Кто из мыслителей был приговорен к смертной. Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология

Во все времена власть не любила инакомыслящих людей, таким был великий философ античности — Сократ. Его обвинили в растлении молодежи и вере в новых божеств. В этой статье мы поговорим о том, как жил и как умер Сократ.

Философ жил в 470-399 гг. до н. э. Он был свободным гражданином Афин. Семья, в которой он появился на свет, была не бедной. Мать была «повивальной бабкой», сегодня ее бы называли акушеркой. Отец много и тяжело работал каменотесом. Продолжать его дело сын не захотел. Он сам выбрал свою стезю. Сократ стал философом и дарил людям истину, ведя с ними продолжительные беседы о смысле жизни, учил народ нравственности. В разговорах со своими оппонентами пытался найти путь к совершенству.

В представлениях Сократа город Афины — обленившийся сильный, но тучный от обильного питания конь, которого нужно все время дразнить, не давать покоя. Таким оводом, дразнящим животное, он видел себя. Он считал, что Господь приставил его к жителям Афин, чтобы путешествовать и общаться с ними постоянно, уговаривать их жить полной жизнью, укреплять в каждом из них веру в себя и Господа. Рассуждать о нравственной философии он был готов с любым прохожим и в любое время.

Внешность Сократа

Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.

Сократ — честный гражданин

Имея, как и все граждане, определенные обязательства перед семьей, городом, страной, Сократ всегда выполнял их добросовестно. Оно почитал общественный закон, но старался поступать ответственно и отличался тем, что всегда высказывался собственное мнение. К примеру, когда он был в составе суда, где присяжных было около 500 человек, он один не согласился с вынесением смертного приговора стратегам, которые выиграли битву при Аргинусах. Их обвинили в том, что они не похоронили тела погибших в битве воинов.

Сражаясь в Пелопонесской войне, он проявил себя как очень мужественный воин. Два раза он рисковал жизнью, чтобы спасти своих товарищей. Таких подвигов на счету у Сократа множество, но он никогда не кичился ими. Он считал, что это называется "жить по совести".

Забота о душе

Первостепенным для Сократа была душевная чистота, он пренебрежительно относился ко всему мирскому. Ему не нужно было богатство, власть, он мало думал о физическом здоровье и мнении окружающих. Сократ считал, что все эти вещи вторичны. На первый план у него всегда выходила душа.

Обвинение Сократа

К сожалению, он закончил свои дни трагически. Далее поговорим о том, каковы причины и обстоятельства смерти Сократа. Трое граждан Афин обвинили его в том, что он учит молодежь не признавать богов, которым поклоняются в Афинах, и рассказывает юному поколению о каких-то новых гениях. Людей, которые обвинили Сократа, звали так:

  • Мелет (поет);
  • Анит (владелец кожевенных мастерских);
  • Ликон (оратор).

Граждане требовали смертной казни для него. Нельзя сказать, что обвинение не имело оснований. Сократ действительно учил молодежь пользоваться собственным разумом и не уповать полностью на волю богов, как тогда было принято. Но таким образом он лишал родителей и учителей авторитета, подрывал устои традиционного воспитания афинян.

В кого верил Сократ?

Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.

Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.

Сократ в суде

В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.

Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.

Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.

На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя. Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян.

В чем героизм смерти Сократа? В зале философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.

История смерти Сократа

Сократ должен был умереть от «государственного яда» — цикуты, растения с латинским названием Conium maculatum, т. е. болиголов пятнистый. Ядовитым в нем является алкалоид конин. Некоторые историки придерживаются мнения, что это не болиголов, а Cicuta Virosa, то есть вех ядовитый. В этом растении ядовитое вещество — это алкалоид цикутотоксин. В принципе, на то, как умер Сократ, это никак не повлияло.

Перед тем как приговор привели в действие, Сократ пробыл в тюрьме еще 30 дней. Многим покажется самым страшным именно ожидание, но Сократ переносил это стойко, считая, что нет ничего страшного в смерти.

Почему пришлось ждать так долго?

Дело в том, что суд вынес решение тогда, когда жителями Афин было послано судно с ритуальными дарами на остров Делос. Пока корабль не вернулся в родной город, они не могли никого казнить.

