Зачем Аллах подвергает трудностям и испытаниям своих любимых рабов? Всевышний аллах все видит Аллах испытывает нас посредством проблем и трудностей.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Поистине, следование за страстями является величайшим бедствием, как для мирской жизни человека, так и его религии. И для того, чтобы понять всю опасность и порочность страсти, достаточно того, что Всевышний Аллах сравнил следование страстям с божеством, которому поклоняются наряду с Ним. Обратившись к Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и вызывая у него удивление, Всевышний Аллах сказал: «Видел ли ты того, кто взял божеством себе страсть?!» (аль-Фуркъан 25: 43).
Следование страстям – это то, что является причиной попадания в заблуждение, как сказал Всевышний Аллах: «И не следуй за страстями, а не то они собьют тебя с пути Аллаха» (Сад 38: 26).
Всевышний Аллах также сказал: «Кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).
Более того, следующие за своими страстями вводят в заблуждение не только себя, но и других! Всевышний Аллах сказал: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием» (аль-Ан’ам 5: 119).
Посланник же Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой». ат-Табарани 54/52, аль-Къада’и 325. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3039, 3045.
Также следование за страстями, является одной из основных причин раскола и вражды в исламской общине, о чем говорили саляфы еще в первые годы Ислама. Абуль-‘Алия говорил:“Остерегайтесь страстей, которые вызывают вражду и ненависть между людьми!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 61.
Сообщается, что Ибн Мас’уд говорил: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 2/258. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 10/510.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Подтвердилась истинность слов Ибн Мас’уда в наши дни, как знамение ”. См. “аль-Изтискар” 6/345.
Если все сказанное Ибн Мас’удом, включая и то, что страсть в то время будет руководить делами, подтвердилось во времена Ибн ‘Абдуль-Барра, жившего 1000 лет назад, то что можно сказать про наше время?! Ведь сколько мусульман в наши дни, к великому сожалению, которые руководствуются страстью и эмоциями, а не Кораном и Сунной!
Также страсть – это то, за защитой от чего прибегал к Аллаху сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), говоривший: «О Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от порицаемых качеств, дел, страстей и болезней! » ат-Тирмизи, ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1298.

اللهم إني أعوذ بك من منكرات الأخلاق و الأعمال و الأهواء و الأدواء

(Аллахумма инни а’узубика мин мункаратиль-ахлякъ, уаль-а’маль, уаль-ахуа, уаль-адуа)

