Православная энциклопедия под ред патриарха. Православная энциклопедия – религиозное издание для верующих? Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ

Публикации раздела Традиции

П равославная энциклопедия - самый масштабный научный издательский проект не только в истории Русской православной церкви, но и в истории всемирного православия. С 2007 года на портале www.pravenc.ru размещена электронная версия Православной энциклопедии, которую ежемесячно посещают более 200 тысяч пользователей в России и за рубежом.

В начале XX века была предпринята попытка создания подобного проекта - Православной богословской энциклопедии. Во многом издание опиралось на западные образцы, но в 1911 году его выпуск был прекращен на 12-м томе.

Идея все же создать Православную энциклопедию - систематический свод знаний по всем аспектам христианской и церковной жизни в ее истории и современности (богословие, история, литургика и т. д.) - принадлежала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и была впервые предложена в 1996 году. Предпосылкой для осуществления столь грандиозной работы стало издание «Истории Русской церкви» митрополита Макария (Булгакова) научным издательством . Это 12-томное издание, посвященное истории православия на Руси, стало первым и очень успешным опытом взаимодействия церковной и светской науки в совместной работе над уникальным научно-издательским проектом. И именно этот успех позволил Алексию II высказать надежду об осуществлении нового, еще более масштабного проекта - создания Православной энциклопедии.

Памятник святителю Макарию (Булгакову), митрополиту Московскому и Коломенскому, уроженцу святого Белогорья, в Белгороде. Фотография: А. Шаповалов / фотобанк «Лори»

Заседание попечительского совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в храме Христа Спасителя, 31 мая 2005 года. Фотография: www.patriarchia.ru

В том же 1996 году издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря было преобразовано в Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и по завершении работы над последним, 12-м томом «Истории Русской церкви» приступило к работе над словниками будущей энциклопедии. Над созданием словников кроме уже привлеченных историков (специалистов по отечественной истории) стали работать ведущие светские ученые по всем спектрам гуманитарных наук.

В 2000 году вышел в свет первый том, посвященный Русской православной церкви. С 2001 года стали выходить алфавитные тома. Первоначально выходили два тома в год, затем - три тома, сейчас Церковно-научный центр выпускает четыре тома ежегодно. К концу 2015 года вышли 40 алфавитных томов.

Валаамский мужской монастырь. Фотография: Я. Синицына / фотобанк «Лори»

Монастырская лавка, Валаам. Фотография: А. Щепин / фотобанк «Лори»

За эти годы Православная энциклопедия стала ведущим научным изданием не только в сфере христианства, но и в истории, искусствоведении, философии, музыкальном искусстве. Статьи в Православной энциклопедии отличаются не только подробным описанием исторических мест, организаций, событий или персон, но и глубоким анализом предметов исследований. Более 80 % информации публикуется на русском языке впервые, и в этом смысле Православная энциклопедия объединяет функции просвещения и научного исследования. Часть статей из Православной энциклопедии, объединенные содержанием, выходят отдельными изданиями, например книга «Вселенские соборы» (Россия), брошюра «Иерусалимская православная церковь» (Израиль).

Православная энциклопедия затрагивает все аспекты христианства. Значительный объем занимают статьи по православному богословию, Священному Писанию, агиографии (жития православных святых), истории Русской православной церкви. Чуть менее подробно написаны статьи по истории православия в поместных православных церквях. Значительный блок статей посвящен истории и догматике других христианских конфессий: католичеству и протестантизму; также представлен уникальный свод статей, посвященных древним восточным дохалкидонским церквям. В энциклопедию включены статьи об основах вероучения и главных исторических деятелях ислама, иудаизма, буддизма и других влиятельных религиозных учений. Статьи по церковному искусству и музыке стали уникальным источником для всех специалистов, интересующихся этой темой.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании наблюдательного, попечительского и общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» в Трапезных палатах храма Христа Спасителя. Фото: А. Исакова. /пресс-служба Госдумы РФ/ ТАСС

Тома «Православной энциклопедии»

Работа над Православной энциклопедией идет в тесном сотрудничестве с ведущими институтами Российской академии наук, университетами, музеями, библиотеками, архивами. Православная энциклопедия имеет статус учебного пособия для студентов вузов и поступает в большинство государственных библиотек высших учебных заведений Российской Федерации. Научные и энциклопедические редакции Православной энциклопедии насчитывают более 100 сотрудников, которые взаимодействуют с сотнями авторов в Российской Федерации и за ее пределами.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет главный орган управления проектом - Наблюдательный совет, куда, помимо высших иерархов Русской православной церкви, входят руководители министерств и ведомств, заинтересованных в развитии этого проекта. Православная энциклопедия издается силами всех православных поместных церквей. С целью наиболее широкого привлечения региональных научных сил создаются представительства Православной энциклопедии как в России так и в странах СНГ и других зарубежных странах. Особые представительства функционируют в Белоруссии, на Украине, в Грузии, Сербии, Болгарии, Греции и США.

От Эсхатоса. Члены клуба могут ознакомиться с обширным справочным изданием - Православная энциклопедия. Издание началось в 2000 году к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа. В настоящее время 49 томов предлагаем вашему вниманию. Ввиду большого размера файлов появление томов может занять продолжительное время - следите за темой.