Отказ от побега

Так как период ожидания затянулся, друзья философа искали выход из сложившейся ситуации, ведь они любили Сократа и считали приговор страшной ошибкой. Не раз за этот месяц они предлагали ему организовать побег, но тот категорически отказывался. Вот в чем героизм смерти Сократа. Он посчитал, что раз так случилось, то на это воля Божья.

В последний день Платону — другу и ученику Сократа — разрешили провести с ним беседу. Это были разговоры о бессмертии души. Обсуждение было настолько эмоциональным, что тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя тише. Он объяснил, что Сократу перед казнью не стоит себя будоражить, то есть «горячить». Считалось, что все, что «горячит», может помешать яду подействовать на приговоренного, и он будет умирать в страшных муках. К тому же яд придется пить два, а то и три раза.

Описание смерти Сократа

Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.

После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.

Выводы, сделанные после смерти Сократа

Вот вы и узнали о том, как умер Сократ. Его гибель подкосила европейский дух. Для мыслящих европейцев она стала знаком беды и торжества несправедливости. Величайшие умы того времени, такие, например, как Платон, стали задумываться, насколько несовершенен тот мир, который убил такого праведника, как Сократ. Именно Платон сделал вывод о том, что должен существовать более совершенный занебесный мир, в котором и должна жить такие добродетели, как Сократ.

Вывод

В этой статье вы узнали, как умер Сократ. Он является символом стойкости духа и собственных убеждений. Когда философу сказали, что афиняне его осудили на смерть, то ответил, что их к смерти давно приговорила сама природа.

Нам кажется, что с античных времен люди изменились мало. Мы думаем, что окажись кто-нибудь из нас в древних Афинах, он вполне мог бы столковаться с тогдашними греками. Знать бы только древнегреческий!

Ошибка! Не только разные языки разделяют нас, но – что более важно – мыслим мы совсем по-другому, чем обитатели Древней Эллады. Многие логические выводы, которые нам кажутся совершенно очевидными и не требующими объяснения, были бы абсолютно не понятны, скажем, современникам Сократа (469–399 до н.э.) , которого по праву считают первым из философов. Не столько по времени (были философы и до него), сколько по важности вклада в эту науку. Фактически именно с Сократа началась современная философия.

Во времена Сократа, 2400 лет назад, люди еще только начинали осваивать логическую связь между понятиями и не всегда умели делать правильные суждения о том, что видели вокруг себя и о том, что чувствовали. Поэтому всеобщее распространение получил мифологический взгляд на мир, когда люди могли поверить и сказке, лишь бы эта сказка была хорошо рассказана. Верили на слово и авторитетным людям. Более того, многие считали, что знание – это накопление разнообразных рассказов. Чем больше рассказов ты запомнил, тем больше твое знание. Нам-то сейчас очевидно, что подобное «знание» никуда не годится. Во-первых, оно полно противоречий, а во-вторых, его трудно передать другому. Для того, чтобы научить другого, следует пересказать ему все, что знаешь сам, заставить выучить и проверить, правильно ли все это выучено. В некотором смысле напоминает нынешнюю школу, не правда ли?

Именно из-за мифологичности тогдашнего сознания очень ценилось умение красиво и убедительно говорить. Древние греки вообще были существами чрезвычайно общественными. Их жизнь протекала на площадях и в собраниях, общественных (в которых родилась знаменитая демократия) или развлекательных (из которых произошел театр). По их мнению, именно так и следовало жить. Если же появлялся человек, который предпочитал общественной жизни жизнь частную, который не участвовал в общих собраниях граждан города и не ходил на мистерии ни в храм, ни в театр, его называли «идиотом» («несведущим»).

Из-за общительности древних греков у них очень ценилось умение хорошо, убедительно, говорить, привлекать на свою сторону других людей, как сказали бы нынче, будоражить массы. Во времена Сократа появились даже специальные учителя, софисты, которые сами умели убеждать других людей (при этом, зачастую, пользуясь не вполне честными уловками) и могли научить этому других. Естественно, что за обучение софистическим приемам и умениям софистам хорошо платили. Софизм было делом выгодным.