Что же касается тех, кто сдерживал свою страсть, то Всевышний Господь обещал им Рай, как сказано в Коране: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай!» (ан-Нази’ат 79: 40-41).
Ознакомившись с этими текстами Корана и Сунны относительно опасности следования за страстью, нам необходимо узнать, что же означает: следование за страстью?
Многие мусульмане ошибочно полагают, что следование за страстью – это совершение того, что приятно и угодно душе, как говориться «предаваться потехам» виде употребления одурманивающего, совершения прелюбодеяния и т.п. Однако страсть имеет более широкое значение, а упомянутое является лишь одним из значений понятия страсть! В первую очередь под «следованием за страстью» подразумевается избирание себе в качестве руководства в вопросах религии не Коран и Сунну, а что-либо, противоречащее им, даже если это слова каких-либо признанных имамов. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Грехи совершаются по причине того, что страстям отдается предпочтение перед любовью к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха)! А нововведения происходят по причине того, что страстям отдается предпочтение перед шариатом, и это опасней! Ведь именно по этой причине и были названы приверженцы нововведений – приверженцами своих страстей!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 389.
Имам аль-Мунауи , комментируя хадисы, в которых содержится предостережение от губительной страсти, сказал: “Под этим подразумевается следование за нововведениями или же слепая приверженность к заблудшим мнениям!” См. “Файдуль-Къадир” 1/426.
Каждый мусульманин обязан знать, что есть только два руководства, а это – знание или страсть, и третьего нет! Всевышний Аллах сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!” См. “аль-Амру биль-ма’руф” 37.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Аллах разделил дела на два вида, и нет третьего. Либо следование за тем, что пришло от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), либо же следование за страстью. И любая вещь, с которой не пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), является страстью ”. См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/81.
В этих словах как раз опровержение тем, кто считает, что следование за страстью – это лишь то, что доставляет человеку удовольствие и устраивает его. Однако это не так, ибо страсть – это все, что не соответствует знанию, даже если это является весьма трудным деянием, связанным с поклонением и приносит человеку страдания!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Необходимо знать, что довольство и любовь Аллаха нельзя снискать причинением мучений самому себе и устремлением к трудностям. Некоторыеневежды полагают, что чем труднее деяние, тем оно лучше, и что величина награды всегда зависит от степени трудностей. Нет! Это абсолютно неверное убеждение! Величина награды за деяние зависит от той пользы, которую оно приносит ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/281.
Трудности и причинение себе страданий не указывают на правильность поклонения или деяния. Шариат смотрит не на трудность дела, а на правильность и пользу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает ее усложнять, она обязательно одержит верх над ним ». аль-Бухари 39.
Анас рассказывал: “Однажды когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел какого-то старца, который шел, поддерживаемый двумя своими сыновьями, он спросил: «Что с ним?»Его сыновья сказали: “Он дал обет идти пешком в хадж”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не нуждается в том, чтобы он подвергал себя мучениям», и велел ему сесть верхом”. аль-Бухари 1865, Муслим 1642.
Также Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь (хутба), он увидел стоящего человека и спросил о нем. Люди сказали: “Это – Абу Исраиль, который дал обет стоять на солнце, не укрываясь в тени, не садиться, не разговаривать и при этом поститься”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Велите ему, чтобы он разговаривал, укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведет до конца» ”. аль-Бухари 6704.
Таким образом, нам становится ясна ошибочность каждого, кто оправдывает свои деяния тем, что они являются тяжелыми и трудными. Ведь хариджиты стали первыми приверженцами своих страстей в исламе не по причине совершения страстей в плане удовлетворения своих желаний, как скажем прелюбодеяние и т.п. поскольку они считали это грехами, делающими человека неверным. Но вместе с тем, эти люди несмотря на те трудности что испытывали, являются главами приверженцев своих страстей. Ведь страсть в виде совершения греховных вещей, к которым склоняется душа, менее опасна, чем страсть в вопросах религии! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Следование за страстью в вопросах религии намного хуже, чем следование страсти в удовлетворении своих греховных желаний! Поистине, первый вид страсти – это то, посредством чего впали в неверии люди Писания и многобожники! ” См. “Маджму’уль-фатауа” 28/132.
На основании всего изложенного становится ясно, что СТРАСТЬ – это все, что не руководствуется истинной! А что касается того, кто взял себе за основу страсть, а не Коран и Сунну, в понимании саляфов, тот понесет только убыток, несмотря на тяжесть совершаемого им поклонения! Истину говорил халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз: “Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы ”. Ахмад в “аз-Зухд” 365. Иснад достоверный.

Хвала Аллаху и благословения Его посланнику (мир ему), его семье и сподвижникам! Аллах Всевышний сказал:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).

В другом аяте сказано: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Этот аят является доказательством того, что каждый человек будет подвергнут испытаниям и никто не войдет в Рай, не будучи испытанным. Когда человек сталкивается с трудностями и испытаниями, от него как верующего требуются и вера в предназначение Аллаха, что все – по установлению Всевышнего, что вместе с испытаниями приходит Его милость и облегчение. Каждый будет испытан, даже пророк Мухаммад (мир ему) подвергался множествам испытаниям, причем уровень испытаний зависит от уровня имана верующего.

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) говорится: «Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, затем те, кто был ближе к ним (своей верой), затем те, кто был ближе к этим. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его вере была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов».