Православная Энциклопедия

Москва, Церковно-научный центр «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2000-2020

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ИЗДАЕТСЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
при участии
Вселенского Константинопольского Патриархата,
Александрийского Патриархата, Антиохийского Патриархата,
Иерусалимского Патриархата, Грузинской Православной Церкви,
Сербской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви,
Болгарской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви,
Элладской Православной Церкви, Албанской Православной Церкви,
Польской Православной Церкви, Православной Церкви Чешских земель
и Словакии, Православной Церкви в Америке,
Православной автономной Церкви в Финляндии,
Православной автономной Церкви в Японии
ПОПЕЧЕНИЕМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Православная Энциклопедия - том 00 - Алексий II - Патриарх Московский и всея Руси - ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Русская Православная Церковь возникла одновременно с просвещением Древней Руси светом Православия в середине двухтысячелетней истории христианства и присутствия в мире Вселенской Христовой Церкви. Она возникла естественно, как новая ветвь могучего древа, неотделимая от ствола и сохранившая его свойства, возникла как часть - митрополия - Константинопольского Патриархата. Каждый православный христианин сопричастен исторически далекой, но духовно близкой древней Церкви первых апостолов. В благодатном преемстве от них, ближайших учеников Христа, в сохранении неискаженного учения Христова - залог и духовной, и исторической жизненности Православия. Вероучение, основные канонические и литургические традиции едины для всех Поместных Православных Церквей, но каждая Церковь имеет собственный неповторимый путь и свой уникальный опыт, важный не только для нее, но и для всего Вселенского Православия.

Ко времени появления Русской Церкви уже явлены были высокие примеры подвижнической христианской жизни и мученические свидетельства веры. На Вселенских Соборах в бескомпромиссной борьбе с ересями были уже сформулированы догматы христианского вероучения. Церковное право обрело свою каноническую структуру, сформировался основной свод литургического предания, были созданы непревзойденные образцы церковного искусства. Все это Церковь подарила славянам вместе с величайшим сокровищем - письменностью.

Эти дары древней Православной Церкви и Византии, великой греческой культуры, стали решающим фактором в духовном и организационном становлении Русской Церкви, так что Русь ко времени монголо-татарского нашествия была просвещена светом Православия, имела православных государей, развитую систему церковного управления, храмы и монастыри, церковную литературу (как переводную, так и оригинальную почти во всех жанрах), искусство, своих национальных святых. Надо также помнить, что Русская Церковь родилась незадолго до трагического разделения христианского мира, до отпадения Западной Церкви. Это до сих нор не преодоленное уклонение от Православия огромной части христианского мира наложило свой отпечаток на историю Русской Церкви и русского церковного самосознания.

У историков принято делить прошедшее на этапы и периоды, отмечая своеобразие каждого из них. Не менее важно нроследить единство исторического и духовного бытия Русской Церкви на протяжении тысячелетия, непресекающуюся линию исторического развития. Жизнь Русской Церкви определялась прежде всего деяниями святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, трудами основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского и его учеников, мудрым, а подчас и героическим, служением первосвятителей Русской Церкви, подвигами святых благоверных князей, глубокими наставлениями русских вероучительных сочинений.

С другой стороны, крайне важпым стало усвоение уроков злополучного Ферраро-Флорентий-ского унийного Собора 1438-1439 гг., осозпание невозможности жертвовать догматическими истинами ради даже самых благих политических перспектив, укрепившаяся подвигом святого Марка Эфесского вера в копечное торжество истины. Здесь - начало движения Русской Церкви к автокефалии, ее пути к полной самостоятельности, вехами на котором стали поставление Собором русских епископов святителя митрополита Ионы в 1448 г. и учреждение Патриаршества на Руси в 1589 г.

С началом многовекового турецкого владычества в православных странах Восточной Европы и падением Константинополя в 1453 г. Русская Церковь и Русское государство стали оплотом Православия в мире. Сохранение и защита Православия воспринималось и Церковью, и государством как общая цель, определявшая единство стремлений. В церковном сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским и святителем Алексием Московским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Середина XVII столетия омрачилась многими бедами для Русской Церкви, последствия которых ощущались и века спустя: конфликтом между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, расколом Русской Церкви и возникновением старообрядчества.

Сегодня мы отчетливо осознаем раскол как духовную, историческую и жизненную трагедию. Позиция Русской Церкви ясно сформулирована Соборами 1971-го и 1988 гг. и подтверждена недавно постановлением Священного Синода: признавая серьезность различий в богослужебной практике и более чем трехсотлетний груз взаимных обид и претензий, мы безоговорочно осудили имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, которые были результатом вмешательства светских властей в дела Церкви, и призвали наших братьев по вере встать на нуть примирения и единства.

Наступивший с началом XVIII столетия долгий синодальный период жизни Церкви, когда она утратила Патриаршее возглавление, явился временем непрекращавшихся попыток превратить высшее церковное управление в часть государственного аппарата и подчинить церковную жизнь бюрократическим требованиям. Но этот же период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Паисию Величков-скому, Серафиму Саровскому, Оптинским старцам), создания высоких образцов русской патристичес-кой литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником и др.), временем достижений богословской мысли и капитальных трудов практически во всех сферах церковной науки, времепем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем возрождения истинного пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.