Сократ сам был софистом. Он очень много знал и обладал живым умом и большим запасом красноречия. Однако, с точки зрения софистов, вел он себя очень неразумно. Умению рассуждать и убеждать он учил бесплатно всех желающих его послушать, чтобы у него поучиться.

Методом обучения философской мудрости у Сократа была «диалектика», то есть беседа. Он не провозглашал истины, а задавал своему собеседнику вопросы, с помощью которых, как осла палкой, подгонял его к самостоятельному выводу о предмете разговора. Подобная метода была не только очень действенной, но и очень полезной. Она учила собеседника не запоминать речь уважаемого человека, а самому делать выводы. В беседах с Сократом постоянно присутствовало сомнение. Он учил беседующих с ним подвергать сомнению, казалось бы, самые очевидные истины и слова, казалось бы, самых авторитетных людей.

Сократ сам говорил, что знает лишь только то, что ничего не знает. То есть он не надевал маску оракула, не требовал, чтобы ему беспрекословно верили. Поскольку с помощью вопросов, которые задавал Сократ собеседнику, тот самостоятельно с ним приходил к нужному выводу, утверждение Сократа о своем незнании имело определенный смысл. Он не передавал знания, он передавал умение правильно рассуждать.

Сам Сократ никаких книг не написал. Сущность его бесед нам передал его ученик Платон. А учеником Платона был Аристотель, который смог оформить умение Сократа в виде приемов особой науки, логики. Благодаря логике любой человек ее освоивший, мог делать правильные, а главное, обоснованные суждения по любым вопросам. Логика помогала найти ошибки в суждениях. Но главное, благодаря логики изменился взгляд людей на окружающий их мир. Оказалось, что слова, «живущие» в голове человека, могут отображать внешний по отношению к человеку мир, реальный, как считал Аристотель, или идеальный (такого мнения придерживался Платон). В общем, нынешняя наука началась фактически с бесед Сократа.

Любимой темой Сократа была добродетель, то есть, вопрос, как правильно себя вести. По его мнению, для того, чтобы поступать морально, следует знать, что такое мораль. Моральный поступок человек должен совершать осознанно и убежденно. Грубо говоря, если кто-то спросит человека, почему он поступил так, а не иначе, он должен объяснить это, а не говорить, что «все так делают». Все могут вести себя неправильно, и ссылка на обычаи при этом не может быть основой добродетельности. В вопросах морали, так же, как в вопросах знания нельзя полагаться на мнение большинства.

Такие суждения Сократа были восприняты верховной властью Афин, как недоверие к «народовластию». А его рассуждения о том, что в вопросах морали следует советоваться в первую очередь со своим «демоном совести» расценили, как подрыв традиционных религиозных верований. В переводе на современный российский новояз, «оскорблением чувств верующих».

Может быть, в другое время на речи Сократа афинские начальники не обратили бы особого внимания. Подумаешь, какой-то там Сократ! Но время было непростое. В 403 году до н.э. Афины потерпели поражение в Пелопонесской войне со Спартой, и власть в городе захватили тридцать тиранов, во главе которых стоял Критий, один из тех, кто слушал беседы Сократа. После свержения власти спартанцев Сократа привлекли к суду, обвинив его в подрыве устоев славной родины, Афин: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».

По приговору суда Сократ выпил яд цикуту. Это была милостивая смерть, отрава действовал в течение несколько минут, а смерть наступала от остановки сердца. До самого последнего момента Сократ был в полном сознании и вел беседу с собравшимися вокруг него учениками.

Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

Эпикур

СОКРАТ

(470/469-399 до н.э.) - древнегреческий философ

Антонио Канова. Смерть Сократа (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.


Антонио Канова. Сократ, защищающийся в суде (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.


Канова . Сократ, отсылающий жену и детей (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Как повествует ученик и друг Сократа Платон, последний день философа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему с Федоном, Симмием, Кебетом, Критоном и Аполлодором, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды.