Не следует думать, что только пророки проходили испытания достойно, становясь еще крепче в своей вере, каждому верующему предоставляется такая возможность. Безусловно, в моменты несчастий и бед мы бываем погружены в сильные душевные переживания и не можем думать ни о чем другом, но на самом деле испытание и беды – благословение для верующего, возможность обрести довольство и любовь Всевышнего Аллаха, который и послал испытание, чтобы испытать поведение своего раба в этой ситуации.

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Извини нас, прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми» (2:286).

Когда мы теряем надежду и не верим, что все будет хорошо, мы идем на поводу у шайтана, который подстрекает нас этому. Отчаяние и потеря надежды на Всевышнего – одни из самых больших грехов. Ибн Аббас передал, что один человек спросил у Посланника аллаха (мир ему), какой грех является самым тяжким? На что пророк (мир ему) ответил: «Приравнивание кого-либо к Аллаху, терять надежду на милость Аллаха и отчаяние».

Терпение – это милость и благословение Всевышнего , дарованное людям, которое позволяет преодолеть жизненные трудности, беды и печали. Аллах ниспосылает трудности, но Он ниспослал и терпение как средство их преодоления. Терпение не дает человеку сломаться, делает его сильнее и возвеличивает в глазах Всевышнего. Однажды пророк (мир ему) проходил мимо кладбища и увидел там женщину, сидящую на коленях, которая плакала около одной могилы и сказал ей посланник Аллаха: О рабыня Аллаха, побойся Аллаха и проявляй терпение. Она же в ответ: О раб Аллаха, я потеряла ребёнка. Он сказал ей: О рабыня Аллаха, побойся Аллаха и терпи. Она же говорит: О раб Аллаха, если бы тебя постигло меня ты нашёл бы мне оправдание. Он сказал ей: О рабыня Аллаха, побойся Аллаха и терпи. Она же в ответ: О раб Аллаха, ты слышал меня, так уходи же. Посланник Аллаха удалился. Один из муслимов видел это, он подошёл к ней и спросил: Что сказал тебе этот мужчина? И она поведала, что сказал ей этот мужчина и что она ему ответила. Он же спросил её: А знаешь ли ты кто это был? Она ответила: Нет, клянусь Аллахом. Он же сказал: Горе тебе! Это же был посланник Аллаха. И она поспешно устремилась за ним, пока не догнала его и сказала: О посланник Аллаха, я буду терпеть. Он же сказал ей: Воистину терпение при первом ударе.

Терпение облегчает боль страданий , поэтому Аллах велел человеку быть терпеливым и не впадать в крайности, которые будут только нагнетать обстановку. Всевышний Аллах любит терпеливых, так будьте же из их числа тех, «которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:156).

И не теряйте надежды на милость Того, кто вас создал, Того, кто знает все, что происходит в вашей душе. И если ваша душа не спокойна, обратитесь к аятам Корана, в которых Аллах обещает свою милость каждому. А Его обещание верно. Ищите утешения в Нем: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он Прощающий, Милосердный».
(39: 53).

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем» (2: 186).

«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (50:16).

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Испытания , которые случаются в нашей жизни, кажутся наказанием. Человека одолевает бесконечное чувство беспокойства о будущем: брак, работа, здоровье. Некоторые настолько тяжелы, что кажется невозможно их преодолеть. Подсознательно мы спрашиваем самого себя: «Почему я? »

Человек знает, что ему не стоит отчаиваться и терять надежду на Божью милость. Но шайтан искушает человека и пытается заставить усомниться в этом. Часто мы отчаиваемся и разочаровываемся в самих себе и чувствуем нашу беспомощность, неспособность изменить положение наших дел и преодолеть то внутреннее смятение, которое нас одолевает. Мы теряем надежду и перестаем верить во что-либо светлое. Мы забываем о том, что Аллаху подвластно все, и стоит Ему сказать «будь», все изменится. Мы забываем о том, что Всевышний не наказывает, а человек не может быть совершенным.