Именно этот положительный опыт, подкрепленный каноническими деяниями Собора 1917-1918 гг.- восстановлением Патриаршества, трудами по церковному устроению,- подготовил Русскую Церковь к десятилетиям жестоких гонений, продолжавшихся почти весь XX век. Искупительный подвиг сотен тысяч мучеников свидетельствовал перед Господом и миром о подлинной вере и жизни Русской Православной Церкви. Долгие годы гонений, репрессий, юридического, нравственного и имущественного произвола в отношении Церкви, конечно же, нанесли ей огромный урон. Не все смогли устоять в этой, как многим казалось, почти безнадежной схватке с системой государственного атеизма, и в этой борьбе многие члены Церкви совершали ошибки и терпели поражения. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал 6, 7), и Церковь не будет уничтожена, пока жива вера в сердцах людей.

В год 1000-летия Крещения Руси уверенность в будущем возрождении Православия в России, которую хранили в своих сердцах лишь тысячи, овладела миллионами. Начался процесс, который принято называть «духовным возрождением России» и который поставил новые задачи и новые проблемы. Именно с Церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Количество прихожан православных храмов постоянно растет, все больше людей осознают себя членами Православной Церкви. Значительная часть этой многомиллионной наствы остро нуждается в духовном просвещении, ноэтому столь важна сегодня катехизация тех, кто, восстанавливая через одно или несколько поколений духовную связь со своими православными предками, вернулся в лоно Матери-Церкви. Идет небывалый рост числа вновь открываемых и восстанавливаемых храмов и монашеских обителей, образованы и восстановлены десятки новых епархий, и это несмотря на крайне тяжелое материальное положение паствы. Множатся церковно-общественные организации, объединяющие людей для совместного труда на ниве православного миссионерства, просвещения, образования, социально-благотворительного служения.

Серьезным испытанием для единства Русской Церкви стало разделение Советского Союза на несколько самостоятельных государств, когда националистические и раскольнические настроения овладели частью церковного клира и паствы на Украине, в Эстонии и в Молдавии. Особо сложная обстановка сложилась на Украине, где несколько раскольнических групп раздирают церковную паству, где насильственно захватываются храмы и изгоняются священнослужители, где церковная жизнь оказалась в зависимости от устремлений различных политических сил. Предоставленная канонической Украинской Православной Церкви церковно-административ-ная самостоятельность позволяет православным иерархам Украины управлять церковными учреждениями, оставаясь в неразрывной вероучительной и канонической связи с Русской Православной Церковью. Уверен, что сохранение живой целостности нашей Церкви - непременное условие духовного и исторического возрождения братских народов.

Десятилетия безраздельного господства атеистического мировоззрения в системе государственного образования, массовое наступление нео- и псевдорелигиозных культов, в том числе и откровенно сатанистских, нередкие случаи католического и протестантского прозелитизма требуют от Церкви, от ее пастырей и паствы, огромных усилий. Особая задача Церкви сегодня - это спасение людских душ в условиях падения уровня жизни и обнищания значительной части населения, когда подмена подлинной культуры суррогатами массовой псевдокультуры, развязанная пропаганда насилия, разврата и гедонизма, широкое распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной и даже физической деградации народа. Падение уровня жизни привело к росту числа абортов, сокращению численности населения, появлению беспризорных детей. Забота о будущем нашего народа - детях - одно из основных направлений социального служения Церкви.

Возрождение церковной культуры и науки, объединение светских и церковных паучных сил стало одним из знамений нашего времени. Рушатся искусственные препоны между верой и знанием, воздвигнутые антирелигиозным мышлением. Этому способствует и укрепление системы духовного образования, и активное участие светской науки в общезначимых церковных просветительских и исследовательских проектах. Жизнь общества многообразна, поэтому все больше и больше оно нуждается в благотворном влиянии духовного начала, в сотрудничестве с Церковью, которая на протяжении всей отечественной истории сохраняла и несла пастве высшие духовные и нравственные ценности.

Сегодня мы, совсем недавно праздновавшие 1000-летие Крещения Руси, вновь подходим к тысячелетнему и вековому рубежу. На Поместном Соборе 1988 г. к лику святых Русской Православной Церкви были причислены православные подвижники разных эпох: периода становления Московского государства - благоверный великий князь Московский Димитрий Донской и преподобный Андрей Рублев, иконописец; периода расцвета Московского царства - преподобный Максим Грек и святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси; синодального периода - преподобный Паисий Велич-ковский, Нямецкий, блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, преподобный Амвросий (Гренков) Оптипский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский.

Прошедшее десятилетие стало временем осмысления трагической и героической судьбы нашей Церкви в XX столетии, самым зримым результатом такого осмысления становится канонизация - общецерковная и местная - сонма новомучеников Русской Церкви, за веру Христову принявших страдания и смерть. Многие из пих уже причислены к лику святых. В наступившем юбилейном 2000-м году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви будут канонизированы новомученики Российские: иерархи и клирики, монашествующие и миряне, жизнью и смертью своей засвидетельствовавшие верность Христу и искупившие перед Господом грех отступничества, овладевший миллионами христиан в послереволюционные годы, ибо Господь по молитвам праведников и исповедников и «ради них пощадил все место сие» (Быт 18, 26).

Сегодня во всех епархиях Русской Церкви идет огромная работа: восстанавливаются храмы, открываются духовные школы, катехизические курсы для взрослых и детей, возрождаются монастыри - зримым символом этой созидательной деятельности стал храм Христа Спасителя, воссозданный трудами, помощью и молитвами всей страны. И потому верим, что год 2000-летия Рождества Христова станет для Русской Церкви поистине временем Торжества Православия.

Купить книги можно на сайте издательства

Дата создания: 10 сентября 1996 г. Описание:

Учрежден на базе издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 10 сентября 1996 г.