Собственно говоря, весь месяц со дня вынесения приговора до дня казни был для Сократа сплошным монологом в диалогах о сущности смерти. Зачин был дан на суде, когда после вынесения приговора Сократ сказал: "...Похоже, в самом деле, что все произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло...

Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место... И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи".

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь - трудное и мучительное дело.

"Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся".


Сократовская версия жизни в ожидании смерти была не безразличием к жизни, но, скорее, сознательной установкой на ее достойное проведение и завершение. Ясно поэтому, как трудно приходилось его противникам, которые, столкнувшись с ним, видели, что обычные аргументы силы и приемы устрашения не действуют на их оппонента. Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. И смертный приговор, так логично завершивший жизненный путь Сократа, был в значительной мере желанным и спровоцированным им самим исходом. Смерть Сократа придала его словам и делам, всему, что с ним связано, ту монолитную гармоничную целостность, которая уже не подвержена коррозии времени...

Сократовский случай преступления позволяет проследить трудные перипетии истины, которая входит в мир как преступница, чтобы затем стать законодательницей. То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было - в перспективе - видео и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: "Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти", - он спокойно ответил: "А их к смерти осудила природа".

Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Согласно орфико-пифагорейским представлениям, омовений это имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Наступил момент прощания. Родные получили от философа последние наставления, после чего он попросил их вернуться домой. Друзья остались с Сократом до конца. Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: - Ну, милый друг, что мне следует делать? Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь. Мысленно совершив воздаяние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна. Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.

Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль? Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.


Критон, закрывающий глаза Сократа (фрагмент)

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом!"

Сен-Кантен. Смерть Сократа (1762, Париж, Школа изящных искусств)


Пейрон. Смерть Сократа (1787, Копенгаген, Государственный художественный музей)


Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)



Давид Жак-Луи "Смерть Сократа" 1787
Метрополитен - музей, Нью-Йорк

Антонио Канова. Сократ, принимающий чашу с цикутой (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)

Систематизация и связи

КТО УБИЛ СОКРАТА

Столица Греции названа в честь богини Афины. Согласно легенде, первый царь Кекроп должен был решить, кто будет покровителем города - Афина или Посейдон. Посейдон ударил своим трезубцем, и тотчас из земли забил источник. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города.

Афины прославились не только Академией Платона и Ликеем Аристотеля, не только законодательством Солона, заложившего основы демократии, но и тем, что в Афинах при демократическом режиме был осуждён на смерть и казнён величайший философ древности Сократ.

Нынешние Афины – современный мегаполис, в котором живёт почти треть населения страны (около четырёх миллионов человек). В Афинах есть современное метро (очень похожее на парижское), ультрасовременный трамвай. Собак здесь не убивают; они гуляют, где хотят.

Никакое видео не способно передать захватывающей красоты ночных Афин, и в особенности подсвеченного Акрополя.

Особая достопримечательность – почётный караул у здания Парламента. Традиционная одежда гвардейцев: юбочки, чулки, помпоны на туфлях – всё это символы национальной истории, и в частности четырёхсотлетней турецкой оккупации, о чём свидетельствуют четыреста складок на юбках.

Для меня история Афин связана прежде всего с личностью Сократа. Памятник философу стоит у здания Академии наук.

Впервые подробно я узнал о Сократе в 18 лет, когда служил на подводной лодке Северного флота и прочитал книгу «С чего начинается личность». Позже посмотрел пьесу Эдварда Радзинского «Беседы с Сократом». Ну а потом стал читать книги по философии и, конечно, «Диалоги» Платона.

Сократ стал для меня примером настоящего философа, для которого философствовать означает жить сообразно своим убеждениям.

Сокра?т родился около 469 г. до н. э. в Афинах. Он был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Благодаря отцу получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне. Проявил мужество и спас молодого юношу Алкивиада, ставшего впоследствии его другом и учеником.

Сократ одним из первых направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Сократ был не софистом, а диалектиком, то есть мастером выяснять суть предмета посредством вопросов и ответов в непринуждённой беседе (греч. dialegomai – беседую).

В отличие от софистов, для которых главное было одержать верх в споре благодаря умению вести спор, Сократ заявил, что хотя люди мыслят по-разному и обладают различными мнениями, должна существовать неоспоримая, единственная объективная истина.