Безусловно, это не означает, что мы не должны стремиться к тому, чтобы исправить положение дел. Умение преодолевать жизненные трудности заключается в том, чтобы укрепить связь с Всевышним во время трудностей. Пока Всевышний с нами, ни одна из ситуаций в нашей жизни не кажется такой безнадежной и нерешаемой. Все в нашей жизни, и плохое, и хорошее, временно, ни одна печаль не бывает постоянной. следует воспринимать как то, для чего они предназначены – как испытание нашей веры и приближение к Всевышнему. Положение верующего такого, что он сам обозначает те трудности, с которым сталкивается: либо это наказание и страдание, либо это повод стать лучше, стать сильнее и приблизиться к Аллаху. Испытания могут стать для нас абсолютным несчастьем, если человек будет воспринимать их как наказание, и может привести к тому, что Он отдалиться от Всевышнего. Понимание нашего положения и осознание милости Всевышнего позволяет верующему превратить испытание в то, из чего можно извлечь урок и средство приближения к Творцу. Осознание милости проявляется в покаянии и предоставлении себя воле Аллаха.

Во-первых, в каждой трудности вы не одни, с вами Тот, кто вас Создал. Тот, который все видит и слышит, даже то, о чем вы молчите, тот, который знает вашу душу. Независимо от того, какое горе мы переживаем и независимо от того, насколько брошенными себя чувствуем, с каждым – Всевышний. В Коране сказано: «Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу» (20:46).

Когда человек осознает это, он чувствует, как становится ближе к Нему. Он дал эти испытания, Он даст и их решение. Каждый раз, когда с нами случаются неприятности или мы переживаем сложные времена, мы должны помнить о следующем:

«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).

Иногда на нашу голову приходится столько трудностей, что мы не можем сосредоточиться на чем-либо другом, кроме трудностей, которые нас постигли. Но если бы мы помнили о благословениях Всевышнего, мы бы не смогли их всех пересчитать. Напоминание о великой милости Всевышнего заставляет нас посмотреть на испытания в системе всемирной справедливости.

Среди 99 имен Всевышнего – Милостивый, Милосердный, Справедливый и Мудрый. Испытание, вышедшее на вашу участь, возложено на вас не кем-то случайным, а Мудрейшим из мудрейших, тем, кто ближе к вам, чем ваша сонная артерия.

Более того, испытания очищают человека от грехов . Пророк (мир ему) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».

Конечная цель жизни верующего заключается в достижении довольства Всевышнего и Его рая, и все мы нуждаемся в истинном поклонении Всевышнему так, как Он того заслуживает. В хадисе говорится: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня».

Мы забываем о покаянии , о благодарности и забываем о том, что трудности и испытания, которые мы терпеливо пережили, облегчат наше бремя в Судный День. Испытания также являются напоминанием о нашем главном предназначении и делают нас ближе к Всевышнему. И каждая трудность заставляет осознать, что нет никого, кроме Него, на кого можно было бы положиться.

Наша приверженность проверяется во время испытаний: будем ли мы близки ко Всевышнему тогда, когда все хорошо или же будем оставаться также близки к Нему в моменты сложностей.

«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!» (22:11).