Наиболее значительными изданиями периода 1994-1999 гг. являются «История Русской Церкви» в 9 томах, сборник «Патриарх Гермоген», новый перевод «Жития и чудес прп. Сергия, игумена Радонежского», исследование «Православие в Эстонии» Святейшего Патриарха Алексия II.

10 октября 1996 г. Священный Синод РПЦ одобрил проект издания 25-томной Православной энциклопедии. Для реализации проекта образованы Наблюдательный, Попечительский, Церковно-научный и Научно-редакционный советы, Ассоциация благотворителей, научно-информационную поддержку оказывают синодальные комиссии и отделы МП, РАН, научно-исследовательские институты, ведущие учебные заведения (духовные и светские), архивы, музеи, библиотеки.

Издание «Православная энциклопедия» включено в федеральную программу Министерства культуры РФ «Культура России 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ присвоило Православной энциклопедии статус учебного пособия для вузов РФ. Работа ЦНЦ осуществляется при поддержке Правительства Москвы, ряда регионов РФ (Саратовской, Самарской и других областей), промышленников и предпринимателей, объединенных в Попечительский совет и Ассоциацию благотворителей Православной энциклопедии.

В своей деятельности ЦНЦ стремится объединить усилия церковных и светских ученых в деле возрождения церковной науки, проведения исторических, агиографических, библейских и других исследований: учреждает стипендии для поддержки исследователей, сотрудничает с Фондом по премиям памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выявляя наиболее значительные исследования по истории Российского государства и Церкви и присуждая премии, участвует в проекте создания электронных информационных и документальных массивов (совместно с ГАРФ).

ЦНЦ «Православная энциклопедия» участвовал в ряде изданий совместно с музеями Московского Кремля, Государственным Историческим музеем, Государственным музеем истории религии (С.-Петербург). Принимал участие в проведении научных конференций: IX Международных Рождественских чтений (Москва, январь 2001 г.), «Христианство в Волго-Уральском регионе» (июнь 2002 г.), «История и агиография неразделенной Церкви» (июнь 2003 г.).

Информационно-просветительская деятельность ЦНЦ реализуется в еженедельной телепередаче «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ и в работе Интернет-портала

Левон Нерсесян. Фото: Таня Зоммер, bg.ru

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Третьяковской галереи:

– Я, собственно, никогда не относился к этому изданию как к чисто религиозному. С моей точки зрения, это очень серьезный, очень важный общегуманитарный проект, который находится на стыке нескольких наук: истории, филологии, богословия и истории искусств, которой я непосредственно занимаюсь.

Какие-то другие гуманитарные научные проекты такого масштаба, которые предпринимались бы на протяжении последних 10 лет, мне неизвестны. И то, что именно в этот проект вкладывались и продолжают вкладываться деньги – для меня чрезвычайно отрадно, потому что хочется, чтобы он был завершен.

Кстати, о завершении проекта я упоминаю не случайно – ведь существовала, скажем, так называемая «Православная богословская энциклопедия», которая издавалась в России с начала XX века и вплоть до Первой мировой войны – к сожалению, это издание было доведено только до буквы «К». Но я очень хорошо помню, как в наши студенческие годы мы регулярно ею пользовались, хотя это было совсем не так просто, учитывая, что времена были еще вполне советские. И да – мы сетовали на неполноту и несовершенство отдельных статей, но другого источника информации по целому ряду вопросов у нас просто не было.

Новая энциклопедия, разумеется, существенно превосходит то дореволюционное издание и представляет собой действительно универсальный источник по целому ряду отраслей гуманитарного знания. Приведу только один пример – сейчас в качестве научного редактора я работаю над изданием второго тома каталога икон Вологодского музея-заповедника (тоже вполне себе монументальный проект!). На данный момент в списке литературы – 18 статей из «Православной энциклопедии», и я понимаю, что их будет больше. Это и статьи по иконографии отдельных сюжетов, и агиографические справки по святым, иконы которых мы публикуем.

И, конечно, это не единственный пример, поскольку к «Православной энциклопедии» всем нам, историкам средневекового искусства, приходится обращаться регулярно – прежде всего к статьям по иконографии отдельных сюжетов и персонажей. Разумеется, их нельзя назвать исчерпывающими, но любая исследовательская работа с тем или иным иконографическим типом может и должна начинаться с той вполне грамотной справки, которую дает «Православная энциклопедия».

Сделаем небольшую оговорку: очевидно, что эти справки не вполне равноценны. Подобрать по всем темам абсолютно безупречных авторов, которые в курсе последнего слова в науке по тому или иному вопросу, – никакая редакция не в силах этого сделать. К тому же есть темы, которые исследовались мало и не исследовались вовсе, и не все авторы способны предпринять полноценное научное исследование, чтобы написать несколько страниц энциклопедической статьи. Но это особенность любого энциклопедического издания, над которым работает большой коллектив авторов, – одни статьи более удачны, другие менее, одни содержат новую информацию, другие представляют собой более или менее грамотный конспект того, что уже давно известно.

