением ночного кошмара.

Былинный отец Святогора неспроста отождествлён А. Асовым7 с Вием. Приехавший к слепому (тёмному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение "пожать руку" подаёт слепому великану кусок раскалённого до красна железа, за что получает похвалу: "Крепка твоя рука, хороший ты богатырёк".

И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия - железное лицо, железный палец, у сказочного - железная кровать, железные вилы. Железная руда добывается из земли, а значит и Владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н.В. Гоголь причисляет его к гномам, которые, согласно европейской традиции, являлись хранителями подземных сокровищ.

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

Вероятно, что в дальнейшем Вий сливается с образом Кощея-БеЗсмертного - царя мёртвых, бога смерти. В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею поднимают веки семью вилами, что указывает на его сходство или родство с Вием. Обращает на себя внимание родство слов: кочерга, кошевой, Кощей, кош-мар. "Кощ" означает случай, жребий (ср. "макощ"). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в Пекле, чтобы из этой мёртвой материи народилась новая жизнь. Христианский святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как например, на барельефе церкви Вознесения на Большой Никитинской улице в Москве 16 века. Этот святой, введённый в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несёт концами вниз - урожая нет, вверх - урожаю быть. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях - череп (что вероятнее всего имеет отношение именно к Кощею, ибо Кощное царство было усыпано черепами и костями человеческими). Когда она вернулась домой, череп-горшок сжёг дотла своим магическим взглядом её мачеху и дочерей мачехи.

Кощей, в более позднюю эпоху, выделился как самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими8 персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Бабы-Яги, которая проводит героя в его мир - Кощное Царство. Интересно также и имя героини (в одной из русских народных сказок), похищаемой Кощеем - Марья Моревна (смерть смертная).

В православном христианстве Вий заменён - святым Касьяном.

В русских преданиях, легендах, поверьях образ Святого Касьяна (жившего в X веке и прославившегося проповедованием монашеской жизни и основанием монастырей в Галии), несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых сёлах он даже не признавался за святого, а самого имя его считалось позорным. Обычно образ Касьяна связывался с адом и присваивали ему демонические черты в облике и поведении.

По народным представлениям, Святой Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом (хорош "святой", не правда ли?). Русские люди верили, что "Касьян на что ни взглянет, всё прянет", "Касьян всё косой косит", "Касьян на народ - народу тяжело", "Касьян на траву - трава сохнет, Касьян на скот - скот дохнет". В Сибири считали, что Касьян любит "заворачивать" головы цыплят, после чего они дохнут или становятся уродами. В свой праздник - "Касьянов День" (Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян), который отмечают 29 февраля в високосный год, Касьян развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей - будет мор, на скот - падёж, на поля - неурожай. Почитание Касьяна приходилось также и на 14-15 января.

Кроме того, считалось, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит за всевозможными запорами; вероятнее всего, именно исходя из этого появилась версия о сходстве Вия-Касьяна с индуистским богом Ваю, который действительно схож по описаниям с нашим Вием. Ваю - бог ветра, а также податель благ, он предоставляет убежище и может рассеять врагов. Его представляют с тысячей глаз, но в то же время облик его расплывчат.

Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.

Список использованной литературы:

1) Свято-Русские Веды. Книга Коляды., М.: "ФАИР-Пресс", 2007.

2) Н.В. Гоголь. - Вий, из Собрания сочинений в девяти томах. Том 2. М.: "Русская книга", 1994.

3) Гаврилов Д.А., Наговицын - Боги Славян. Язычество. Традиция, М.: "Рефл-бук", 2002.

4) А.Н. Афанасьев - Народные Русские Сказки. Выпуск IV., К.Солдатенкова и Н.Щепкина, 1860.

5) М. Драгоманов - Малорусские народные предания и рассказы, Киев, 1876, с 224, а также И. Ичиро - Общеславянский фольклорный источник гоголевского Вия, Известия АН СССР, сер. лит. и русского яз.N5, 1989.

6) А.Ф. Гильфердинг - Онежские былины, М., 1949.

7) Йордан Иванов - Богомильские книги и легенды, София, 1925.

8) П. Виноградов - Жизнь святых... М., 1880, с 29.

1 Д. Молдавский - ленинградский критик и фольклорист.

2 Плутон - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру (древнегреческому поэту-сказителю) и другим источникам, находится где-то на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю".

3 Ян Длугош (1415-1480) - польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор "Истории Польши" в 12 томах.

4 Гнезно - город в Польше, входящий в Великопольское воеводство, Гнезненский повят.

6 Бадняк - полено, сжигаемое в христианский Сочельник на очаге, и основной обряд рождественского цикла праздников у южных славян.

7 Александр Иванович Асов - писатель, журналист, историк и филолог, один из известнейших современных исследователей и знатоков древней славянской культуры и славянского язычества.

8 Хтонический - принадлежащий к подземному миру.

Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному . По мнению Е. Дмитриевой , на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса .

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами - святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля - и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда . Также на Украине с «вієм» (то есть «веем») связывали вихри и смерчи . Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен . На основе же украинской легенды о Вие Николай Васильевич Гоголь создал повесть «Вий» .

Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя .

Вий Гоголя

Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

Примечание Н. В. Гоголя

Название нечисти «вий» и его длинные ресницы явно указывают на слово в украинском укр. вія - ресница и повіка - веко , а также, возможно, укр. вий - вой .

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем . Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха .

В современной культуре

См. также

Примечания

  1. , с. 90.
  2. , с. 124.
  3. , с. 176.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. , с. 310.
  6. Ґейштор Александр . Стрибог // Слов"янська міфологія / Пер. з польськ. - К. : ТОВ «Видавництво „Кліо“», 2014. - С. 178. - ISBN 978-617-7023-22-6 .
  7. , с. 90.
  8. Рустам Шаяхметов . Об отсутствии в украинском языке понятия вій и времени фиксации в словарях онима вій // Toronto Slavic Quarterly. - № 38 (Fall 2011). - С. 225-228.
  9. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. - Ljubljana: Piza, 1998. - Т. 1. - С. 307-315.
  10. , с. 152-154.
  11. , с. 307.
  12. , с. 309.
  13. Eihwaz. Сингл "Вий" Eihwaz (неопр.) .

Литература

  • Абаев В. И. Образ Вия в повести Н. В. Гоголя // Русский фольклор. Материалы и исследования. Том III / Под ред. А. М. Астаховой и др.. - М. , Л. : Издательство Академии наук СССР, 1958. - С. 303–307 .
  • Вий // Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии - М.: АСТ: Астрель: Русские словари - 2001. - 624 с. - С. 169
  • Дмитриева, Е. Вий - кто он? // Наука и жизнь. - М. , 2002. - № 8.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Иван Быкович // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : В 5 т. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - Т. 1. - 320 с. -

Славянская мифология не менее богата, чем мифологии других народов. В ней насчитывается много разных как добрых, так и злых персонажей. Некоторые из последних не просто злые, а жуткие. К ним относится такой одиозный образ как Вий. Это сущность из потустороннего мира, обладающая взглядом, способным убить каждого.

Глаза монстра закрыты огромными длинными веками, ниспадающими до земли. Поэтому сам он не может их поднять. Для этого существуют специальные помощники. По приказу Вия они поднимают его веки железными вилами, и глаза чудовища из преисподней начинают сеять ужас и смерть.

Вий - отрицательный персонаж в славянской мифологии

Именно от взгляда жуткого монстра и пошло поверье о сглазе или дурном глазе. По преданиям сглаз вызывает смерть людей и животных, от него засыхают деревья, желтеет зелёная трава. Он также может наслать на человека полосу неудач, нищету, болезни и другие напасти. Особенно к сглазу чувствительны роженицы и невесты. Для защиты от дурного глаза и была придумана свадебная фата, а беременные женщины старались не попадаться на глаза посторонним людям, особенно незнакомцам.

И все эти обычаи начали проистекать от обитателя преисподней с его ужасным взглядом. Считается, что свою мистическую составляющую он получил от Велеса – языческого бога и главного врага Перуна, у которого воровал скотину. Велес был связан с чертями и другой нечистью и породил Вия, который стал самым сильным и ужасным исчадием преисподней.

А вот у славян, живших в Прибалтике, этот примечательный образ считался одним из сыновей Чернобога. Последний символизировал собой абсолютный хаос, разрушение и вселенскую тьму. Он управлял всеми стихиями, а нечисть из преисподней ему прислуживала. То есть Чернобог считался отрицательной божественной сущностью, поэтому неудивительно, что от него произошёл жуткий монстр с убивающим всех взглядом.

Чернобог олицетворял зло в славянской мифологии

В то же время Вий в мифологии имел и ряд положительных черт. Нередко он изводил людей злых и духовно ущербных. А вот личностей, крепких духом и волевых, привечал и не делал им зла. Он был чрезвычайно противоречивым созданием, подверженным резким перепадам настроения. Но главной его функцией, в любом случае, являлось зло. Только иногда оно проявлялось во всю силу, а иногда было едва заметно.

Эту преисподнюю нечисть описал в своём одноимённом произведение Николай Васильевич Гоголь. Он охарактеризовал её как приземистую, косолапую, с жилистыми руками и ногами. Вий у него с головы до ног покрыт чёрной землёй. Пальцы и лицо у монстра железные, а веки длинные и касаются земли. Взглядом он не убивает, а лишь разрушает защитную силу оберегов от нечисти. Он является лишь направляющей силой, но не убийцей. И главный герой произведения Гоголя Хома умирает вовсе не от взгляда монстра, а от ужаса, охватившего его душу.

Станислав Кузьмин