И помните: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

MuslimVillage

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Всевышний Аллах, Знание и Могущество которого объемлет все сущее, в Священном Коране говорит:
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (Аль-Кыямат, 75/36).Ислам,Вера,Поклонение
«Воистину, Господь твой – [поистине] в засаде» (Аль-Фаджр, 89/14).
«Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах все, что вы вершите» (Аль-Хадид, 57/4).
«Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж» (Каф, 50/16-18).
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах наблюдает за рабами Своими постоянно и внимательно. Это должны понимать те, кто понял, что сутью их прихода на этот свет является испытание, и что каждый понесет за него либо соответствующее наказание, либо соответствующую награду.
Это должны понять те, кто, купаясь в нескончаемых благах Аллаха, забывают поклоняться Ему, те, кто отступил от благословенного пути Господина посланников (саллаллаху алейхи ва саллям), те, кто повернулся спиной к указанным в Священном Коране истинам.
Это должны понять те, с чьих лбов стерся след от земных поклонов, те, чьих душ и сердец не коснулась печать Ислама, те, кто, сами спеша в мечети, пребывают в беспечности о том, что их дети встали на путь потребления спиртного, разврата и азартных игр.
Это должны помнить те, кто не соблюдает и не уважает прав других, те, кто не отличает дозволенного от запретного, те, кто не видит ничего зазорного в том, что растит своих детей на нечистые и запретные деньги.
Это должны понимать те, кто вместо братских чувств стараются распространить среди мусульман ложь, разногласие, сплетни, вражду и ненависть.
Это должны понять те, кто, принимая Великий Ислам как веру, поклонение и нравственный закон, не довольны теми законами, которые он устанавливает в обществе.
Да, каждый здравомыслящий и совестливый человек должен признаться себе в том, что Аллах, Который ближе к нам, чем наша шейная артерия, Который посылал к нам пророков и разъясняющие, – где ложь и где истина, писания, Который знает все, что мы совершаем и что замышляем, непременно призовет нас к ответу. Разве возможно избежать встречи с Ним и Его расчетом? Разве спасут нас от расчета наши друзья и родные, наши деньги и положение? Или мы думаем, что наши прегрешения и зло обернуться для нас благом? Разве не наступит день правосудия?
«Разве Аллах – не наисправедливейший из всех Судий?» (Ат-Тин, 95/8).
Таким образом, братья мусульмане,если мы держим путь к вечности, то должны отыскать ответы на все эти вопросы заблаговременно. Пусть каждый еще раз уверует в то, что является рабом Аллаха, и что каждому предстоит предстать перед Ним и держать ответ. Украсьте жизнь свою благими деяниями. Наилучшим образом соблюдайте права Аллаха и права Его рабов, подобных вам. Оберегайте руки и души свои от злого и запретного. Обучайте детей своих исламскому благонравию и старайтесь быть для них в этом живым примером. Не ищите чести и достоинства выше, чем быть мусульманином. Не будьте игрушками нафса и шайтана. Знайте и помните, что Аллах видит каждого из нас, и, что Он спросит всех нас о том, что мы делали, ведь к Нему Одному – Господу миров все мы будем возвращены.
Свою хутбу я хочу закончить хадисом Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Наилучшим образом соблюдай и чти то, что установлено Аллахом, тогда и Он окажет почет тебе. Помни об Аллахе, и ты найдешь Его рядом с собой. Если хочешь чего-то, проси это у Аллаха. Если ищешь помощи, проси ее лишь у Него Одного» (Тирмизи Рияд ас-Салихин пер. том 1: 95).

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В прошлых статьях мы уже касались вопроса о том, что Аллах в этой жизни испытывает верующих рабов разными неприятностями. Он и Сам прямо говорит об этом:

«…Мы подвергаем вас умеренным испытаниям страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов (т.е. урожая). Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает несчастье, говорят: "Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся!" Они – те, на которых нисходят благословения их Господа и милость, и они ведомы верным путём» (Коран, 2:155-157).

Из этих благородных аятов мы понимаем, для чего Аллаху нужны такие испытания. С их помощью Он приучает мусульман к терпению, которое является одним из характерных признаков богобоязненного человека:

«Поистине, каждый человек понесёт убыток (в будущей жизни), кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу Истину и заповедали друг другу терпение» (Коран, 103:2-3).

Наполняя сердца мусульман терпением, Аллах готовит их к великому «испытанию могилы», т.е. к суровому экзамену сразу после смерти, когда люди будут вкратце спрошены о том, кому и как они поклонялись. Успешно сдать его смогут только те, о ком Аллах сказал выше, – обладатели веры, знаний, праведных дел и терпения. Так же и школа 11 лет готовит человека к выпускным экзаменам, от результатов которых зависит многое в его дальнейшей жизни.