Когда однажды друг Сократа Херефон посетил оракула в Дельфах, чтобы узнать у Аполлона ответ на вопрос: «Кто мудрее Сократа?» пифия ответила: «На свете нет человека мудрее Сократа»!

А Сократ говорил: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю…»

Многим известна эта фраза, однако мало кто помнит её продолжение: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого».

Сократ единственный, кто был готов к признанию собственного невежества.

Многознание не есть мудрость. А быть мудрым по Сократу означает постигнуть суть вещей.

Сократ пришел к выводу, что его убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого.

Платон сравнивал Сократа с оводом, который своим жалом заставляет лошадь двигаться. Так и Сократ своими вопросами будоражил афинян, заставляя их задуматься над своими взглядами.

Вначале он задавал вроде бы простые вопросы, и собеседник давал легкие ответы. Однако дальнейшие вопросы философа заставляли опровергать свои же выводы. Таким образом, Сократ приводил собеседника к опровержению своих же собственных первоначальных убеждений.

Молодёжь восторгалась Сократом, но многие считавшие себя умными афиняне старались держаться от него подальше.

«Всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого», – говорил Сократ.

Он верил, что его призвание – помочь человеку самому открыть истину в своей душе через диалог с ним. Этот метод называл повивальным. Через беседу Сократ побуждал человека к самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы. «Знание на самом деле не что иное, как припоминание».

В Y веке до нашей эры в Афинах была установлена демократическая форма правления, что способствовало свободному публичному обмену мнениями.

Сократ без устали критиковал афинских правителей, доходя даже до призыва к спартанцам покорить Афины, чтобы разрушить сложившуюся коррумпированную политическую систему.

И хотя Сократ никогда не боролся с властью и за власть, однако никогда не поступался своими принципами и всегда говорил правду, чем вызывал неприязнь правителей.

Подчас за свои философские беседы он получал тумаков. Однажды, получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?"

Сократ жил в постоянной нужде. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

Он не заботился о содержании семьи. «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

Сократ всегда расхаживал по городу босиком, в одной накидке. Часто, глядя на множество выставленных на продажу вещей, он говорил себе: «Как много есть на свете вещей, без которых я могу обойтись».

Порой Сократ впадал в транс. В эти минуты он говорил, что слышит свой внутренний голос, который называл «даймоном» и командам которого подчинялся.

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «даймона», предостерегавший его или его друзей не совершать те или иные поступки. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение он был обвинен в неблагочестии.

В 399 г. до н. э., когда Сократу исполнилось 70 лет, ему было предъявлено обвинение, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».

Мы не знаем, осудили Сократа за то, что он приставал ко всем с вопросами, или за реальные сексуальные домогательства. Известно, что философов того времени отличали пристрастия к сексу с юношами. В диалоге «Пир» Платона под любовью подразумевается именно мужская гомосексуальная любовь. Хотя лично я склоняюсь к мнению, что Сократа осудили за его инакомыслие.

Сократ разъяснял предназначение человека в обществе, его обязанности, почитание богов, необходимость образования, то есть практическую ориентацию человека в жизни, руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Обличение богатства, гордости, честолюбия вызывало гнев и даже ненависть к Сократу. Аристофан в комедии «Облака» высмеял Сократа как главу некой подозрительной школы софистов «мыслильни», обманщика и выдумщика, изобретателя некой новой религии и новых богов.

Для меня важнейшим в личности Сократа является его тяга к справедливости и стремление познать самого себя. «Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека».

Сократ считал, что счастье достигается путём самосовершенствования, а не накопления материальных богатств. «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». «Совершенство человека – это состояние души».

Сократ не создал ни одного философского текста. Он ничего не записывал, полагая, что это ухудшает память. Он не брал платы со своих учеников – не торговал своей мудростью.

Когда я работал в школе, на уроках права я рассказывал о Сократе, о его философии, жизненной позиции и о его смерти. Я уже знал, какая участь ждёт меня за это, и потому организовал с детьми постановку «Суд над Сократом».