Но самое главное, что есть место, где эта информация собрана и продолжает собираться, и я надеюсь, что никакие «козни» этот процесс не прервут. А то и так приходится регулярно переживать, что до этой конкретной нужной тебе буквы энциклопедия пока еще не добралась…

Так сложилось, что я – автор всего одной статьи в «Православной энциклопедии». Но я знаю очень многих своих коллег-искусствоведов, прекрасных специалистов, пишущих для нее чрезвычайно интересные, ценные и полезные тексты, к которым я регулярно обращаюсь. И, конечно, мне регулярно пригождаются агиографические справки – прежде всего сведения о русских святых и русских переводных житийных текстах. И я подчеркиваю, что речь в данном случае идет не о тысяча первом интернет-пересказе Димитрия Ростовского, а о вполне грамотном научном анализе со ссылками на исследования и на источники, в том числе рукописные.

Наконец, есть еще целый ряд историко-богословских и литургических вопросов, которые любому действующему историку средневекового искусства абсолютно необходимы. И пусть не все они сегодня решены до конца, я могу быть уверен, что в «Православной энциклопедии» я найду самую свежую информацию, отражающую текущее состояние богословской и литургической науки.

Да, и для прояснения ситуации могу добавить, что никакого особенного пиетета перед собственно православными церковными проектами у меня нет. И прилагательного «православный» явно недостаточно для того, чтобы привести меня в восторг. Сам я вполне светский ученый, да и к тому же католик, и, кстати, будучи католиком, совершенно не уверен, что христианство можно «пропагандировать» с помощью издания энциклопедий – у нас несколько иное представление о миссионерской деятельности.

С моей точки зрения, «Православная энциклопедия» занимается, прежде всего, сбором и пропагандой знаний по истории отечественной духовной культуры и искусства, и тот факт, что Русская Православная Церковь возложила на себя такую миссию, должен безусловно украсить ее имидж в глазах, в целом, религиозно индифферентного общества. Со своей стороны я могу только выразить огромную благодарность коллективу авторов и пожелать им успешного завершения этой титанической работы.

По поводу же статьи Юлии Латыниной, которая сейчас у всех «на слуху», могу сказать только то, что она отражает ситуацию, к сожалению, вполне стандартную для современных отечественных СМИ. Мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что человек, очень поверхностно образованный и слабо разбирающийся в обсуждаемой проблеме, внезапно начинает считать свое мнение авторитетным и на глазах у «восхищенной публики» приступает к «сенсационным разоблачениям». Сколько таких «сенсационных разоблачений» мне приходилось читать по поводу музеев и музейных сотрудников – вы не поверите! В том числе и в церковных изданиях, между прочим…

Не думаю, что я вправе судить, какой из Юлии Латыниной журналист, но историк и филолог-медиевист из нее точно никакой, и мне, как вполне себе действующему ученому-гуманитарию, ее инвективы кажутся абсолютно смехотворными. Можно, конечно, вырвать из контекста несколько фраз с целью того, чтобы доказать, что все приведенные в «Православной энциклопедии» сведения ненаучны, и что она занимается исключительно пропагандой давным-давно устаревших суеверий.

Но это может произвести впечатление только на людей, к науке никакого отношения не имеющих. Для меня и моих коллег важно не то, какие именно сведения о Богородице приводит энциклопедия, а то, из каких источников эти сведения заимствованы, есть ли в статье критический разбор этих источников или хотя бы ссылки на исследования, в которых этот разбор проводился, и т. п. И дальше именно я и мои коллеги – а не Юлия Латынина и ее поклонники – будем судить о том, достаточно ли нам приведенных сведений, и оценивать, исходя из этого, ту или иную статью.

Для Юлии Латыниной в такой ситуации предусмотрена только одна возможность – ПОЛЬЗОВАТЬСЯ энциклопедией – то есть раскрыть ее на нужной букве и найти нужное слово. И если приведенные сведения ее почему-то не устроят – обратиться к любому другому источнику. А вот о том, насколько научны эти сведения, насколько они актуальны и насколько велика их общекультурная ценность, пускай судят специалисты, ладно? Если честно, ее трогательный малограмотный демарш вообще никак не должен был оказаться в поле зрения моем и моих коллег – все эти «властители дум», независимо от своей политической или конфессиональной ориентации, как правило, работают со своей, вполне устоявшейся аудиторией и вполне профессионально придумывают для нее развлечение за развлечением… С другой стороны, альтернативная экспертная точка зрения все равно должна быть высказана, а дальше уже дело публики – продолжать ли безоговорочно верить своему «кумиру» или немного призадуматься…

Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, руководитель Центра по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН:

– Реакция возмутившихся, что на издание «Православной энциклопедии» тратятся государственные деньги, понятна. На обложке энциклопедии написана конфессиональная принадлежность, а Церковь законодательно отделена от государства, поэтому с чего бы вдруг государству тратить деньги на подобное издание?

Но все-таки я советовал бы всем, кто возмущается, сначала глубже изучить вопрос. Дело в том, что «Православная энциклопедия» – это один из крупнейших гуманитарных проектов постсоветского времени. Притом каждая статья издания – это не компиляция. В эпоху информационных технологий сделать компиляционный справочник – дело нехитрое. Здесь же – огромная исследовательская работа по истории и культуре России. История Русской Церкви и история русской культуры, и история страны – связаны и уж точно пересекаются. Этот блок энциклопедия описывает лучше, чем кто бы то ни был. В ней – далеко не только богословские статьи, там говорится и об архитектуре, истории, литературе, философии, музыке.

Притом в «Православной энциклопедии» говорится не только о православии. Античная, славянская мифологии, другие религии и так далее – обо всем этом можно найти абсолютно нейтральные справочные статьи.