Поняв это, мы поймём и смысл пророческого хадиса: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытанию» (аль-Бухари). Аллах любит верующих и послушных Ему рабов, желая им вечных удовольствий в Раю, а потому превращает их земной путь в многолетнюю подготовку к испытанию могилы. Это похоже на то, как родители отдают ребёнка в школу, не позволяя ему весь день развлекаться на улице в компании друзей, – именно потому, что они его любят и желают для него успехов во взрослой жизни.

Испытаниями Аллаха являются не только беды, переживаемые мусульманином, но и те обязанности, которые Он на него возложил (например, ежедневная пятикратная молитва). При этом Аллах проявляет наивысшую мудрость – Он прекрасно знает возможности Своих рабов, а потому не сталкивает их с невыносимыми проблемами:

«Аллах не возлагает на душу сверх её возможностей» (Коран, 2:286);

«…не отчаивайтесь в милости Аллаха! Воистину, в милости Аллаха отчаиваются только неверующие люди» (Коран, 12:87);

«Воистину, за каждой трудностью наступает облегчение. Истинно, за каждой трудностью – облегчение» (Коран, 94:5-6).

Таким образом, Всевышний не обременяет людей невыполнимыми приказами и запретами и не посылает праведным рабам такие несчастья, которые они не смогут вытерпеть без того, чтобы разочароваться в Нём и Его религии. Аллах напрочь оставляет без помощи и поддержки только тех, кто отрицает Его откровения и законы или грубо искажает их:

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними (врата) благодати с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили (т.е. покарали) их за те (грехи), которые они накопили. Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание настигнет их ночью, когда они спят? Неужели жители селений не опасались того, что Наше наказание настигнет их утром, когда они забавляются?» (Коран, 7:96-98);

«Сколько поколений до них Мы подвергли гибели! Разве ты ощущаешь присутствие кого-нибудь из них или слышишь их шёпот?» (Коран, 19:98).

Однако Аллах может наказать неверных не только пагубными катастрофами, но и крайне беспечной и беспроблемной жизнью в этом мире:

«Оставь же Меня наедине с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечём их так, что они даже не осознают этого» (Коран, 68:44);

«Никогда не совершай (погребальный) намаз по кому-либо из них (лицемеров, притворявшихся мусульманами) и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами. Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах хочет только наказать их таким образом в этом мире, чтобы они расстались со своими душами, будучи неверующими» (Коран, 9:84-85);

«Ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, которые не уверовали. Они станут обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 3:116).

И Господь миров предупредил мусульман, чтобы они не увлекались чрезмерно благами и красотами этого мира, забывая о вечной жизни:

«О те, которые уверовали! Пусть ваши богатства и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (Коран, 63:9);

«Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением. У Аллаха же (для вас уготована) великая награда. Посему бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте (имущество) во благо самим себе (т.е. на праведные цели). А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (Коран, 64:15-16);

«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая красот этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему Напоминанию, кто потакает своим страстям и чьи дела (в День Суда) окажутся тщетными» (Коран, 18:28);

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения наполняются ей, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всё. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран, 18:45-46).

Итак, мы приходим к выводу, что Аллах испытывает Его рабов как горем, так и радостью. И подлинно верующим может называться только тот, кто терпит ради Аллаха трудные минуты своей жизни, не отчаиваясь в Его милости, а в минуты счастья благодарит Его и сохраняет внутреннюю готовность к новым проблемам:

«Поистине, человек создан нетерпеливым – беспокойным, когда его касается беда, и скупым (на благодарность), когда его касается добро. Исключение – молящиеся (мусульмане), которые регулярно совершают свой намаз» (Коран, 70:19-23).

И поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал великие слова:

«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим). (Замечу, что аяты Корана он сообщал людям дословно, тогда как пророческие хадисы – это его пересказ откровений Аллаха в произвольной форме)

И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.