В своей личной жизни я придерживался совета Сократа: «Женитесь обязательно: если вам попадётся хорошая жена, вы будете счастливы; если плохая – станете философом».

Перед каждым стоит выбор: жить как все или оставаться самим собой. Выбор Сократа известен.

Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.

Сократ исходил из того, что всё зло от невежества. Если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. А если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру.

Тот, кто хочет понять, что такое любовь, должен наполнить любовью всю свою жизнь.

Чем должен заниматься философ, как не воспитанием людей, то есть передачей той истины, которую постиг сам?

Добродетель есть высшее знание, и потому задача философа, как человека, обладающего знанием, научать добродетели других людей.

«Когда ты говоришь неправильно, это не только само по себе скверно, но и душе причиняет зло».

На мой взгляд, задача философа состоит прежде всего в том, чтобы постичь истину и измениться самому, и лишь потом помогать тем, кто хочет познать, чтобы измениться.

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!» – учил Сократ.

Когда рассуждают о прелестях демократии, забывают, что именно афинская демократия убила Сократа. Не при олигархическом режиме «четырёхсот», не при режиме «тридцати тиранов» – Сократ был осуждён на смерть при самом что ни на есть демократическом режиме.

Уже тогдашние «политтехнологи» научились использовать все достоинства демократии для избавления от своих политических противников.

«Демократия – худшая форма правления, – говорил Уинстон Черчилль, – до тех пор, пока вы не сравните её с остальными».

Сегодня, когда обсуждается вопрос о реформе политической системы, забывают, что все эти системы описал Платон две с половиной тысячи лет назад в диалоге «Государство»: олигархия сменяется демократией, демократия приводит к тирании, а тирания сменяется олигархией.

В какую сторону совершенствовать нашу демократию: в сторону народовластия или в сторону тирании?

«Реальное народовластие», как и тоталитарную тиранию, мы видели в недавние советские времени.

В России никогда не жили по писаным законам, поскольку всегда была пропасть между принятым законом и реальной действительностью.

По Конституции природные богатства принадлежат народу, а фактически – олигархам.

Власти постоянно нарушают ими самими установленные правила.

Власть обращается к народу, лишь когда не знает что делать.

В идеале общество не должно зависеть от личности правителя, но на самом деле зависит!

Куда же развиваться нашей политической системе? В какую сторону? В сторону французской «монархической» партии, или в сторону японской «доминирующей» партии?

Дело не в преимуществах той или иной политической системы, а при какой власти народу живётся лучше. Если при монархе в Швеции люди живут хорошо, а при демократии в Африке нищенствуют, то кому нужна такая демократия?

Демократия не цель, а средство – средство обеспечить народу свободу, чтобы он жил так, как он хочет.

Проблемы политического устройства интересуют лишь философствующих интеллектуалов. Народу важно, чтобы зарплаты были большие, а цены низкие. Какая политическая система ему это обеспечит, ту он и выберет. Гитлер сумел за несколько лет существенно поднять уровень жизни, потому немцы и выбрали фашизм. По тем же основаниям итальянцы выбрали Муссолини.

И дело не в вождизме, а в том, кому народ верит.

Я могу поверить, что всякий правитель хочет своему народу блага. Вот только представления о благе различаются. Олигархи хотят одного, простые люди другого. Интересы не всегда совпадают, а чаще не совпадают. Для того и нужна политика, чтобы урегулировать конфликты интересов.

Но политики живут в своём мире, а народ в своём, и миры эти не пересекаются.

Две с половиной тысячи лет назад политики, используя технологии демократического правления, обвинили Сократа в развращении молодёжи. И хотя в античной Греции любовь между мужчиной средних лет и юношей не считалась чем-то предосудительным, я не верю в гомосексуализм Сократа, ведь у него была жена Ксантиппа и трое сыновей.

Обвинения в развращении молодёжи излюбленное оружие тех, кто хочет расправиться со своими противниками. Подобного рода угрозы в свой адрес пришлось услышать и мне, когда я работал в школе. Я описал это в романе-быль «Странник»(мистерия).