«Православная энциклопедия» делается не силами популяризаторов, компиляторов, а силами лучших исследователей. Ей удалось объединить и привлечь к сотрудничеству сотрудников академических институтов, вузов и так далее. Они за эти годы создали совершенно уникальное сообщество, которое выдает действительно качественный продукт.

Научный уровень этого издания и его вклад в культуру очень высок, и государство это поддерживает. Если бы государство при помощи госзакупок или какими-то иными формами снабжало все редакции средств массовой информации «Православной энциклопедией», «Словарем русских писателей», «Большой российской энциклопедией» и другими нормальными справочниками, мир бы точно стал лучше. И количество бессмысленностей, которые мы читаем в СМИ, стало бы немного меньше.

Так что, мне кажется, «Православная энциклопедия» – это из тех культурных ценностей, которые государство должно поддерживать.

Тем, у кого возникают вопросы к качеству статей «Православной энциклопедии» и кто сомневается в ее нужности, я рекомендую набрать в поисковике слова «Православная энциклопедия в электронной версии» и посмотреть, что это такое. Потому что сейчас гуляет по интернету журналистский пересказ статьи о Богородице, при чтении которого может создаться впечатление, что за государственные деньги «Православная энциклопедия» рассказывает людям сказки. Повторю то, что я уже говорил.

Уже в самом начале статьи «Богородица» содержится указание на то, что «из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы», а затем авторы дают характеристику источников, из которых можно извлечь сведения о Богородице. И лишь после такого источниковедческого введения и обсуждения вопросов о достоверности источников следует краткий пересказ жития Богородицы, который начинается со слов: «Предание свидетельствует о том, что…» На мой взгляд, для справочного издания такой способ подачи материала является вполне корректным.

Абсолютно по той же схеме излагается в энциклопедии, скажем, рассказ об Афине или Велесе, хотя, понятное дело, для православного человека Богородица – реальна, а названные два другие персонажа – герои мифов. Но на подход в изложении это никак не влияет.

Эта информация доступна, ее легко проверить. Всех призываю заходить на сайт и читать.

В этой истории есть и еще один важный момент. Мы начинаем платить по счетам за все наши «оскорбленные чувства». Нас стали воспринимать как гонителей. В любом сообществе людей агрессивных подавляющее меньшинство, но видны именно они. Нас, к сожалению, видят такими, как те самые казаки, громящие выставки, активисты, срывающие спектакли. И мы получаем ответную общественную реакцию. При этом объектом травли оказываются не «активисты» и другие агрессивные маргиналы, а серьезные академические проекты, которыми можно только гордиться. Мы получаем общественную реакцию на какие-то агрессивные действия, которые происходят от нашего имени.

Дмитрий Афиногенов

Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ:

– «Православная энциклопедия» – это не издание для верующих, и люди, которые это говорят – просто не открывали ее.

Если открыть статьи «Бергсон» или «Гегель» – это громадные по объему статьи о каждом философе, масса сведений о других конфессиях, например, там есть все католические святые.

Есть статьи о религиозной ситуации в различных странах. Например, взять статью «Италия» – она громадная. Как вы сами понимаете, православных в Италии – ничтожный процент населения. Но там тщательнейшим образом расписана вся религиозная ситуация в этой стране. То же самое в статьях о других странах.

Кроме того, там масса материалов по истории, не только православного мира, но и Запада.

Там есть много информации, которая представляет специфический интерес, но не для верующих, а для всех, кто интересуется историей Православной Церкви и ее современным положением – а интересоваться этим может любой человек.

Все утверждения по поводу разбазаривания денег – голословны. Производится очень качественный продукт в научном смысле слова. Качество обеспечивается многоуровневой системой подготовки текстов. В качестве авторов выбираются те лучшие специалисты, которые в этой области есть и согласны писать. Авторы отвечают за содержание статей, а также все они проходят очень тщательную редактуру.

Поэтому «Православная энциклопедия» – проект научный. Объем информации, который в ней представлен, несопоставим со всем, что сейчас выходит. В мире нет таких проектов, он уникален не только для России, но и для всего мира.

Я постоянно пользуюсь статьями коллег в «Православной энциклопедии», потому что кроме всего прочего там дается обновленная научная библиография, и когда я знаю авторов, мне нужны какие-то сведения, знаю, кто пишет эти статьи, и знаю, что это всегда будет на высшем уровне, и это последние достижения науки.

Статья Латыниной – просто невежество, обыкновенная леность. В статье цитируют апокриф – ну и что? Она же не открывала ее, не держала в руках ни одного тома. Чтобы оценить издание – надо открыть и посмотреть, что там написано.

Павел Лукин, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

– «Православная энциклопедия» – проект, который представляет собой очень хороший пример сотрудничества между научными государственными организациями, такими, как Академия наук, различные университеты и так далее, и общественными организациями, в данном случае – Русской Православной Церковью и не только: в проекте участвуют представители других Православных Церквей.

Все статьи пишутся специалистами, учеными так, как и положено писать подобные статьи – без каких-либо конфессиональных ограничений. В итоге получается высококачественный научный продукт, один из лучших подобных проектов на сегодняшний день. Это не чисто церковный проект, энциклопедия не сконцентрирована исключительно на внутрицерковных каких-то проблемах. В ней рассматриваются самые разные вопросы, в том числе – важные для государства, для науки, прежде всего. Никаких вопросов о том, что «Православную энциклопедию» можно покупать для библиотек, для других нужд образования, не возникает.

Здесь нет проблем, как нет, скажем, тогда, когда государство закупает учебники по основам православной культуры, мусульманской культуры, иудейской культуры. Это совершенно не означает, что государство сливается с соответствующими вероисповеданиями.

В случае же с «Православной энциклопедией» тем более – это широкий проект, научно-взвешенный, без какой-либо религиозной пропаганды.

Это не энциклопедия богослужения и не миссионерская энциклопедия, а именно – научная. Я сам, когда работаю над какими-то научными вопросами, касающимися истории, часто прибегаю к «Православной энциклопедии».

Более того, там целый ряд статей носят не справочно-информативный, а исследовательский характер. Ведь с «Православной энциклопедией» сотрудничают практически все крупнейшие ученые: историки, филологи, которые занимаются самыми разными научными проблемами. И те статьи «Православной энциклопедии», о которых я сказал – это последнее слово в науке, и без них невозможно представить себе состояние историографии на сегодняшний день.

Я не знаю конкретные финансовые детали, но точно могу сказать, что подготовка «Православной энциклопедии» – очень трудоемкая работа. Там множество редакций, очень сложная многоэтапная система рецензирования, что и позволяет создавать очень серьезный научный продукт. Естественно, это стоит денег. Дешевое бывает только плохое, как известно. Серьезный проект требует серьезных расходов. Это однозначно.

Что касается статьи Юлии Латыниной… Я с уважением отношусь к ней как к публицисту, у нее есть интересные мысли, острые суждения. Но в данном случае она проявила очевидную некомпетентность, вырвав из контекста отрывок статьи про Богородицу, где сначала очень корректно говорится о том, что речь идет о преданиях. Информацию об этом Латынина отрезала и стала цитировать апокрифические рассказы так, как будто бы в энциклопедии говорится, что это – исторически достоверная информация. Это просто недобросовестное цитирование.

Как я понял из выступления Юлии Латыниной, она считает христианство негативным явлением, разрушившим замечательную Римскую империю, и так далее. Мне такая точка зрения кажется абсолютно ошибочной, неправильной, но Юлия Леонидовна имеет право ее придерживаться. А мы имеем право с ней не соглашаться. Но вот на что никто не имеет права, так это на подтасовку фактов и недобросовестное цитирование.

Электронная версия «Православной энциклопедии», находящаяся по адресу http://www.pravenc.ru/ включает в себя статьи первых томов «Православной энциклопедии».

Ресурс представляет собой отдельный сайт с удобной навигацией. На первой странице сайта находится вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия к первому алфавитному тому «Православной энциклопедии». Также на первой странице читатель может ознакомиться с избранными статьями энциклопедии. Кроме того, здесь представлен раздел «Знаменательные даты из статей "Православной энциклопедии"», где публикуется перечень памятных дат и юбилеев на текущие даты.

Поиск по электронной версии энциклопедии осуществляется с помощью индекса статей. Все статьи снабжены богатым иллюстративным материалом, а также гиперссылками на имеющиеся в энциклопедии статьи.

На сайте существует возможность подписки на rss-канал пополнения сайта новыми статьями, сообщает Патриархия.ru.

Выступая на 17-ом заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентации XIV и XV алфавитных томов «Православной энциклопедии» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил о том, что работы над полноценной электронной версией «Православной энциклопедии» начнутся в 2008 году.

«Для того, чтобы реализовать идею электронной версии "Православной энциклопедии", считаю необходимым создать на базе Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" специальную группу, которая будет заниматься электронной версией», — сказал Святейший Патриарх Алексий.

Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на XVII совместном заседании Наблюдательного, Попечительского, Общественного и Церковно-научного Советов по изданию «Православной энциклопедии»:

"Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на необходимость интенсификации работы над основным изданием - «Православной энциклопедией».

В этом году, как мы узнали из отчета руководителя Церковно-научного Центра Сергея Леонидовича Кравца, XVI алфавитный том, последний том 2007 года, будет сдан в типографию в декабре этого года. Это будет сложный том, значительная часть которого займет статья «Евангелия». В этой статье впервые в систематическом порядке рассматриваются все основные аспекты Святых Евангелий - богословский, исторический, духовно-нравственный, текстологический, искусствоведческий, что потребовало объединения сил многих ученых, и работа над этой статьей в настоящее время завершается под нашим пристальным вниманием.

В 2008 году нам предстоит выпустить XVII, XVIII и XIX алфавитные тома «Православной энциклопедии». И именно в 2008 году мы войдем в самую обширную в наших словниках букву — «И». Церковно-научному Центру предстоит создать огромный комплекс статей, в который входят такие сложные статьи как «Иерусалимский Патриархат», «Иоанн Богослов», «Иоанн Златоуст», много важнейших страноведческих статей - «Индия», «Италия», «Испания» и другие. Буква «И» — одна из самых обширных в православных святцах и включает такие имена как: «Иаков», «Игнатий», «Иларион», «Илия», «Иоанн», «Иосиф», «Исидор». Эти имена носят тысячи православных святых, среди которых немалое количество и новомученников Российских. Думаю, что темп подготовки статей, который был задан в этом году, несомненно, должен сохраниться и в будущем году. Тем более что, как мы узнали из отчета Сергея Леонидовича Кравца, Церковно-научный Центр существенно увеличил в текущем году и заработную плату, и гонорарный фонд.