Дело Сократа разбиралось в суде присяжных численностью 500 человек +1. За оправдание был подан 221 голос, а «против» 280 голосов.

После вынесения смертного приговора, друг Сократа Аполлодор, плача, сказал: «Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорён к смертной казни несправедливо». На что Сократ ответил: «А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорён справедливо?»

Сократ не единственный, кого приговорили к смерти за инакомыслие. Чуть раньше философа Анаксагора осудили за философское вольнодумство. Судьи внесли предложение «считать государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления».

Суд предоставил Сократу право самому избрать свою участь. Тот ответил, что вместо наказания правительство должно отблагодарить его как благодетеля Афин и бесплатно кормить обедами до конца жизни. Такое вызывающее поведение Сократа, на мой взгляд, объяснялось желанием умереть, нежели видеть, как продажные политики позорили Афины. Возможно, желанием достойно умереть вызван и отказ от побега из тюрьмы, который предлагали Сократу его друзья и ученики.

Сократ несколько дней жил в тюрьме и спокойно ожидал смерти. «Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться её нелогично», – говорил он.

В тюрьме Сократа навещали друзья и ученики. Он им говорил: «Мне уже пора идти отсюда, мне – чтобы умереть, вам – чтобы жить, а что из того лучше, никому не ведомо, кроме бога».

Когда друзья и ученики предлагали Сократу освободить его из тюрьмы, он отказался, заявив: «Закон суров, но это закон».

На мой взгляд, для Сократа смерть была избавлением от тяжёлой жизненной борьбы с несправедливостью. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре».

Я думаю, Сократ прекрасно понимал, что достойно умереть не менее важно, чем достойно прожить. Для философа нет лучшей смерти, чем умереть за свои убеждения. «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью».

Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни, а сам принял яд. «Я полон радостной надежды, что умерших ждёт некое будущее и что оно, как гласят и старинные предания, неизмеримо лучше для добрых, чем для дурных».

Содеянное добро и зло всегда возвращаются, подчас непредсказуемым образом. Вскоре после смерти Сократа, афиняне опомнились, изгнали его обвинителей и воздвигли Сократу бронзовую статую.

Оракул в Дельфах оказался прав: «На свете нет человека мудрее Сократа»!

Пускай страдание и муку нам жизнь готова приподнесть. Боль растворяет жизни скуку желаньем быть тем, что ты есть. Любить людей всех без оглядки и молча жертвовать собой, и помогать другим без взятки, и твари сострадать любой. Рождаться, жертвовать собою и смерть приняв, родится вновь, и в Бесконечность отправляя всё что творит твоя любовь. Вселенная - любви творенье, желания круговорот, Творца улыбка умиленья, мечты непонятой полет. Так будем жить без страха смерти, без сожаления потерь. Отбросив жажду мелкой мести. Любя сегодня и теперь!» (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Мой видеоролик «АФИНЫ» можно посмотреть здесь:

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Как танцуют греки», Древние Афины сегодня», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Сократ мне друг», «Мистерии древней Греции», «Легенда о 300 спартанцах», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Николай Кофырин, 20 Февраль, 2010 - 13:54

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Сократ: краткая биография и философия, видео» о жизни древнегреческого философа, одного из важнейших символов западной философской традиции. Годы жизни 469 - 399 до н. э.

Сократ: краткая биография и философия

С помощью вопросов и допросов этот философ создал новую ветвь философии, которая до сих пор была ограничена теориями природы, касающуюся морали и нравственного воспитания. Этот новый «жанр» в философской науке называется «этикой» (от этос: характеристика личности и индивидуальность).

Для Сократа моральное развитие было важнейшей человеческой задачей. Для него философия была не просто кучей учений и догм, а образом жизни. Живя по своим философским принципам, он не успел жить «для себя», отказываясь брать деньги за свое учение.

Афины

Будущий философ родился в Афинах, в Алопеке. Его отец, Софрониск, был скульптором, а его мать Фенарета, акушеркой. Молодой мыслитель имел близкие отношения с философом Анаксагором. Но его философия была под влиянием его понимания лишь постольку, поскольку Сократ не учитывает влияния богов в человеческой жизни.

Сократ. Годы жизни 469 - 399 до н. э.

Он считает, что человек это тот, кто делает свою жизнь. Сократ занимался скульптурой в юности и был приглашен Фидиасом на строительство трех благотворительных организаций Акрополя, который в то время строился снова после разрушения.

Это время впечатляющего культурного, интеллектуального и политического подъема в Афинах, который процветал под властью Перикла, великого стратега и защитника развития полисов.

Философ Сократ живет с чувством принадлежности Афинам и афинскому народу. Он проводит свою жизнь в постоянном контакте с полисом и людьми в нем.

Интересно, что его жену - Ксантиппу часто называют злой женщиной, но имея в виду, что муж не зарабатывал деньги (он никогда не брал деньги за свои разговоры), ни способствовал материальному благополучию своей семьи, неудивительно, что его супруга Ксантиппа часто злилась!

Софисты

В те далекие времена в Афинах действовали софисты, так называемые «учителя философии». Для которых не было абсолютной истины, все субъективно, и любая ситуация могла быть доказана так же успешно, как и противоположность.

Эта релятивизация истины не устраивала философа, который твердо верил в свое невежество и попытки софистов превратить любую ложь в истину и исказить любую истину.

У Сократа были частые споры с ними (что в итоге закончилось его смертью), в которых он применял так называемое «маэвистское искусство». Метод Сократа - своего рода «вспомогание при рождении правды».

«Я знаю, что ничего не знаю»

В соответствии со своей максимой: «Я знаю, что ничего не знаю» («scio me nihil scire» или «scio me nescire»), он задает вопросы, ответы на которые приводят к новым вопросам и диалектически достигают ситуаций, которые нельзя отрицать.

Таким образом, он стремится показать собеседнику, как истина, которой он придерживался перед началом диалога. может отличаться от подлинной. Он хотел показать, что истина может родиться диалектически, пройдя все ситуации, которые могут привести или не привести к ней.

В конце жизни, Сократ был слишком озлоблен политическими событиями и управлением Афин, которые находятся в руках олигархов после смерти Перикла (скончался во время эпидемии чумы) и Алкивиада (племянник Перикла убит заговорщиками во Фракии).

Но он не останавливается, чтобы бродить по улицам своего родного полиса и разговаривать со своими друзьями и всеми, кто встречается.

Обвинения и смерть Сократа

Из-за большого влияния, которое он оказывает на молодых людей и их различий с мнением правящей элиты, Сократ становится неудобной фигурой, которая может подорвать авторитет правителей, и против него они подают иск, в котором он обвиняется в извращении молодежи и введения новых богов.

Его близость к молодым людям интерпретируется как позор. А новые боги - это интерпретации Сократовского «Даймонион», который, по его словам, всегда мешает ему, когда он собирается ошибаться. Это «даймонион» Сократа - его совесть , что останавливает его от аморальных и неправильных поступков.

Сам мыслитель всегда утверждал, что тот, кто делает зло, не знает, что хорошо, то есть, если кто-то знает, что хорошо, он будет следовать этому и не совершит ошибок. Сократ не может доказать свою невиновность в этом процессе и обречен на смерть отравлением.

Жак Луи Давид «Смерть Сократа». 1787. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Несмотря на попытки своих друзей заставить его переехать с другой полис (и они организуют его побег!), он остается тверд в своем убеждении, что, если он это сделает, то предаст всю свою жизнь. Потому что это будет означать отказ от всего, что он сказал, он верил в безусловную правду. Сократ умирает, выпивая чашу яда цикуты (болиголов с добавками).

Он не оставил письменных работ, он предпочел этому разговор. У нас есть свидетельства только его современников и последователей. Платон рассказал о нем в своих «Диалогах», где Сократ - главный герой. Ксенофант тоже упоминает мыслителя, Аристофан пишет в комедии «Облака», где Сократ рассматривается как типичный софист.

Печальная история о смерти Сократа напоминает финал жизни римского философа Сенеки.

Подборка видео по теме «Сократ: краткая биография и философия»

Смотрите на сайте.

Дамы-Господа