Одной из важнейших составляющих деятельности Церковно-научного Центра является научно-исследовательская деятельность, которая сосредоточена по трем основным направлениям: работа в архивах Российской Федерации по выявлению и систематизации документов по истории Русской Православной Церкви в XX веке, деятельность Агиографического совета (исследования и научная подготовка к публикации текстов житий русских святых) и издание научного ежеквартального журнала «Вестник церковной истории».

Мы высоко оцениваем эти направления деятельности Центра и хотели бы сегодня обратить основное внимание на научный журнал «Вестник церковной истории». Церковно-научный Центр четко и в срок выпускает журнал и, приступив к изданию в 2006 году, выпустил к настоящему времени уже семь номеров журнала. Однако хотел бы обратить внимание на слишком ограниченный тираж «Вестника». Мы благодарны Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которое приняло решение о приобретении для библиотек Российской Федерации нашего «Вестника», и теперь в библиотеки поставляется по 800 экземпляров каждого выпуска журнала. Но при этом высокопрофессиональное научное издание не всегда доступно нашим епархиальным библиотекам и библиотекам духовных учебных заведений из-за небольшого тиража журнала в 1 тыс. экземпляров. Думаю, что с 2008 года следует увеличить тираж издания «Вестника церковной истории».

Также хочу обратить внимание представителей Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской Академии наук на желательность включения «Вестника церковной истории» в список журналов, публикация в которых принимается Высшей аттестационной комиссией. Это позволит Нашему «Вестнику» укрепить авторский коллектив и занять должное место среди других научных журналов.

Важное значение для научной деятельности Церковно-научного Центра и для деятельности теле-кинокомпании имеют учрежденные Нами на базе «Православной энциклопедии» два архива — архив документов по истории Русской Православной Церкви XX века и архив кино- и фотодокументов по истории Русской Православной Церкви. Эти архивы очень активно используются и при подготовке статей для «Православной энциклопедии», и в публикациях в «Вестнике церковной истории», и при создании историко-документальных фильмов. Думаю, что руководству Центра совместно с руководителями архивов стоило бы приложить усилия по дальнейшему развитию взаимодействия государственных архивов с архивами «Православной энциклопедии» с тем, чтобы активнее вовлекать источники по истории Русской Православной Церкви в научный оборот.

Особое значение для будущих наших проектов будет иметь создание полноценной электронной версии «Православной энциклопедии». Сергей Леонидович уже доложил о завершении в этом году основной работы по программной разработке. Но это лишь самое начало процесса. Необходимо в следующем году создать в Церковно-научном Центре самостоятельный творческий коллектив, который занимался бы дополнением и уточнением материалов в уже вышедших томах по мере их публикации в электронном виде. Самый простой пример. I алфавитный том вышел в свет в 2001 году. За это время канонизировано много святых и новомучеников с именами «Алексий», «Александр», рукоположены новые епископы с этими именами в Русской и в других Православных Церквах. Произошли важнейшие события в жизни епархий и монастырей. Все это должно присутствовать в электронной версии «Православной энциклопедии» с тем, чтобы максимально актуализировать имеющийся материал.

Необходимо также продолжить работу по совершенствованию электронного портала «Православной энциклопедии» «Седмица.Ru». Сегодня это один из наиболее популярных и информационно насыщенных порталов, который занимает свое особое место среди других ресурсов Русской Православной Церкви. Это, прежде всего, глубокая проработка тем, публикация материалов исторического и церковно-канонического характера, позволяющая пользователям, среди которых много сотрудников средств массовой информации, более точно понимать те или иные события в жизни Церкви.

Хотел бы также сказать несколько слов о работе теле-кинокомпании «Православная энциклопедия». Мы приняли решение о собственном теле- и кинопроизводстве в 2004 году. За три с половиной года на канале ТВЦ вышло около 200 еженедельных телепрограмм «Православная энциклопедия», были созданы 20 документальных фильмов, среди которых10-серийный фильм «Земное и Небесное», 5-серийный фильм «Паломничество в Вечный город», 2-серийный фильм «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», документальные фильмы «Святой Георгий» и «Смутное время», а также трилогия по истории Русской Церкви в 20 веке: «Крест против свастики», «Сталин и Третий Рим», «Холодная оттепель 61-го года» и другие. Многие фильмы «Православной энциклопедии» были отмечены многочисленными призами кино- и телефестивалей, среди которых «ТЭФФИ-2006» и «Золотой Витязь-2006, 2007», «Покров 2006».

Как нам уже сказал Сергей Леонидович, «Православная энциклопедия» в настоящее время завершает работу над 12-серийным документальным фильмом «Планета Православия», который мы надеемся увидеть в следующем году на телеканале «Россия». В конце 2007 - начале 2008 года планируется приступить к производству двух полнометражных художественных фильмов. Картина под рабочим названием «Псковская миссия» будет посвящена героической и трагической судьбе русского православного духовенства на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны. Еще один художественный фильм обращен к переломному моменту в русской истории XIV века, когда над православным Древнерусским государством нависла угроза новых междоусобных войн и внешнего порабощения. В это сложное время Московскую Русь сохранил и укрепил реальный глава государства, наставник юного князя Димитрия Иоанновича, будущего святого благоверного великого князя Димитрия Донского, св. митрополит Алексий. Мы полагаем, что оба эти кинопроекта, посвященные драматическим событиям прошлого, исполненного образцами беззаветного служения своей Родине и Православной вере, смогут дать современному обществу новых положительных героев, которых так не хватает сегодняшней теле- и кинопродукции."